Задайте своему приятелю вопрос о том, сколько он знает представителей MMORTS, и он почти наверняка разведет руками, словно неподготовленный к уроку школьник. Казалось бы, необычный жанр - отличный полигон для экспериментов, исследований и инноваций, а на ум приходит всего три игры. Недоведенная до ума Elements of War, BattleForge, в которой уровень бонусов и поблажек для «премиум»-игроков ушел за границу разумного, и браузерная (отчего и несерьезная) My Lands. Увы, Stronghold Kingdoms тянуться до них, как до звезд – и высоко, и горячо.
Простенький аватар. Именно на него будет смотреть другой игрок, общаясь с вами в чате.
Однако опробовать ее все же стоит – благо, установленная игра просит жалкие 5 мегабайт на жестком диске. Такой подход разработчиков моментально обескураживает. Во времена, когда проекты на Unreal Engine 3 готовятся запускать в браузере, соревнования в Quake Live устраивали все, кому не лень, а Electronic Arts даже анонсировала Command & Conquer Tiberium Alliances, сделанную целиком при помощи HTML 5, удивляешься – почему Firefly Studios не пошла по тому же пути? Вместо этого нам предлагают скачать клиент, в котором абсолютно нет звуков, а музыка стартует по новой уже через четыре композиции.
С морщинами, но обаятельная!
Архаичный интерфейс напоминает об играх, которые мы устанавливали на Windows 95, скудно анимированные юниты и постройки навеивают теплые ассоциации с оригинальной Stronghold, а тысячи строк меню с первого взгляда намекают на то, что большую часть времени будут отнимать именно они.
Эх, если бы здесь было больше игроков!
Тех, кого программные трудности миновали стороной, ждет огромная карта для заселения. Своя для каждого континента. Например, для граждан СНГ на выбор предстанут Казахстан, Туркменистан, Западная и Южная Россия, Северная Беларусь, Восточная Украина и другие регионы. Первоначально во владении у сельского дурачка будет маленькая деревушка с амбаром и складом. В дальнейшем под руководством авторитетного вассала окажется неприступная крепость и множество подконтрольных провинций. Популярность придет не сразу. Как и всем нормальным людям, подданным нравятся минимальные налоги, еда в избытке для того, чтобы набить брюхо, и эль, текущий рекой. Умудритесь создать государство мечты – и народ непременно потянется к вам.
Маленькие кольца Stronghold Kingdoms сжаты настолько плотно, что недостатка логики в этой цепочке не найдется даже под микроскопом. Посаженые яблони и ловля рыбы – сытый народ; дорогое пиршество – подданные довольны; для того, чтобы вооружить крестьян, нужно золото; без свободных хижин не заселить рабочих; без покупки земли не построить новой деревни. Развитие любого государства опирается на науку. Поэтому мечники, арбалетчики, доспехи не появятся сами собой, каменные стены и церкви не построить без соответствующих исследований так же, как нельзя разведать территорию или начать торговать с соседями без развития необходимых веток.
Ветвистое дерево местных технологий.
Пропало два зайца
Увы, именно в этом отношении Firefly Studios решила показать свои капиталистически зубы и дать преимущества игрокам с пухлыми кошельками. Каждая новая постройка всегда будет стоить дороже, любая технология будет развиваться медленней, а следующий крестьянин обязательно придет позже предыдущих. Надоело ждать битый час? Покупайте бонусные карты, которые ускорят эти монотонные процессы. Через некоторое время без поблажек в Stronghold Kingdoms как весенний снег начинает таять самое главное – сама игра. Нередко происходят ситуации, когда нельзя купить здание, не имея в распоряжении достаточно камня, каменоломню - без древесины, а нужный ресурс, замыкающий круг, окажется в казне через часов пять. И единственное, что можно посоветовать в такой ситуации – это нажать alt+tab, заняться другими делами или расстаться со своими кровными.
Именно поэтому Stronghold Kingdoms невозможно оценивать с помощью привычных баллов. Первоначально эта игра действительно затягивает, пробуждает желание разобраться во всех тонкостях, купить несколько деревень и «дослужиться» до максимально высокого звания принца. Но с каждой секундой, как наркотик (или «Веселая ферма»), она требует все большую дозу. А такие ассоциации для хорошего проекта явно неприемлемы.