Кто на свете всех грустнее? Риторический вопрос для любого игрока. В начале двухтысячных история потерявшего семью полицейского Макса Пейна показала, что игры могут рассказывать не только о пузатых сантехниках, собирающих монетки и спасающих принцесс, какающих ромашками, но и, не хуже чем в кино, ставить перед собой весьма серьезные темы. Творение молодых энтузиастов из Remedy было о человеке, у которого отняли все самое дорогое, что было у него в жизни. Которому уже нечего терять. Который во имя мести готов бросить вызов хоть влиятельным денежным мешкам, хоть опаснейшим преступникам, хоть просто психам, не боясь ни расправы, ни смерти. И чем глубже он погружался в преступный мир дождливого Нью-Йорка, тем сильнее ударяла по нему коварная судьба, пока, в итоге, Макс не потерял последнюю ниточку, державшую его разум в равновесии...
И вот, со времен тех событий прошло десять лет. И реальных, и игровых. Вряд ли этому периоду существования бывшего копа можно позавидовать, но, к счастью, он смог кое-как взять себя в руки, забыть о прошлом и попытаться начать все заново. Макс отправился в город Сан-Паулу, что в Бразилии. Жизнь там вряд ли можно назвать тихой и мирной, поэтому он без труда нашел подходящее и доходное дело — стал телохранителем. Работка не пыльная — посещать различные вечеринки, стоять у барной стойки, потягивать крепкие напитки, да поглядывать, чтобы местным богатеям и их детишкам никто не мешал развлекаться.
В одну прекрасную бразильскую ночь, когда Макс привычно присосался к стакану, недоброжелательные парни в масках нагрянули в клуб и давай наводить беспорядок. В общем-то, стандартный рабочий день — Макс, не торопясь, по-будничному, достает пистолет, время замедляется, и вот уже в головы латиносов победоносно врезаются десятки свинцовых пуль. Наш старый знакомый нисколько не потерял в физической форме — по-прежнему ловко прыгает и метко стреляет в полете. Только менее самоотверженно бросается в сражения, предпочитая отныне сидеть за укрытиями, подобно какому-нибудь Натану Дрейку из Uncharted, и ленивенько выносить врагов, неосмотрительно высовывающих свой нос из-за своих убежищ.
Max Payne 3 не заигрывает с ностальгией. Ощущается игра по-новому, как в плане боевой системы, так и, собственно, атмосферы. Прежних комиксов больше нет — вместо них затянутые видеоролики, в которых главный герой привычно бормочет что-то себе под нос. В качестве драмы — не предательства друзей или потери близких, а сложные взаимоотношения Макса и бутылки. Деньги нашего протеже, судя по его же монологам, не интересуют вовсе. Однако он, из внезапного желания помочь всему миру, не поленился бросить вызов армии бандитов, дабы спасти жену одного из местных толстосумов, которых он, что интересно, недолюбливает не меньше тех же бандюганов.
В общем, непонятно, о чем хотели рассказать сценаристы (а Сэм Лейк, к сожалению, над проектом не работал), но внятная драматичная фабула — это точно не про Max Payne 3. Вся суть сюжета только и закручена вокруг того, что Макс превратился в конкретного алкаша, в рабочее время бегающего по солнечному городку и уменьшающего местную демографию. Самым трагичным событием за всю игру, наверное, можно назвать момент, когда какой-то сумасшедший бомж с дробовиком спасает Макса от смерти, а через минуту разлетается на кусочки от собственной же мины. Макс посмотрел на этого идиота равнодушным взглядом и продолжил очищать город от преступности.
Но когда дело касается перестрелок, напрочь забываешь о том, кто вообще главный герой, о чем сюжет и какая к черту драма. Сражения настолько продуманы и интересны, что все эти мелочи уходят на второй план. Тебе уже все равно, кто в главной роли — хоть Натан Дрейк, хоть Брюс Уиллис из Крепкого Орешка, на которого, кстати, Макс жутко смахивает ближе к концу прохождения. Любой выстрел хочется смаковать, любым прыжком в режиме slo-mo хочется наслаждаться как можно дольше. А внимание разработчиков к деталям заслуживает аплодисментов. Оружие, например, теперь ограничено лишь двумя пистолетами, да каким-нибудь большим стволом — дробовиком, винтовкой или автоматом, — причем «серьезное» оружие Макс не прячет куда-то за пазуху, а бережно несет в левой руке. А когда надо перезарядиться, зажимает второе оружие подмышкой. Прыжки же поддаются законам дядюшки Ньютона — если врезался в стену или зацепился ногой о какой-нибудь предмет, герой как мешок с картошкой полетит вниз, и несколько секунд будет барахтаться на земле. А если поймаете пулю или просто случайно разобьете бутылку, то на одежде тут же появятся мокрые пятна.
***
Max Payne 3 – не столько продолжение драматичной истории о несчастном полицейском Максе Пейне, сколько бонусная глава. Эдакий эпилог, который в плане сюжетной нагрузки не несет ничего интересного, но вполне утоляет жажду тем, кто соскучился по философскому нытью этого харизматичного героя. Ну а в остальном – шикарный шутер, который, несмотря на линейность, приятно перепроходить вновь и вновь, открывая доступ к новым режимам и уровням сложности.