Так получилось, что прошлогодний трейлер Lost Planet 3 я посмотрел уже после того, как оценил саму игру. А когда посмотрел, понял, как мне повезло. Ведь расставаться с иллюзиями – тяжелое испытание, уж лучше сразу принять суровую реальность как она есть.
Трейлер был, без преувеличения, великолепен. Живописная ледяная планета, мужественный герой, битва с гигантским монстром с помощью столь же гигантского робота... Что из вышеперечисленного осталось в итоге? Формально – все на месте. И лед, и монстры, и даже робот. Только все это либо не работает так, как надо, либо просто навевает тоску и уныние.
На снежных тропинках далеких планет.
После относительного успеха первой Lost Planet и полного провала второй, логичнее всего для Capcom было бы вернуться к идее оригинала с его бодрыми аркадными битвами. Истинно японский безумный стиль, инопланетные жуки размером с небоскреб и боевые экзоскелеты вполне могли бы «выстрелить» еще раз. Но основатели серии ни с того ни с сего махнули на все рукой и поручили делать продолжение сторонней студии Spark Unlimited, знаменитой разве что своим умением клепать бестолковые и вторичные до мозга костей шутеры.
За основу, по крайней мере, взят сеттинг первой части. Поскольку перед нами приквел, то знакомая планета E.D.N. III предстает на самой заре своей колонизации: вокруг все еще заснеженная пустыня и адский мороз, а населяют этот «зимний курорт» хищные твари – акриды, размерами от мала до велика. Механик с Земли Джим Пейтон прибывает сюда в погоне за длинным рублем, чтобы добывать загадочную золотистую субстанцию под названием «термальная энергия» для корпорации NEVEC. Первый подвох не заставляет себя ждать: если в Lost Planet: Extreme Conditions нужно было постоянно собирать эту самую живительную энергию, дабы не превратиться в снеговика, то теперь она служит всего лишь местной валютой.
«Экстремальные условия» здесь исключительно ради красного словца.«Экстремальные условия» здесь исключительно ради красного словца. Персонажи постоянно жалуются на лютый холод, но он практически не ощущается: замерзнуть невозможно в принципе, герой отважно разгуливает без шапки, и даже пар у него изо рта не идет. Ну, или почти не идет. Вместо снега и льда под ногами какая-то однородная серая поверхность, на которой не остается следов. Один-единственный уровень в горах из Battlefield: Bad Company 2 дает больше впечатлений на тему выживания в зимних условиях, чем вся Lost Planet 3. Ну а сам Джим из харизматичного, сурового первопроходца (каким ему и надлежало быть) превратился в благостного святошу с умиротворенным лицом, который никак не тянет на предназначенную ему роль «машины для убийства».
С миру по нитке.
Характерный восточный колорит остался в прошлом, а ничего взамен так и не появилось. До релиза проект было принято сравнивать с Dead Space 3 – как выяснилось, напрасно, разве что временами заметны слабые намеки на survival-horror. Получился скорее коктейль из Gears of War, Red Faction: Armageddon и творчества Джеймса Кэмерона, причем звучит это куда лучше, чем играется.
Зловещие инопланетные яйца. Яйца Судьбы?
Старый добрый крюк-кошка теперь цепляется только в строго отведенных местах, что превращает эту деталь в чистую условность. Массивный бронескафандр «а-ля Маркус Феникс», громоздкие пушки за спиной, перекаты и возможность прятаться за укрытиями сразу настраивают на яростную пальбу, но стрелять приходится куда меньше, чем путешествовать. В игре наличествует вариация на тему открытого мира: несколько обширных локаций, по которым нужно бродить туда и сюда, много, долго и мучительно, пытаясь угодить всем беспомощным NPC. Просьбы оригинальностью не отличаются: «убей 20 акридов», «найди пропавшую деталь», и так далее. Ситуация усугубляется тем, что от карты толку никакого, а курсор, указывающий цель, работает очень своеобразно, и нередко приходится гадать, куда же идти дальше.
Игра раз за разом тасует одни и те же ситуации.Когда, наконец, доходит до стычек с инопланетными монстрами, игра раз за разом тасует одни и те же ситуации. Здоровенный сфинктер на стене, из которого беспрерывно лезут одинаковые мелкие жуки – вы же всегда мечтали о таком, верно? Не хватает адреналина – отлично, добавим второй сфинктер на другой стене, чтобы мелких жуков стало в два раза больше. Также в наличии «пантеры», подозрительно напоминающие своих сородичей из «Аватара», и местная разновидность лицехватов из «Чужого».
Главным козырем явно должны были стать акриды-великаны, но тут Spark Unlimited недостает стиля. Если Capcom способны были сделать эффектного босса даже из какой-нибудь летучей мыши, то теперь гигантский краб или скорпион – это просто краб или скорпион, только очень большой. Стреляем по уязвимым желтым местам да вовремя перекатываемся, и победа обеспечена.
Железный дровосек.
Примерно половину игрового времени придется провести в кабине... так и хочется сказать «боевого робота». Жаль, не боевого, а всего лишь промышленного: вредные бюрократы из NEVEC не позволяют работягам ставить на свою технику даже завалящие пулеметы. Впрочем, и без пулеметов восьмиметровая железная махина выглядит очень внушительно, да и в действии ощущается неплохо.
Общение с NPC создает неожиданный «эффект погружения».Механического друга, как и оружейный арсенал, разрешено модернизировать с помощью местных умельцев. К слову, общение с NPC создает неожиданный «эффект погружения»: местные обитатели любят выдавать пространные речи на самые разные темы, герой охотно вступает в диалог, и ситуация как-то незаметно оживает.
Вид из кабины робота сделан очень правдоподобно, а при движении вы действительно чувствуете многотонную тяжесть машины. С помощью металлических манипуляторов Джим выполняет всевозможные ремонтные поручения вроде открывания заклинивших дверей или починки сломанных насосов, а между делом крушит панцири зазевавшихся акридов.
Вместо вилки и ножа – клешня и бур. Вместо креветки – акрид.
Вначале кажется, что управление «шагоходом» – та самая изюминка, которая способна вытянуть игру, но заманчивая концепция очень быстро дает сбой. Сущность Lost Planet 3 полностью раскрывает одной фразой сам ее главный герой: «Вскоре опасные приключения превратились в рутину». Получив задание, бежим по длинным коридорам базы, потом размеренно ведем робота к цели через пустые и безжизненные пространства, по пути созерцая многочисленные экраны загрузки и сентиментальные беседы по видео с оставшейся на Земле женой. Выполнив требуемое, повторяем все в обратном порядке. Если вы поклонник трансцендентальной медитации, поставьте саундтреком в кабине Enigma или Deep Forest (разрешено выбирать собственный плейлист) и спокойно погружайтесь в нирвану. Если же нет, после нескольких таких поездок вам захочется собственноручно разнести вдребезги и ходячую железяку, и базу вместе с ее обитателями.
Обиднее всего, что Spark Unlimited, похоже, действительно старались, и временами почти удается поверить, что играешь в настоящий блокбастер вроде какого-нибудь Halo 4. Громадина робота светит прожекторами сквозь снежное марево. На заднем плане открываются эффектные панорамы: между хищными клыками скал клубятся ледяные вихри и сверкают сиреневые молнии. Когда впервые выходишь из подземелий базы на поверхность и видишь остатки космического корабля колонистов, или когда из пропасти вдруг вырастает грандиозная спутниковая тарелка, градус эмоций подскакивает значительно выше нуля. Но потом снова начинается тягомотина в стиле «пойди туда, не знаю куда».
Такие моменты – лучшее, что есть в игре.
Отдушину можно найти разве что в мультиплеере, где предлагается шесть карт и четыре режима. Здесь наконец-то появляются боевые «мехи», а крюком-кошкой можно пользоваться более свободно. Конкуренцию признанным многопользовательским хитам мультиплеер Lost Planet 3 не составит, но он хотя бы добавляет динамики, которой отчаянно недостает в сюжетной кампании.