Со взлетом Kickstarter хардкорные ролевые игры «старой школы» стали явлением привычным. Обилию низкобюджетных проектов в раннем доступе уже никто не удивляется. Тем обиднее за судьбу скромной Lords of Xulima, несправедливо обделенной вниманием прессы. Не так давно творение испанцев из Numantian Games обзавелось русскоязычной локализацией – это ли не повод ознакомиться с игрой поближе?
В тридевятом царстве...
Междоусобные войны разрывают далекий континент Шулима. Храмы осквернены, и нет в них места заблудшим душам. Местные правители, принцы, обернулись демоническими отродьями. Боги взывают к путешественнику Галену, главному герою, с просьбой восстановить мир в мифическом краю, где боги и люди некогда жили бок о бок. Без задней мысли Гален соглашается, после чего история уходит на второй план и лишь изредка о себе напоминает.
Не стоит путнику от Lords of Xulima ожидать сюжетных откровений и хитрых диалогов. Даже динамика событий – и та постоянно страдает. Главный герой до неуклюжести шаблонен, персонажи достаточно примитивны, и игровой мир, несмотря на свои масштабы и живописность, страдает от отсутствия свежих идей. Поселения Шулимы катастрофически статичны: в них ровным счетом ничего не происходит, и каждый сельчанин прикован к своему месту. Порою выступают непосредственно следы малого бюджета: модельки NPC кочуют из одного села в другое, а в каждому лесу вас поджидают рандомные энкаунтеры.
Иногда избежать случайной стычки не просто можно, а жизненно необходимо.
Никаких «нажмите Х, чтобы спасти принцессу убить принца».Но что удивительно, самой игре это почти не вредит. Сосредоточившись на крайне узкой аудитории, Numantian Games создали классическую RPG с упором на сражениях, исследовании и прокачке, которая отказывается вести вас за ручку маркерами на мини-карте и постоянно бросает вызов, заставляя переигрывать сражения снова и снова. Что уж там – даже самый первый бой при достаточной наглости может обернуться поражением. Никаких «нажмите Х, чтобы спасти принцессу убить принца».
Как в старые добрые.
Под вашим контролем оказывается отряд из шести человек. Галена вешают вам на шею и кастомизировать не позволяют. В отношении остальных подопечных полная свобода – на выбор дают 9 знакомых каждому ролевику классов (паладин, вор, варвар и так далее) и красочные аватары обоих полов. Помимо этого, каждый персонаж волен получить покровительство одного из девяти богов, приносящее несущественные бонусы. При желании создание отряда можно поручить генератору, но не исключено, что до финала такая компания не дойдет.
Отчаяние порою становится органичной частью игрового процесса.
Система сражений напоминает Might and Magic: бои проходят в пошаговом режиме от первого лица. Справа на экране отображается очередность ходов, и вы определяете, что будет делать каждый из ваших подопечных – атаковать, обороняться, кастовать заклинания или использовать расходники. Бойцы могут перемещаться «по доске» из восьми слотов, а их построение в начале боя предварительно настраивается в режиме исследования.
Прости, милая, но денег на новый посох сейчас нет.Путешествия по карте проходят в изометрической перспективе. Карта довольно большая и пестрит (в лучших традициях жанра) парадоксальным разнообразием ландшафтов – золотые леса на континенте соседствуют с пустынными барханами и заледенелыми озерами. Локации не пустуют, и разработчики нередко подбрасывают простенькие головоломки. Чтобы начать сражение, необходимо подойти к противнику – сами они прикованы к своему месту. Бои непростые, потому редко отряд из переделки выбирается без потерь. Чтобы восстановить здоровье и ману, достаточно восьмичасового отдыха, а вот смертельные увечья лечатся только суточным сном. Все бы ничего, да отдых сильно бьет по количеству провианта. Порою удается с кустов ягодок нарвать, но обычно приходится закупаться у торговцев. Оптовикам они скидок не делают, а наоборот – устанавливают страшные проценты. Приходится либо экономить, либо постоянно извиняться перед своей чародейкой: «Прости, милая, но денег на новый посох сейчас нет.»
«О боже, сколько трупов! Сколько шлемов, сколько доспехов!»
Отсюда растут проблемы. Желаниям продвинуться по сюжетной линии и подобающе одеть своих подопечных постоянно противопоставляется высокая сложность, вынуждающая экспы ради наворачивать круги по лесам в ожидании рандомных энкаунтеров, изо дня в день собирать пшеницу в поле и хитрить по мелочи – перезагружаться при неудачной попытке обезвредить ловушку, скажем. Сайд-квесты ограничиваются набором «найди/убей/принеси» и скучны до безобразия. Одержать победу в боях часто удается не с первой попытки, да и указателей на мини-карте нет. Игроку современному, привыкшему к мириадам подсказок, щадящим сражениям и попутной прокачке, в мире Lords of Xulima будет крайне неуютно.
Есть куда расти.
Ролевая система доступна для понимания, и в то же время довольно комплексна.Кстати о прокачке – она здесь с самого начала становится целью. Дело в том, что на первых порах ваши подопечные обладают минимальным набором навыков, и польза от некоторых бойцов появляется только через несколько уровней. Реализована прокачка без изысков: время от времени дают распределить очки навыков и повысить два из пяти атрибутов (силу, ловкость, скорость, энергию или телосложение). Такие навыки, как обезвреживание ловушек и взлом замков, достаточно качать одному из бойцов. Растянута прокачка так, что даже на высоких уровнях продолжают открываться критически полезные скиллы. В целом, ролевая система доступна для понимания, и в то же время довольно комплексна.
Локализация недурна, но без огрехов не обошлось.
С доступностью, на самом деле, у игры все неплохо: даже неопытному ролевику освоиться в здешних механиках будет не так уж трудно. Интерфейс не идеален, но нареканий не вызывает. Уровень сложности можно опустить в любой момент, а вот поднять обратно, к сожалению, уже не получится. Даже короткая обучалка предусмотрена – которая, впрочем, будет почти бесполезной, если по несчастливому стечению обстоятельств Lords of Xulima окажется первой RPG в вашей жизни.
Lords of Xulima – это тот случай, когда безразмерная любовь маленькой студии к классическим RPG, несмотря на малый бюджет, получила достойное воплощение. На полке игрока «старой закалки» она вполне способна занять место где-то между Might and Magic и Wizardry. Но вот игрокам «новой волны», к сожалению, однозначно посоветовать Lords of Xulima нельзя – прямиком из тех времен, когда геймплей ставился во главу угла, а сюжеты в играх сравнивались с сюжетами в порно, она игнорирует тенденции современного игростроя, выдвигая на первый план сражения и ролевую систему.