Вторжение России в Украину

Europa Universalis IV - обзор

Дата публикации: 22.08.2013 12:35:03
Поделиться:  

Компания Paradox – это такие аристократы игровой индустрии. Пока другие разработчики в очередной раз пичкают нас бессмысленными стрелялками или примитивными стратегиями, где рулят не мозги, а рефлексы, упорные шведы раз за разом выдают на-гора сложнейшие глобальные стратегии, где игрок снова и снова вершит судьбы мира.

Разработчики никогда и не скрывали, что делают игры «не для всех». Стратегии от Paradox всегда отличаются комплексностью и высочайшим уровнем сложности. Один неверный шаг может обречь вашу страну на гибель.

Жемчужиной короны Paradox всегда был сериал о жизни мира в промежутке между 1444 и 1820 годами – Europa Universalis. Из всех игр компании он, пожалуй, является самым комплексным и сложным. И вот, перед нами четвёртая часть.

 

Europa Universalis IV

 

Честолюбивые устремления людей не знают конца.

 

Если Crusader Kings – это симулятор аристократической династии, Victoria – симулятор народа, а Hearts of Iron – симулятор политического блока, то Europa Universalis можно назвать симулятором условного «второго лица в государстве». Четвёртая часть исключением не стала. Снова на ваши плечи ложится ответственность за абсолютно все сферы деятельности государства позднего Средневековья, а заодно Раннего и Высокого Ренессанса. Развивайте науки, двигайте вперёд торговлю, укрепляйте своё влияние на международной арене, ведите войны и заодно пытайтесь угодить пожеланиям своего монарха. Сложнее, чем кажется.

Локальные цели варьируются в зависимости от избранной игроком страны.Традиционно в игре отсутствует какой-либо магистральный сюжет. Выбираем одну из более чем десяти эпох, начиная с 1444 года и заканчивая наполеоновскими войнами. Выбираем страну по вкусу. А дальше – всё, что вздумается. Перерисовывайте карту Европы. Открывайте Новый Свет. Превращайте своё захолустье в центр мировой торговли. Завоёвывайте мир, или, на худой конец, просто двигайте науку в собственной стране.

 

Торгаши придумали какую-то ересь...
Торгаши придумали какую-то ересь...

 

Впрочем, чтобы играть было не совсем скучно, разработчики позволяют поставить перед собой одну или несколько целей, за достижение которых вы получите деньги или специальные очки. Их можно потратить на целый сонм всевозможных действий, начиная с дипломатии и заканчивая внутренней политикой. При этом локальные цели варьируются в зависимости от избранной игроком страны. Начав играть за московского князя, можно, например, попытаться создать единое государство российское. Шведы захотят объединить скандинавские народы под своим знаменем. Византия поборется за былую славу, а кровожадные ацтеки – создадут империю столь могущественную, что ей будут не страшны никакие варвары из-за моря.

 

Что могут короли?

 

Откровенно говоря, комплексность Europa Universalis просто не позволяет подробно расписать все нововведения игры – для этого понадобилось бы выпускать целую серию статей. Поэтому, пройдёмся по самым важным и интересным нововведениям.

 

Глобальная карта постоянно меняется - с приходом весны с нее сходит снег.
Глобальная карта постоянно меняется - с приходом весны с нее сходит снег.

 

Во-первых, в четвёртой части полностью переработали монархов. Это больше не какой-нибудь абстрактный дядька, который иногда будет надоедать унылыми задачами в духе «накопите в казне 100 монет». Более того, из игры пропали бонусы от способностей вашего короля. Вместо них появилось понятие монаршего могущества. Существуют три типа этого «могущества», дающие прибавку к управлению, дипломатии или военному делу. Раз в месяц эти способности прибавляются к соответствующему значению власти. Проще говоря, если у вашего короля дипломатия равна пяти, то каждый месяц к государственным очкам дипломатии вы будете получать дополнительные пять баллов.

Способности короля перерабатываются в очки, которые можно тратить на целый ряд действий, аккуратно рассортированные в несколько списков. Они влияют буквально на всё – увеличение стабильности в стране, уменьшение инфляции, строительство зданий и даже нападение на другие страны. Согласитесь, никто всерьёз не будет воспринимать маленькую страну с рохлей-королём. С другой стороны, сильный монарх может быстро навести в завоеванных и бунтующих провинциях порядок. Кроме того, отныне короли очень любят «чудить». Вот представьте – управляете вы своей страной, налаживаете торговлю, установили крепкие доброжелательные отношения с соседями... И тут вам приходит сообщение, что на очередном балу глава вашего государства, надравшись, как свинья, изволил популярно изложить иностранным послам своё видение мироустройства. Обиженные послы возьми да и передай всё это своему королю. Вот так на ровном месте вы получаете войну, причём сразу с альянсом держав. Обидно? Да. Исторично? Безусловно. Кроме того, спешим вас утешить – короли могут «чудить» и с пользой для страны. Пётр Великий, например, изрядно подтолкнёт техническое развитие...

 

Осенью мир желтеет. Обратите внимание на богатый выбор целей игры.
Осенью мир желтеет. Обратите внимание на богатый выбор целей игры.

 

Никогда не бывает абсолютно благоприятных обстоятельств.

 

Другим любопытным нововведением следует считать огромное количество исторических событий, которые не просто «случаются» по наступлении определённого года, но и могут разразиться в зависимости от политической ситуации. Взять, например, Войну Роз в Англии. Она может начаться как и положено, в 1455 году. А может и раньше – если всех наследников вы назначите генералами (ещё одно нововведение) и угробите в каком-нибудь конфликте. Игра предложит вам решать, кто взойдёт на трон – Ланкастеры или Йорки. Не бойтесь, правильного выбора не существует, обделённая сторона всё равно устроит бучу. Восстания местных царьков, которые выкажут поддержку одному из претендентов, вымотают все нервы. При этом подобные вещи справедливы не только для Англии – свои интересные события есть для каждой из существующих стран.

«Опиум для народа» принесёт вам массу пользы и ещё больше проблем.Кроме того, нельзя не упомянуть переработанную систему религий. Раньше верования просто добавляли бонусы. Теперь же, раздача «опиума для народа» влечёт за собой целую кучу полезностей и целый ворох проблем. Каждая религия обзавелась своими уникальными особенностями. Вы католик? Разбирайтесь с вечно чем-то недовольным Папой, скупайте кардиналов, которые войдут в курию после смерти одного из её представителей, ведите религиозные войны и насаждайте свою самую гуманную в мире религию огнём и мечом. К чёрту Папу, буду православным? Готовьтесь к тому, что патриархи будут обдирать вас как липку, отправляя часть доходов в свой карман. Правоверные мусульмане будут постоянно резать неверных, пытаясь поднять своё благочестие ради бонусов к морали войск и налоговым поступлениям. В общем, переработанная система религии принесёт вам немало незабываемых минут.

 

Рязань старательно закрывает Россию. Украину уже почти отменили.
Рязань старательно закрывает Россию. Украину уже почти отменили.

 

Наконец, каждую религию можно улучшать, принимая соответствующие решения. Поставите во главе исламской страны духовного лидера? Получите дополнительные ресурсы для армий. Но не жалуйтесь, что технический прогресс серьёзно замедлится. Закрутили гайки, стараясь сберечь религиозное единство на территории своей страны? Готовьтесь к восстаниям – разные богомольцы и сектанты начнут бороться с вашим режимом. Одним словом, скучать не придётся.

 

Кого не завоевали – купим.

 

Наконец, стоит упомянуть о переработанной системе торговли, которую отныне весьма тесно привязали к жизни вашего государства. Обмен товарами нынче представлен в виде огромного количества маршрутов, проходящих через сеть крупных торговых путей. Ваша задача – выжимать максимум золота из этих путей. При этом сами по себе маршруты статичны, но катающиеся по ним караваны могут следовать по нескольким разным путям.

Чтобы заманить к себе караваны купцов, игра предоставляет нам массу инструментов и возможностей. Например, снизив пошлины на ввоз товаров, вы вдохновите торговцев на то, чтобы отклониться от привычного маршрута через города соседа и заехать к вам. Можно просто завоевать стратегическую точку, через которую волей-неволей придётся следовать торгашам – например, узкий пролив, либо ту или иную провинцию. Наконец, поместив флот на торговом маршруте и обеспечив, таким образом, его безопасность, вы привлечёте купцов в свои города. Зачем плыть за тридевять земель, если вот тут есть безопасный и удобный порт? Кроме того, можно в определённый торговый центр направить своих агентов, которые увеличат влияние в регионе. Чем больше влияния удаётся накопить, тем больше денег за каждую сделку вы получите. Одним словом, новая торговая система стала комплексной и реалистичной.

 

Священная Римская Империя то и дело норовит развалиться.
Священная Римская Империя то и дело норовит развалиться.

 

Добро приедается.

 

В половине партий Новый Свет открывает себя сам.Без минусов, конечно, не обошлось. Несмотря на то, что играть очень интересно, а присев за компьютер на полчасика, просто посмотреть, как дела на границе, вы рискуете встать из кресла спустя пару суток, Europa Universalis IV легко может буквально взбесить. Во-первых, несмотря на переработанную систему обучения, которая за ручку проводит вас по всем нюансам игры, вы все равно на первых порах ничего не понимаете. Монарх, торговля, экономика, дипломатия, а эти вот чего-то от нас хотят, а что делать... Проблема обучения в том, что оно совершенно ни к чему нас не готовит, рассказывая про основные концепции игры. Что в этом окне? А в этом? А 21% это много или мало? А прогресс наш быстро идёт? Черт его знает. До всего приходится доходить методом проб и ошибок. Europa Universalis всегда была самой сложной для освоения игрой Paradox, и к четвёртой части ситуация не изменилась. Более того, стратегия стала даже сложнее третьей части, так что львиная доля новичков, скорее всего, махнёт на неё рукой через полчаса.

Во-вторых, порой совершенно немотивированно в нашей стране начинаются восстания. Всё хорошо, все всем довольны... На тебе, царёк, восстание на полстраны с армиями по девять бригад, подавляй. Просто так. Смутное Время в России, когда откуда-то из гиперпространства на всей территории появляются огромные армии, разгрызающие страну на клочки, вообще вызывает нервный тик. На официальном форуме игры остряки уже прозвали её Rebels Universalis.

 

Русские идут. На очереди - взятие Казани. Шпак может и подождать.
Русские идут. На очереди - взятие Казани. Шпак может и подождать.

 

В-третьих, в игре до сих пор присутствует огромное количество багов. При погрузке войск на корабли половина армии может потеряться. Армия может отказаться захватывать провинцию, потому что гладиолус. Папу Римского порой очень забавно глючит, и он может бездействовать всю партию, никак не реагируя на войны между католиками и апатично обмахиваясь веером, пока наши армии штурмуют Рим. При этом в следующей партии он озвереет, и начнёт изводить весь мир своими капризами. Новый Свет в половине случаев открывает себя сам – на карте просто вдруг, с бухты-барахты, появляются обе Америки, а вам приходит соответствующее сообщение. Поставленная перед страной цель может не реализоваться даже при выполнении всех условий по её достижению. Одним словом, игру ещё долго-долго нужно править патчами.

Наконец, последние свои игры компания Paradox принципиально не переводит на русский язык. Принимая во внимание тот факт, что Europa Universalis сама по себе совершенно непростая игра, вникать во все термины и надписи на английском очень нелегко.

Сетевая игра в целом повторяет однопользовательский режим, с тем небольшим исключением, что кроме компьютерных игроков палки в колёса вам будет вставлять живой человек. Вот где начинается настоящая «игра престолов» – помимо всех мировых проблем, приходится постоянно держать в уме живого игрока и следить, чтобы он ненароком не перенаправил выгодный торговый путь в свои города. Одним словом, весело и захватывающе.

 

 

 

Europa Universalis IV вышла весьма неоднозначной игрой. Безусловно удачная и интересная, она получилась ещё более сложной, комплексной и недоступной для игрока. Продравшись сквозь малопонятное обучение, вы обречены набивать себе шишки снова и снова, даже если обладаете солидным опытом в играх от Paradox. Вы будете беситься из-за багов, беситься из-за того, что ни черта непонятно, из-за того, что A.I. периодически глючит. Но с завидным упорством вы будете снова и снова запускать очередную партию, пытаясь выстроить Империю «вiд Сяну до Дону». И когда у вас это получится, вы сойдёте с ума. Иного не дано.

Сильные и слабые стороны проекта
Новый, очень красивый движокУвлекательный игровой процессДесятки удачных нововведенийТорговая система позволяет выигрывать деньгамиПохорошевшая дипломатическая система
Самая сложная к освоению частьРаздражающие багиСлучайно вспыхивающие восстанияОтсутствие локализации
Оценка игре: 4.5/5
Загрузка...
новыестарые4 ком.
Ком. на странице5102050100
Герой Пустошей
HARKS (уровень 11)22.06.2014 07:36:19
Играл в третью часть понравилось, хотел бы в эту часть, но из-за того, что перевода на русский нету, поэтому не будуrussian_roulette
Великий игрок
Shaik (уровень 11)28.08.2013 08:41:49
игра действительна хороша да и локализация особо не нужна в частности тем кто в предыдущие части играл (тока вот ивенты непонятные тут да не спорю лучше бы на русском были)
Второй лейтенант
MixaSen (уровень 13)24.08.2013 23:30:32
Нет ,без Русского языка не как нельзя блин.Как автор сказал в этой игре трудно разобраться,но если хоть половину поймешь что к чему то все,пиши пропала,не заметишь как сутки пролетят.

Брать не буду,по причине не знания английского.(тут с Русским бы справиться))

 
Наконец, последние свои игры компания Paradox принципиально не переводит на русский язык.
А что случилось то? Еханый бабай,опять кому-то не угодили....

Автору обзора спасибо.
Игровой разум
LagProphet (уровень 18)22.08.2013 13:33:18
Думаю, стоит ознакомиться. Обзор очень даже заинтересовал. Правда не думаю, что долго протяну. :D