А вот и небольшой сюрприз: Command & Conquer: Red Alert 2 занимает не обычное десятое, а праздничное 20-е место. Почему праздничное? Потому что парад классики не может быть не праздничным! Советский союз беседует по душам с неизменно бравыми американцами в 70-х или 80-х годах параллельного мира. Помимо великолепного геймплея и неповторимой атмосферы, игра могла похвастаться потрясающим саундтреком Фрэнка Клепаки. Да что там могла, может до сих пор!
Если говорить о музыке, то Терри Скотт Тейлор в The Neverhood тоже выложился на все 146%. Да и Дуглас Тен Нейпл, отец Червяка Джима и главный дизайнер пластилинового шедевра, явно не подкачал, навсегда вписав свое имя в Олимп славы. Очаровательный и одинокий Клэймен путешествует по чудаковатому миру, раскрывая его тайны с каждой найденной кассетой. Официального перевода в далеком прошлом не было, но пираты старались едва ли не лучше современных локализаторов. Благодаря достаточно вольному переводу игру можно было узнать под оперативным псевдонимом Не Верь в Худо.
Современные игры привыкли меряться полигонами и шейдерами, но Final Fantasy VII показывает, что для гордого звания шедевра эта шелуха не обязательна. Простенькие модельки вызывают доподлинные чувства сопереживания, а созданный Ёсинори Китасэ мир поражает воображение. Главный герой Клауд путешествует со своими друзьями, но участвовать в многочисленных потасовках может лишь трио персонажей. И концентрация души в этих зачатках трехмерной графики поистине не знает никаких границ.
Движок Infinity впервые показался в Battleground Infinity, но полностью раскрылся лишь в Baldur’s Gate. Кто ж знал, что за убийством отчима и первой прогулкой в гостиницу «Дружеская Рука» будет скрываться настолько глубокое и проработанное до мелочей произведение, основанное на настольной игре AD&D и фэнтезийной пенталогии «Аватары». Командная работа, ролевая система и управляемая тактическая пауза еще успеют себя зарекомендовать, но на момент релиза Baldur's Gate мы получили ни много ни мало, но лучшую игру на свете.
На момент Dune II: The Building of a Dynasty человечество не знало, что такое стратегия в реальном времени, потому как термин этот был придуман специально для Дюны. Фурор, открытие, легенда – все эти слова малозначимы, когда дело касается потасовки на Арракисе. Строительство базы, деление игры на миссии, даже туман войны – начало начал великого жанра находится именно тут. Какая уже это лучшая игра на свете по счету?
Если в звании предтечи стратегий в реальном времени все однозначно, то с трехмерными шутерами ситуация чуть туманнее. Duke Nukem 3D, например, привнесла в мир трехмерного отстрела монстров столько оригинальных идей, что может легко побороться за звание прародителя современных шутеров. Графический движок, конечно, все еще был на уровне так называемого 2.5D, но наделил игрока возможностью прыгать и приседать, взаимодействовать с предметами и даже намек на движение в трех измерениях. Но главное – сюжет и харизматичный главный герой, по праву признанный одним из лучших в игровой индустрии.
У современной вселенной Warcraft не только наиудачнейшее настоящее, но и весьма богатое прошлое. Нынче принято даже третью часть военного ремесла считать старой, какого же титула тогда достоин сиквел проекта? Древняя легенда, культовое явление, великий прародитель? На дворе время второй великой войны, где орки столкнулись с людьми, желая присоединить Лордерон к себе. Это потом великий Тралл уплывет обживать Калимдор, пока же зеленорожим суждено потерпеть сокрушительное поражение от рук Альянса. Нетленная классика.
Unreal Tournament – дело самых поздних годков XX века. До наступления миллениума народ просиживал штаны в компьютерных клубах, сравнивая двух титанов: Турник и Кваку. По многим критериям вроде дизайна карт, режимов игры, звукового сопровождения и мастерству ботов Quake 3, конечно, серьезно проигрывала, но даже в данном ретро-ТОПе она забралась на несколько строк выше Анрила. Но Unreal Tournament, тем временем, все еще пытается жить, имея в активе около тысячи серверов и несколько десятков тысяч игроков.
Не выйди Resident Evil на ПК, остался бы твой ретро-ТОП без столь значимого проекта. Родоначальник великой серии заставлял трястись еще не окрепшие поджилки, пригласив тебя в особняк, кишащий зомби. Здесь берет зачин великая история Ракун Сити, которой суждено метаться из огня да в полымя, демонстрируя как великие игры, так и жалкие спин-оффы. Даже жанру веяниями времени суждено превратится в ураганный боевик, но начинается же все с тихого омута survival horror. Ну как тихого: грохот кирпичей гремел на всю округу!
А вот и напарник Unreal Tournament по шутерному цеху. Жажда скорости заставляла игроков сводить все графические настройки на минимум, превращая игру в картину художника-абстракциониста, в которой несколько треугольников скачут, пытаясь сделать друг из друга низкополигональный фарш. Если нынешнему так сказать геймеру показать модификацию DeFRaG, на картах которой молодежь прошлого тренировала навыки реакции, он бы побледнел от ужаса. Интернет же у самых везучих тогдашних игроков был представлен диалапом, посему нужны были боты. А боты в Quake 3 были настолько тупыми, что с их помощью нельзя было натренировать и средний уровень навыка. Все тренировки во все тех же клубах.
Самый частый ответ на вопрос «кто же отец жанра шутера от первого лица» является проект Wolfenstein 3D. Сердца игроков были пленены за считанные секунды геймплея. Уже 20 лет спустя шлем виртуальной реальности не будет восприниматься так грандиозно, как в свое время воспринимались спрайтовые вооруженные охранники, сторожевые собаки и пиксельные застенки старинного немецкого замка, из которого пытается сбежать любитель нацистов Би Джей Блажкович. Многие геймеры, взявшись за руки, выкрикивают в небо: спасибо товарищу Кармаку за наше счастливое детство!
Counter-Strike: Global Offensive – не то, раньше было лучше. И Counter-Strike: Source – не то, раньше было лучше. А знаешь, когда такого мнения не звучало? Когда появилась Counter-Strike версии 1.6. Вот тогда никто не вспоминал о прошлом, и у всех было все заезжено настолько, что хэдшоты свободно раздавались через стену, а положение врага по звуку шагов определялось с точностью до миллиметров. В те безумные клубные времена показателем крутости было знание сетки разброса пуль от каждого оружия, а не его модный позолоченный скин. Rush B no slow!
Еще одно произведение искусства, которому самое место в Лувре или Эрмитаже. О глубине мира и говорить не приходится – глубже просто некуда. Безымянный труп приходит в сознание в одном из многочисленных миров, различных настолько, насколько хватило воображения Крису Авелону и другим создателям проекта, имена которых стали звучать оглушающе громко. Беременная улица, пиромаг, наслаждающийся проклятием вечного возгорания, дом ментальных утех, роботы и ангелы, ведьмы и бесконечные лабиринты сознания... и, конечно, безмолвная Госпожа Боли, с приходом которой наступает небытие.
Инопланетяне прилетают на нашу любимую планету с далеко не дружественным визитом. Запоганить Землю мы и без гостей сумеем, так что оперативный отряд реагирования приступает к усиленному выпиливанию космических туристов. Немного странно, что тактическая часть проекта 1993 года рождения сложнее, чем у его 20-летнего потомка, но да ничего. Серия живет, а это главное.
Бытует мнение, что существуют люди, прошедшие сюжетную кампанию Diablo 2 и не понимающие, почему другие игроки шпилят в нее до сих пор. Последний патч так и вовсе датируется 2011 годом. Но истина такова, что на начальном уровне владения Diablo 2 приходится использовать преимущественно спиной мозг, тогда как комбинации сетов и навыков хардкорных игроков выглядят, как математическая поэзия. Потрясающая любовь геймеров к Diablo заставила всех разработчиков завидовать успеху проекта, и свой hack’n’slash с блэкджеком и суккубами пытались слепить все, кому не лень. Естественно, безуспешно: Diablo II так и осталась не свергнутым титаном и очередной лучшей игрой на свете.
Зерги, Терраны и Протоссы схлестнулись не на жизнь, но на смерть. Причина для переполоха более чем объективна: нужно во что бы то ни стало явить миру стратегию, развивающую жанр до ключевой дисциплины киберспорта. В Корее, той, что южная, StarCraft стал чуть ли не религией, возведя любовь к играм в статус национального спорта. И как можно не любить этот проект? Blizzard дала геймерам полотно, изображая на котором свои собственные тактики игрок превращался в стратегического художника. Айвазовский против Дали, Пикассо против Рембрандта с его проклятым зерграшем... Классика.
Описание Doom можно закончить одним словом: Doom. Это не просто лучшая игра на свете, но одна из самых значимых и влиятельных в индустрии. Вся игровая жизнь делится на два этапа: до и после выхода Doom. Она не стала родоначальником жанра, но именно благодаря ей шутеры от первого лица получили столь массовое распространение. Doom. Демоны ада вырвались на марсианские просторы, и тебе, спецназовцу, всю эту кашу расхлебывать. Культовые монстры, памятное оружие и магическое заклинание IDDQD, которое стало известно даже далеким от игр людям.
Если тебя начнут попрекать в старперстве, просто спроси обидчика, какая из современных игр по своей значимости сравнится с Третьими Героями? Сколько нынешних поделок нужно взять в охапку, чтобы они в своей совокупности приблизились по эпохальности к Возраждению Эрафии? Шахматные партии и рядом не валялись с вариативностью ходов Героев. Третья часть великой стратегии и не думает быть забытой, ведь до сих пор сражения в фэнтезийных землях пленят умы игроков. Вот где настоящая бездонная песочница! Вот где трудятся по-настоящему профессиональные астрологи!
Болтливый Гордон Фримен вынужден участвовать в сомнительном эксперименте, в результате чего происходит страшная авария и в наш мир приходит культовый шутер всех времен и народов. Спросить, что ты любишь больше, Doom или Half-Life, это все равно, что спросить, кого ты любишь больше, папу или маму. Планка качества данного творения задралась настолько высоко, что взять ее смогла лишь та же команда разработчиков, повторив подвиг в сиквеле. Увидит ли мир третье явление Халфы народу – загадка. Но ждать никто не запрещает. Ждать, надеяться и верить.
Да, были игры в наше время... Проработанный до молекул мир, неповторимая до сих пор вариативность действий, бездонная ролевая система, великолепная атмосфера. К сожалению для Black Isle Studio, Fallout 2, ровно как и Planescape: Torment (к сожалению для блэк айл студио, фэлаут два, ровно как и плэнскейп тормент), не стал коммерчески успешным проектом, зато взрастил огромную армию фанатов. Армию, заваливающую все начинания Фергуса Укхарта, Криса Авеллона и Брайана Фарго миллионами долларов на Кикстартере. Армию, благодаря которой популярность серии будет такой же постоянной, как и война. Война, которая никогда не меняется. Fallout 2 – лучшая ретро игра по мнению пользователей Gamer-Info.com.