X-COM: UFO Defense - обзор

Дата публикации: 25.02.2013 22:46:33
Поделиться:  

О новых играх принято брюзжать. В них нет души, в них реки, созданные из денег, текут в берегах казуальности, под сенью потрясающей графической оболочки, ничем не нарушая тишины полного отсутствия игровой атмосферы. Но, если подняться к истокам этой реки, можно увидеть, что так было не всегда.

 

X-COM: UFO Defense

 

Под елочку уходящего 1993 года молодая и амбициозная компания Mythos Games положила всем геймерам Бессмертный Шедевр Всех Времен и Народов – тактико-стратегический симулятор «охотника на маленьких зеленых человечков» X-COM: UFO Defense. Первый случай в истории, когда игра уже на второй день стала культовой, между прочим.

 

Когда пришельцы были серенькими.

 

Обеспокоенные участившимися похищениями людей, и,
главное – коров – правительства Земли учредили XCOM.
Вы хотели инопланетного разума? Их есть у меня! Да не один – в коалиции, начавшей полономасштабное вторжение на Землю, приняли участие сразу пять рас. Каждая из них притащила на галактический махач еще по парочке своих вассалов. Обеспокоенные участившимися похищениями людей, и, главное – коров – правительства Земли быстренько скинулись деньгами, и учредили службу eXtraterrestrial Combat Unit, или XCOM, если хотите. Отдувающимся за всю Землю назначили вас.

 

Клэрэнс ненавидела утренние планерки.
Клэрэнс ненавидела утренние планерки.

 

Восторг – вот единственная эмоция, которая возникает с самого начала игры и не покидает нас до финальных титров. Угловатый зелено-синий глобус в центре экрана, условный квадратик базы и крестики перехватчиков, патрулирующие небеса – ну что в этом может быть интересного? Все.

Для начала у нас есть небольшая база, по десятку ученых, солдат и инженеров, три направления в науке и масса амбиций. Строим побольше хранилищ, несколько лабораторий про запас и начинаем исследовать «лазерные технологии» (ну или аптечку, кто как). Первый НЛО не замедлил появиться – встречаешь его всегда с затаенным страхом неопытного новичка. Но вот блюдце космического нелегала сбито – бой отображается в виде небольшой мини-игры, в которой мы можем задавать дистанцию атаки, следить за повреждениями собственного перехватчика и при необходимости отдать ему приказ к отступлению. Да, да, игра 2012 года просто очень аккуратно скопировала все, что было придумано в 1993 году. Итак, первая тактическая миссия.

 

Вперед, обезьяны, или вы хотите жить вечно?

 

Забегая наперед, спешу сообщить – X-COM: UFO Defense не был таким дружелюбным к пользователю, как игра 2012 года, где вам все же позволят немножко раскачать команду. На максимальной сложности ваших солдат прямо на выходе могли встречать четверо мутонов с тяжелыми плазменными пушками – никаких шансов на победу у сборной Земли. Или же, не мудрствуя лукаво, ваше корыто – опять-таки, на первом ходу – могли легко и изящно снести из бластерной установки, которая просто положила бы всю группу, разворотив до кучи и «Рейнджера».

 

Хороший, плохой - главное, у кого пушка больше.
Хороший, плохой - главное, у кого пушка больше.

 

Самый страшный фильм ужасов – табличка с надписью «Скрытые передвижения».Первая тактическая миссия – это как первая любовь. Ее запоминаешь навсегда, особенно, если вас угораздило попасть на нее в ночное время. Размещаем своих солдат на позициях, и дрожащей рукой нажимаем «конец хода». На мониторе самый страшный фильм ужасов для тех, кто играл в X-COM: UFO Defense – табличка с надписью «Скрытые передвижения».

Тактическая схема была выстроена просто и одновременно гениально. У каждого солдата был ряд характеристик, растущих от миссии к миссии. Одна из важнейших – очки действия. Они были своеобразной боевой «валютой» – прицельный выстрел стоил две трети всех очков, бросок гранаты отнимал четверть. На передвижение солдат тоже тратилось какое-то их количество. Игра постоянно ставила нас перед выбором – выждать ход, уповая на то, что криссалид не выскочит из-за угла и не превратит раскачанного бойца в зомби, или вслепую рвануться вперед, лишаясь возможности выстрелить и надеясь на чудо. Тактическая модель 2012 года, гарантирующая выстрел после пробежки, изрядно упростила игру.

 

Отдайте Галактику или уничтожим Землю. Извините.

 

Наконец, сражение выиграно, трофеи собраны – кстати, в 1993 году нам никто не мешал стрелять по стенам или случайным точкам на карте, ломая преграды, или подбирать прямо в ходе сражения оружие пришельцев. «Рейнджер» возвращается на базу, где добычу уже ждут, в предвкушении потирая свои грязные ручонки, наши маньяки-ученые. Они с удовольствием вскроют мертвых инопланетян – не забудьте одной из первых построить тюрягу для пришельцев – и до полусмерти изобьют живых, выясняя у них все «пионерские тайны». Именно ученые, умевшие и любившие разбирать плазменные пушки до состояния «хлам» и строить на их основе, например, мощные пулялы для самолетов, и были сюжетным двигателем игры.

 

Корован летит! Айда его грабить!
Корован летит! Айда его грабить!

 

Пришельцы, впрочем, тоже ребята не промах. Они постоянно закладывали на Земле трудно обнаружимые базы, регулярно устраивали террор в городах, внедряли в правительства своих агентов, провоцируя отзыв финансирования XCOM. А, будучи доведенными до белого каления нашими действиями, устраивали нападение на нашу базу. К слову, при удачном исходе этого сражения организация укомплектовывалась эллериумом лет на двадцать вперед.

Кстати, в этой замечательной игре можно было грабить корованы! Корованом был огромный, плохо защищенный корабль снабжения, который регулярно прилетал к вражеской базе. Разорив такую тарелку, мы еще долго распродавали всевозможные вкусняшки, которыми буквально переполнялись наши склады.

 

Элвис улетел домой.

 

Окончательное решение сектоидского вопроса состоится, где бы Вы думали..?Наконец, сам игровой процесс был не в пример длиннее, чем в ремейке 2012 года. Главными героями игры были лично вы и ваши солдаты. Находилось место для героических сражений, тяжелых потерь, волнующих экспериментов и безрассудных рейдов на базу врага, а где-то далеко впереди маячила постройка собственного суперкорабля, и «окончательное решение сектоидского вопроса» на небезызвестной красной планете... Кроме того, в 1993 году правительства не были такими истеричными, паникуя при виде маленькой тарелочки и покидая проект через месяц после его учреждения. Никто также не заставлял нас выбирать между несколькими заданиями, а команд реагирования могло быть столько, сколько захотите – хоть все базы ангарами для «Рейнджеров» застройте.

 

База Моби. Где-то тут и он сам.
База Моби. Где-то тут и он сам.

 

Отдельного поклона заслуживают люди, занимавшиеся графическим оформлением игры. Каждый экран выполнен в особой неповторимой манере. Уфопедию на «заднике» стерегут суровые люди в костюмах и темных очках. Сводку по солдатам обрамляют пехотинцы в героических позах. На «фоне» складов нарисованы коробки и ящики, исписанные грифами «секретно». Красота!

Музыкальных тем в игре было маловато, но все они прекрасно поддерживали атмосферу надвигающейся беды. Холодный, загадочный эмбиент сопровождал нас на экране геосферы. Напряженные рифы электрогитары аккомпанировали стрельбе по тарелкам. И пугающая, поглощающая звуки тишина «озвучивала» тактические сражения.

 

 

 

В заключение следует отметить, что всех, кто попытался и еще попытается «перезагрузить» X-COM: UFO Defense остается только жалеть. По сей день шедевр в несколько искаженной форме удалось воспроизвести лишь другой легенде девяностых – Сиду Мейеру. Тем не менее, начало положено, и, возможно, в ближайшем будущем Firaxis Games еще порадует нас новыми играми из легендарной серии.

Сильные и слабые стороны проекта
Атмосфера «тайной войны»Гениальная тактическая модельИскусственный интеллект враговМожно грабить корованы
Так игры больше не делают
Оценка игре: 5.0/5
Загрузка...
новыестарые8 ком.
Ком. на странице5102050100
Авантюрист Пустошей
SaW (уровень 3)01.11.2019 18:11:54
 
Самый страшный фильм ужасов – табличка с надписью «Скрытые передвижения».
Мне в 2019 до сих пор страшно) офигенная игра, заслуженная оценка 5. Конечно мучаться в нее нужно было очень долго. Современный XCOM прошел за неделю наверно где-то, а тот месяцами играл)
Бич человечества
ultra122 (уровень 26)21.01.2015 11:31:56
Отличный обзор! За игрой была проведена ни одна сотня часов. Согласен с автором, так игры уже не делают.
Игровой разум
Dogtor (уровень 25)19.04.2013 20:08:50
хмммм... шедевр-согласен, так игры больше не делают не согласен!!!
Игровой разум
Анатолий__ (уровень 17)26.02.2013 18:05:36
Вспомнил было, всплакнул... Обзор замечательный.
Игровой разум
Andrew13 (уровень 17)25.02.2013 22:52:46
Классный обзор, мне очень понравилсяsmile
Чудо Господне
assassin29 (уровень 14)25.02.2013 22:05:50
Классный обзор
Спасибоgood
Игровой гуру
SilentRay (уровень 15)25.02.2013 17:23:53
Классный обзор! Спасибо большое, очень хотелось почитать про тот самый XCOM. Пожалуй как нибудь всё же сыграю в него, очень уж понравился XCOM 2012 года, а судя по обзору этот мне понравится ещё больше smile
Гранд-мастер джедай
yaruliy (уровень 26)25.02.2013 17:08:44
Спасибо за обзор!
От ностальгии аж слезы идут cray