The Medium – свежий психологический хоррор от польской студии Bloober Team. Впервые за долгое время команда получила должное финансирование и смогла создать нечто большее, чем камерный ужастик. Layers of Fear и Observer, безусловно, качественные проекты, но компания явно устала работать в условиях ограниченных ресурсов. Хорошие идеи, которые требовали бы минимум средств, иссякли. Авторы начали использовать избитые приемы и писать не самые удачные истории, как в случае с Layers of Fear 2.
А вот с The Medium все иначе: Bloober Team вовремя заключила контракт с Microsoft и решила отойти от привычной парадигмы разработки игр. В своем новом и «самом амбициозном» проекте она реализовала вид от третьего лица, куда более масштабные локации и увлекательную историю. По крайней мере, такое впечатление создавалось после просмотра геймплейных демонстраций. А какой на самом деле получилась The Medium и достойна ли она называться лучшим ужастиком от Bloober Team – узнаете из сегодняшнего обзора от редакции Gamer-Info.
Главную героиню игры зовут Марианна, и она – медиум. С раннего детства девушка существовала одновременно в двух мирах и общалась с духами, помогая им обрести покой. Эти способности были одновременно даром и проклятием. С одной стороны, Марианна спасала людей и направляла их на верный путь в параллельной реальности. Приемный отец героини Джек считал, что дочь занимается благим делом, поэтому всегда старался ее подбадривать. А с другой, девушка не до конца понимала природу своих способностей. С детства она видела один и тот же сон: как неизвестный мужчина в кожаных перчатках догоняет и убивает маленькую девочку. Марианна никак не могла понять, в чем смысл этого навязчивого видения, пока не наступил роковой день.
Он начался со смерти Джека и подготовки к похоронам отца. Главной героине было нелегко справиться с потерей самого близкого человека, но позже оказалось, что череда неприятностей только началась. В тот же день в квартире зазвонил телефон: некий Томас попросил девушку приехать в заброшенный партийный дом отдыха «Нива». Мужчина пообещал объяснить, почему главная героиня с самого детства видит один и тот же сон. А еще он заявил, что в мире почти не осталось света, и только Марианна способна предотвратить надвигающуюся катастрофу. Девушка решает довериться незнакомцу, поэтому садится на свой мотоцикл и отправляется на территорию «Нивы», где после описанного вступления будут разворачиваться события сюжета.
Джек, отец Марианны – фото можно получить, если поучаствовать в дополнительной головоломке.
За повествованием The Medium интересно наблюдать на протяжении почти всего прохождения. История умело наращивает интригу, а потом порционно выдает ответы на вопросы. Причем игра не всегда делает это прямо – она оставляет простор для размышлений. Местами пользователю придется прибегать к логике, чтобы дополнить пазл недостающими элементами и правильно оценить произошедшие события. Порой создается впечатление, словно дальнейшее течение сюжета легко предугадать, но это лишь грамотный обман. Повествование неоднократно удивит даже внимательных игроков. Его главный поворот все же можно предугадать, но нужно сильно постараться, ведь история содержит очень уж неочевидные намеки. Персонажи, фигурирующие в сюжете, получились неплохо прописанными, а в Марианне ощущается личность со своими глубокими переживаниями. То же самое касается диалогов: в большинстве случаев их приятно слушать.
В целом сюжет хочется записать к преимуществам The Medium, но есть в нем и некоторые важные недочеты. Разработчики выстроили размеренную подачу повествования, но на отдельных этапах прохождения ощущаются просадки. Марианне нужно достать какой-то предмет, она движется к цели, и в это время история топчется на месте. Указанную проблему легко простить масштабным проектам с открытыми мирами или большими локациями, но не 10-часовому линейному ужастику. Отдельные вопросы, которые появляются на протяжении игры, остаются открытыми после финала. И их будет значительно больше, если не искать коллекционные предметы: записки, вырезки из дневников, открытки, эхо прошлого и воспоминания. В них разработчики поместили много важной дополнительной информации, но ведь не каждому игроку захочется «пылесосить» локации ради их поиска. Помочь в этом деле способна интуиция – стандартная механика, когда после нажатия определенной клавиши на экране подсвечиваются интерактивные предметы.
Девочка Печаль, которую Марианна повстречает в Ниве.
Вообще, пользователям, как ни крути, а все же придется исследовать «Ниву» и территорию возле заброшенного дома отдыха. В The Medium перед игроком постоянно возникают преграды в виде головоломок. Зачастую они решаются довольно просто: нужно совершить несколько действий, пройти в конкретную комнату, забрать предмет и применить его в нужном месте. Система интерактивных точек перекочевала в проект из таких классических квестов, как Yesterday Origins. После взаимодействия с маркером перед игроком открывается часть локации – например, коробка или полка с вещами. Здесь тоже будут предметы, которые можно добавить в инвентарь или коллекцию к прочим запискам и открыткам. Важно, что The Medium удалось избежать типичной проблемы квестов: содержимому из карманов Марианны легко находится применение. В проекте не бывает такого, что нужно тыкаться в интерактивные точки и думать, зачем главная героиня подобрала ту или иную вещь.
Несмотря на свою простоту, загадки в The Medium обладают немалой долей уникальности. За это нужно поблагодарить центральную особенность игры – одновременное исследование двух миров. Разделение реальности происходит в строго отмеченные разработчиками моменты прохождения. И вот тогда пользователям придется приспосабливаться и привыкать параллельно смотреть на разные части экрана. А делать это необходимо, ведь зачастую проход или важный предмет есть только в одном из миров. Если, например, дверь открыта в потусторонней реальности, то можно на короткое время отделиться от тела. Тогда Марианна будет бродить исключительно по сверхъестественному миру и искать, как освободить проход для себя в реальности.
Потусторонняя реальность всегда выглядит неприветливой и пугающей.
С духовной реальностью связаны и некоторые другие механики. Основная из них – поглощение энергии из специальных колодцев. С ее помощью главная героиня может вызвать барьер, чтобы пройти через скопление опасных бабочек, а также создать взрыв. Последний чаще всего применяется для восстановления электричества. Кроме того, именно в духовном мире Марианне придется убегать и прятаться от монстра по имени Пасть. Эти фрагменты прохождения созданы, чтобы поднять градус напряжения, но выполнены они плохо. Во-первых, камера, которая крепится в углу локации, не всегда выбирает удачный ракурс. Во-вторых, если не забывать красться и вовремя закрывать рот Марианны руками, то никаких проблем прятки не предоставят. Они будут ощущаться лишним затягиванием времени, а не важным элементом атмосферы ужаса. С побегами по линейным маршрутам ситуация и того хуже: их и вовсе стоило вырезать. Это банальный для хорроров элемент, который либо вызывает фрустрацию, либо скуку. Слишком сложно создать такой дизайн локации, чтобы было интересно спасаться от преследующего чудовища. Bloober Team здесь, к сожалению, не преуспела.
В The Medium потусторонняя реальность отметилась и некоторыми боевыми механиками. Они применяются в строго заскриптованных эпизодах и выглядят, честно говоря, неуместными. Слишком уж топорными их сделали, а полноценных сражений разработчики не добавили. За попытку дать игроку возможность постоять за себя Bloober заслуживает небольшой похвалы, но реализация откровенно подвела.
Фрагмент с прятками – нужно лишь выжидать момент и менять укрытие.
Впрочем, стандартные побеги от Пасти и простенькие прятки не испортили атмосферу The Medium. Она выстроена в несколько слоев, самый базовый из которых – мрачная стилистика с темными, приглушенными цветами. Над ней стоит ощущение постоянного одиночества, когда исследуешь далеко не самые приветливые коридоры «Нивы». Третьим шаром идут сложные мотивы в сюжете, способные тронуть и даже поразить многих пользователей. А на верхушке этой пирамиды находится изумительное музыкальное исполнение. Саундтрек невероятно тонко подчеркивает важные моменты The Medium. Он то зарождает легкую тревогу в душе игрока, то резко бьет по нервным окончаниям, вызывая неподдельный страх.
Напоследок хотелось бы поговорить о графическом и техническом исполнении. В целом свежий хоррор Bloober выглядит неплохо, особенно в плане детализации помещений. Мелкие элементы быта хорошо передают антураж Польши 70-х годов прошлого века. Освещение тоже отлично поставлено, но яркости лучше немного добавить, так как отдельные помещения получились слишком темными. И все-таки недочетов в этом аспекте у The Medium больше, чем преимуществ. Местами в игре встречаются мыльные текстуры, в зеркалах отражаются не все объекты, а лицевые анимации на уровне десятилетней давности. Среднебюджетному хоррору легко простить перечисленные проблемы, но тут о себе дает знать оптимизация. Кадровая частота регулярно снижается в моментах, где идет разделение экрана. Порой FPS даже в простых сценах с минимальным количеством объектов опускается до неприемлемых значений. Разработчики обязаны поправить существенные технические недочеты The Medium в будущих патчах. Деньги на это у них есть, ведь игра уже окупилась.
Мрачные пейзажи игра демонстрирует на регулярной основе.
А теперь суммируем. The Medium – добротный хоррор с качественно написанной увлекательной историей, занятными головоломками, которые под конец становятся более комплексными, и оригинальной идеей в лице одновременного исследования двух миров. Игра, конечно же, не лишена недочетов, которые постоянно дают о себе знать. Однако удовольствия от прохождения они не лишают, так что фанаты жанра и любители напряженной атмосферы с перебивками на загадки могут смело добавлять The Medium в коллекцию или хотя бы в список желаемого.