Кто не знаком с квестовой классикой Monkey Island, Maniac Mansion и Grim Fandango, тому ничего не скажут имена Рона Гилберта и Тима Шейфера. Ведь именно они под крылом LucasArts явили миру такие шедевры квестового характера. В этих проектах тонко высмеивались уже сформировавшиеся на то время стереотипы всевозможных литературных образов, которые уютно прижились в фильмах, книгах и играх. Теперь же незнающие Гилберта и Шейфера игроки могут вылезти из своей пещеры. С тем, чтобы залезть в новую. The Cave.
Пещерные люди.
Главным героем новой адвенчуры является, как ни странно, сама Пещера. Именно ее голосом ведется повествование, полное метафоричных замечаний и аллюзий на современные сюжеты. Пещера эта уже далеко не молода, и виды, что говорится, видала. Поэтому она нисколько не удивилась, когда у ее входа выстроилась свежая шеренга искателей своей судьбы. Мужественный рыцарь, деревенский паренек, путешественница во времени, ученый, инфернальные близнецы, женская вариация Индианы Джонса и монах застыли в ожидании заветного звездного часа.
Повествование полно метафоричных замечаний и аллюзий на современные сюжеты.Но вход ограничен: в недра Пещеры попадут только трое счастливчиков, если после прохождения игры повернется язык их так назвать. Каждый герой обладает уникальными способностями, которые позволяют ему оказаться в тех локациях, что не доступны остальным. Локации эти значительно отличаются друг от друга, и обуславливают реиграбельный геймплей The Cave: не считая одинакового начала за всех персонажей, в дальнейшем Пещера предложит собственную историю для каждого. Семь героев, трое из которых задействованы – несложно подсчитать, сколько потребуется прохождений, чтобы узнать историю всех: Семь... Три... Подсчитайте сами, в общем.
Лопатка. Песок. Кошка. Владельцы домашних животных знают, что нужно делать.
Платформер и поинт-энд-клик адвенчура предлагает игрокам несложные паззлы и элементы взаимодействия между активными героями, что со времен The Lost Viking уже успели позабыться. В каждой рассказанной истории – оде жадности, зависти и мелочности, на первую сторону выходит навык ключевого персонажа. Так, пока искательница приключений ловко преодолевает шипы, цепляясь хлыстом за крюки, напарники открывают для нее комнаты, перемещаясь по плитам-кнопкам; пока путешественница во времени пытается убить много-пра-родителя ненавистного ей человека из будущего, другие участники отряда подпирают для нее камни в доисторических временах.
Не своя вотчина.
Дизайн уровней Пещеры впечатляет, но приедается. Всему виной бесконечные путешествия из одного конца локации в другой, которые иной раз необходимо совершить за каждого персонажа. Кому-кому, а именитым авторам достаточно сложно инкриминировать желание растянуть геймплей. На деле же все выглядит именно так: разряженный кассетник в одной части карты, пустая батарейка – в другой, а аквариум с электрическими угрями – в третьей. Задача не тривиальная, но долгие путешествия смогут изрядно наскучить. Инвентарь отсутствует: персонаж может оперировать лишь одним объектом за раз, и если вы забыли, где оставили нужный предмет, приготовьтесь к увлекательным поискам.
Монах с командой. Ребята находятся в прошлом.
Другой досадный элемент – набившие оскомину задачи с коробками, рычагами и кнопками, повторяющиеся подрывные работы и кормление зверей сосисками. В The Cave они идут рука об руку с увлекательными временными головоломками и логическими задачами на действие (а иной раз даже бездействие), создавая впечатление оксюморона. К слову, диссонанс по эту сторону экрана может быть воспринят как отражение оксюморона самой игры – недаром же прямо внутри пещеры нашли себе место египетские пирамиды и средневековые замки.
Дизайн уровней Пещеры впечатляет, но приедается.Притча, наполненная черным юмором и танцующая джигу на черных уголках человеческой натуры, сама по себе выполнена в достаточно темных тонах. Несмотря на то, что иной раз картинка радует пользователя яркими красками, по большей части геймплей бросает вызов зрению игрока. Инстинкты также будут подвергнуты проверке – несмотря на то, что погибнуть здесь нельзя, пробежку из одной части экрана в другой прервет неудачный сюрприз управления. Ничего страшного, просто начните забег сначала. В условиях бессмертия это не криминал, но для платформера явная помарка.
Близнецы знают толк в хорошей шутке.
Пусть об уровне старых-добрых адвенчур говорить не приходится, The Cave – один из примечательных образчиков жанра. И хоть он проседает под грузом освоения платформенных элементов и растягивающих игровой процесс задач, фирменный юмор Гилберта остался при нем. В монологах персонажей и Пещеры прослеживается дух старых поделок LucasArts, и для ознакомления с проектом этого уже достаточно. После нескольких часов игры сюжет имеет явную доминирующую роль над самим игровым процессом, что может послужить призывом для авторов заняться своим главным ремеслом – классическими квестами. В успехе этого мероприятия нет сомнений ни у игровых критиков, ни у фанатов деятельности Рона Гилберта и Тима Шейфера. Об этом не говорит, но кричит кампания их новой игры на Kickstarter'е. The Cave же можно воспринять как аперитив перед основным блюдом.