Сложно себе представить, как выверенную за несколько десятилетий механику знаменитой игры «Тетрис» можно сделать еще лучше. Разработчики то и дело выпускают новые вариации головоломки для разных платформ, но, если хорошенько присмотреться к ним, они практически не отличаются друг от друга. И действительно, что еще можно добавить к простой, но невероятно увлекательной концепции укладывания фигурок «тетрамино» в прямоугольный стакан? Тем не менее, игра Tetris Effect для консоли PlayStation 4 наглядно продемонстрировала, что игровая индустрия по-прежнему способна нас удивлять.
Вряд ли программист Алексей Пажитнов в далеком 1984 году мог предположить, что созданная им компьютерная игра «Тетрис» станет мировым феноменом и обретет любовь сотен миллионов людей. Головоломка навсегда изменила игровую индустрию, и в конце 80-х про «Тетрис» не слышал разве что очень далекий от цивилизации человек. С тех пор вышло огромное количество различных вариаций игры для десятков платформ. Одними из лучших по сей день считаются Tetris (Game Boy), Tetris (NES), Tetris DS (NDS), а также вышедшая совсем недавно Puyo Puyo Tetris (Nintendo Switch). Но ничего даже отдаленно похожего на Tetris Effect мир еще не видел.
«Эффектом Тетриса» называют феномен, когда часто повторяемые человеком действия впоследствии находят продолжение в его снах, воспоминаниях и даже в реальности. Некоторым людям, продолжительное время играющим в «Тетрис», начинают сниться падающие блоки. Кроме того, периодически они задумываются о компактном совмещении различных предметов в окружающем их мире. Математики повсюду видят уравнения и цифры, программисты – строки кода, а музыканты продолжают писать музыку, уткнувшись носом в подушку. Чем руководствовались разработчики, выбирая название для своей игры, сказать сложно. Но есть в нем что-то загадочное и даже поэтическое.
Невозможно не упомянуть человека, стоящего за разработкой Tetris Effect. Японский продюсер Тэцуя Мидзугути стал широко известен благодаря таким играм, как Rez, Space Channel 5 и Lumines. В его играх звук и музыка тесно переплетаются с игровым процессом, визуальными эффектами и тактильной связью с игроком. Мидзугути всегда совмещал в себе сразу несколько ролей. Помимо продюсера своих игр, он был одновременно геймдизайнером, музыкантом, художником и даже инженером. Специально для игры Rez Infinite, поддерживающей гарнитуру PlayStation VR, талантливый разработчик сконструировал экспериментальный костюм Synesthesia Suit. Благодаря 26 встроенным в него линейным актуаторам, человек физически мог ощущать взаимодействие всего тела с музыкой и звуками.
Без виртуальной реальности вы не получите от Tetris Effect максимума эмоций.
Чем же Tetris Effect так уникален? Начать следует с того, что вы еще никогда в своей жизни не видели, не слышали и не ощущали ни один «Тетрис» так, как это делает с вами игра Тэцуи Мидзугути. Можно сказать, что это она играет в вас, а не вы в нее. Она пронизывает ваше тело, захватывает воображение, пробуждает самые яркие эмоции, западает в душу, если вам так угодно. Игра свежа, как горный родник, но, в то же самое время уютна, как теплое одеяло холодной зимней ночью. Впервые гениальному японскому разработчику удалось достичь такой степени синестезии, когда раздражение одного органа чувств вызывает ощущения, соответствующие другому органу. Ты действительно чувствуешь игру полностью, она дотягивается до каждой клетки твоего тела.
Если обилие цветов, вспышек и прочих спецэффектов отвлекают вас от игры,
всегда можно отключить их в настройках.
Разумеется, вы можете играть в Tetris Effect на обычном телевизоре. А если у вас есть PlayStation 4 Pro, то получится насладиться 4К-картинкой с частотой кадров 60fps. Но наилучшего эффекта получится достичь только при использовании гарнитуры PlayStation VR. Лишь так вы сможете полностью раствориться в игре и впустить ее в свое сознание. Эффект присутствия при этом достигается просто невероятный. Игровое поле висит в центре, а вокруг него, как бы фоном, разворачиваются всевозможные события. Да, эти активности могут вас слегка отвлекать, но, в общем и целом, они отлично дополняют игровой процесс и создают непередаваемую словами атмосферу. Для пущего эффекта мы рекомендуем вам использовать PS VR в связке с качественной стереогарнитурой. Просто потому, что звук в этой игре очень важен.
Глупо было бы в очередной раз расписывать механику игры, которой в следующем году исполняется 35 лет. Разумеется, разработчики не стали выбрасывать из нее то, к чему привыкли сотни миллионов человек. Вы можете выбрать сложность под стать своему уровню мастерства, а также тонко настроить те или иные аспекты геймплея. Режимов у игры очень много, включая множество классических. Но давайте заострим внимание на возможностях, которые появились в «Тетрисе» впервые. Основным режимом игры является Journey, отправляющий вас в удивительное путешествие по 27 уникальным мирам, выполненным в собственной визуальной и аудио-стилистике. Медитативная прогулка по сюрреалистичным уголкам виртуального пространства – вот то, чего нам всем так не хватало. Проходится режим «Путешествие» буквально за несколько часов, но даже этого времени достаточно для того, чтобы захотеть навсегда остаться в этом ярком чарующем мире.
В игре есть скрытый уровень, отсылающий нас в далекое прошлое игры.
Каждый уровень представляет собой аудиовизуальную эйфорию. Вот вы любуетесь красивейшим северным сиянием, а спустя буквально несколько секунд спускаетесь на дно океана, где слушаете хор сотен люминесцентных медуз, наслаждаетесь плавающими вокруг вас гигантскими китами, скатами и косяками рыб. Заснеженные горные вершины сменяются жаркими пустынными пейзажами под палящим солнцем. Вы парите в облаках вместе с птицами и огромными ветряными мельницами, затем вдруг оказываетесь в пылающем аду. Гигантские вращающиеся цветы и бесконечный темный космос. Все это сопровождается потрясающими визуальными эффектами и просто невероятной музыкой. Главный дизайнер игры Такахаси Исихара вдохновлялся работами русского художника Василия Кандинского, что напрямую отразилось на общей стилистике Tetris Effect.
Среди совершенно новых режимов отдельно хочется выделить Mystery. В нем игрок должен быть готов абсолютно ко всему: игровое поле может перевернуться с ног на голову, некоторые визуальные элементы внезапно пропасть с экрана, цепочки из семи одинаковых фигур подряд – обычное дело. А что вы скажете, если на игровое поле сверху вдруг упадет гигантская фигура? Этот режим совершенно непредсказуем и безумно увлекателен. Поэтому ознакомиться с ним следует в обязательном порядке. Еще один интересный режим носит название Purify. В нем вам нужно будет уничтожать «инфицированные блоки», пока вирус не распространился на остальные фигуры в пределах игрового поля. В режиме Countdown игра показывает, куда через определенное время упадет вертикальная фигурка «тетрамино». Вы за отведенное до ее падения время должны будете раскидать оставшиеся блоки так, чтобы в этом месте остался пустой колодец.
Так выглядит карта уровней режима Journey.
К сформировавшейся за последние 35 лет игровой механике японские разработчики добавили совершенно новую функцию под названием Zone. Каждый раз, когда вы срезаете четыре линии сразу, в левом нижнем углу экрана заполняется специальная круглая шкала. Как только она заполнится до конца, игрок сможет сильно замедлить время. В этот момент линии срезаться не будут и появится возможность заполнить игровое поле аж на 18 линий в высоту. Как только время вернется к своему обычному течению, все линии срежутся, и вы получите за это впечатляющее количество бонусных очков. Zone зачастую помогает выкрутиться из, казалось бы, безвыходных ситуаций, если вы допустили несколько серьезных ошибок и игра уже вот-вот закончится. Очень интригующее дополнение классической формулы «Тетриса».
Игра постоянно меняется: меняются не только фоны, сопровождающие их анимации, но и сами блоки. Они то превращаются в кристаллы, то становятся механическими шестернями, при этом тактильное ощущение тоже меняется, передаваясь посредством тончайших вибраций контроллера DualShock 4. Музыка динамически подстраивается под происходящее на экране. Вы сразу заметите, что каждое ваше действие сопровождается красивейшими звуками, дополняющими музыкальное сопровождение и делающими его еще более глубоким и крепко вплетенным в геймплей.
Парить со светящимися птицами над темной водной гладью - отдельное удовольствие.
Саундтрек Tetris Effect хочется приобрести на виниле и слушать его уютными осенними вечерами с бокалом хорошего итальянского вина в руке. За звук и музыку Tetris Effect отвечал коллектив Hydelic, а также звукорежиссеры Нобору Муто и Такако Исида. Удивительно, но каждый звук в игре действительно на своем месте и, как мы уже говорили чуть выше, идеально вписывается в общую картину происходящего. Некоторые музыкальные треки сопровождаются замечательным женским вокалом. Композиции «Yours Forever», «Always Been But Never Dreamed» надолго засядут в вашей голове и, вероятнее всего, обоснуются в плейлисте.
Искать в этой игре минусы практически бессмысленно: их нет. Она гениальна, она близка к идеалу настолько, что это даже немного пугает. Некоторые журналисты сошлись во мнении, что Tetris Effect можно смело присвоить звание «Лучшей игры 2018 года». Действительно, перед нами лучший «Тетрис» на сегодняшний день. Одна из самых эстетически совершенных и эмоциональных видеоигр в истории индустрии. Tetris Effect быстро вызывает привыкание словно тяжелый наркотик. А когда вы с игрой надолго разлучаетесь – начинается невыносимая ломка. Это подлинное произведение искусства, насладиться которым может любой желающий. Сделать это очень просто – даже в музей идти не придется. Достаточно включить консоль PlayStation 4 и купить игру в PlayStation Store.