Обычно в рецензиях на хоррор-игры пишут что-то вроде: «Выключите свет, наденьте наушники, и вот тут вы почувствуете...». Но в данном случае такой совет давать точно не стоит: чревато, знаете ли. За Silent Hill 3 я садился в основном вечером, оставшись один в квартире, когда за окном была кромешная темнота. Через несколько минут мне уже неудержимо хотелось ВКЛЮЧИТЬ свет везде, где только можно, а еще позвать в гости соседей и поставить под боком магнитофон с песнями Энрике Иглесиаса. Любой шорох в соседней комнате заставлял судорожно дергаться и озираться по сторонам, а случайные тени на стене – чуть ли не забиваться под кровать. Да еще этот тихий голос откуда-то из подсознания: «А ты уверен, что твой собственный мир прямо сейчас не превратится в кошмарный сон?»
Доктор, что со мной?..
Если верить руководителю проекта Кадзухидэ Накадзаве, Team Silent собирались сделать игру настолько страшную, что геймерам захочется ее бросить – но не будет сил оторваться. Так вот, это тот самый случай, когда разработчики целиком и полностью сдержали обещание. Извращенная реальность странным образом завораживает и притягивает взгляд, великолепную музыку Акиры Ямаоки хочется слушать снова и снова. При всем том Silent Hill 3 представляет собой настоящий, рафинированный хоррор, выращенный на густой питательной среде из всевозможных человеческих фобий.
Silent Hill 3 представляет собой настоящий, рафинированный хоррор.Боязнь темноты? Пожалуйста: непроглядный мрак повсюду, что поджидает за углом – неизвестно, ориентироваться помогает только свет нагрудного фонарика (а ведь батарейки имеют отвратительное свойство садиться...) Подъем по эскалатору в метро, когда ступеньки наверху теряются во тьме – настоящее испытание нервов на прочность. Хорошо хоть, верный радиоприемник предупреждает зловещим шипением о приближении очередной твари.
Боязнь крови? О, этого добра здесь сколько угодно. В альтернативном Сайлент Хилле считается хорошим тоном декорировать помещения красными кляксами и буквально ведрами расплескивать кровищу повсюду. Видимо, местные обитатели считают, что так грязь и ржавчина меньше бросаются в глаза. А как тут не вспомнить знаменитую сцену с зеркалом и кровью, способную раскачать душевное равновесие даже у самой невозмутимой личности?
Свет мой, зеркальце, скажи... или нет, лучше молчи.
Страдающие кинофобией (боязнью собак) также найдут что-то для души. Бросьте на пол кусочек мяса – и на запах прибежит отнюдь не пушистая дворняга, а полуосвежеванное нечто, которое радостно скалится расщепленной надвое башкой. Нозокомефобия, боязнь больниц, для серии уже традиционна: накрытые грязными тряпками трупы на каталках в коридоре и скрюченные медсестры с кусками водопроводных труб в руках вызывают обоснованные сомнения в качестве здешнего медицинского обслуживания. Ну а если вы, не дай бог, замечали в себе признаки мизофобии (боязни загрязнения), лучше вообще сразу выключить игру.
Хизер постоянно балансирует на грани нервного срыва.Если героями первых двух частей были хотя бы мужчины, то на сей раз придется играть за хрупкую девушку, а такой персонаж куда органичнее вписывается в атмосферу липкого ужаса (доказано Голливудом). Хизер – дочь Гарри Мэйсона из первого Silent Hill, и ее история является прямым продолжением оригинала. Непросто радоваться жизни, если ты появилась на свет как реинкарнация мстительного призрака, а демонический культ хочет сделать тебя матерью своего «бога». Но Хизер справляется с этим внешне спокойно... и вот тут Team Silent сумели пройти между двух огней, не скатившись в дешевый трэш с криками и истерикой, и в то же время сохранив эмоциональность персонажа. Девушка, кажется, постоянно балансирует на грани нервного срыва, что отчетливо видно по ее лицу – причем это ведь всего лишь игра, а такой уровень актерского мастерства не в каждом фильме встретишь.
В пасти безумия.
Вначале все происходящее вызывает нервную дрожь и один-единственный вопрос «да что за #%:?*<;$# здесь вообще происходит?!» Спустя какое-то время вы наконец выныриваете в спасительную реальность, пытаетесь отдышаться и прийти в себя (уф, это только сон)... чтобы затем уже окончательно погрузиться в кошмар с головой.
- Бабушка, а зачем тебе такие большие руки?..
Окружающее буквально выворачивается наизнанку, и очень скоро перестаешь понимать, где заканчивается обычный мир и начинается потусторонний. Вместо сувениров в торговом центре, свежих булочек и прозрачных витрин появляются железные решетки, ободранный кафель да покрытые коростой и засохшей кровью стены. Из темных коридоров вперевалку выходят буро-красные големы с какими-то мешками вместо рук. На улице летающие птицы-мясорубки норовят превратить голову Хизер в нарезку для салата, в подземных туннелях ползают уродцы, похожие на недоношенных младенцев, а на платформе метро поджидает бесформенная белесая туша, приближаться к которой ну совершенно не хочется.
То, что игрок видит на экране, вопиюще иррационально.После этого традиционные игровые страшилки (всякие там Чужие или некроморфы из Dead Space) уже не воспринимаются всерьез. В чем фокус? Если ситуация поддается логическому объяснению, то чудовища могут вызывать разве что нервное напряжение – но никак не страх. Silent Hill же демонстративно отбрасывает логику в сторону. Дело даже не в том, что именно преподносит игра, а в том, как она это делает. То, что игрок видит на экране, вопиюще иррационально. Скажем, в анимации монстров использован классический прием из фильма «Лестница Иакова», когда существа трясутся и дергают головой в неестественном припадочном ритме. Психологи выяснили, что при виде подобного зрелища мозг просто бунтует, и возникает неосознанная паника.
Технически игра выполнена безукоризненно: я проходил Silent Hill 3 на PS 2, и на тот момент она казалась прорывом в некст-ген. Особенно впечатлили эффекты освещения – на консолях ничего подобного тогда видеть еще не приходилось. Луч фонарика отбрасывает правильные тени, как и полагается, выхватывает из темноты очертания предметов. Необычная зернистая графика даже добавляет реализма, создавая что-то вроде эффекта кинопленки. Персонажи (включая саму главную героиню) проработаны настолько, что выглядят практически живыми.
Эффект погружения гарантирован.
Остаться в живых.
Со встреченными монстрами лучше не вступать в драку, не тот случай. В арсенале есть как огнестрельное оружие, так и холодное, в том числе – ох уж эти японцы – катана и даже здоровенная булава. Но Хизер – не накачанный спецназовец и не полицейский, в бою она ведет себя именно так, как выглядит: сгибаясь от натуги, пытается поднять тяжеленную железяку или отчаянно (но не очень результативно) замахивается водопроводной трубой. Хардкорности добавляет система повреждений.С автоматом или дробовиком жизнь становится немного легче, но патронов отчаянно не хватает, а управление и система прицеливания при стрельбе позаимствованы из старых Resident Evil, и удобными их явно не назовешь. Хардкорности добавляет система повреждений: получив тяжелые ранения, девушка хватается за живот и вместо бега медленно бредет, хромая и спотыкаясь. Стоит ей очутиться на краю ямы, как любое неловкое движение может оказаться последним (ау, новый Tomb Raider, кто там говорил о «выживании»?) Впрочем, все зависит от уровня сложности. Интересно, что здесь они устанавливаются отдельно для боя и головоломок, без которых никак не обойтись, законы жанра обязывают. При желании можно напрягать только пальцы, оставив монстров злобными и агрессивными, зато предоставить мозгу шанс на отдых – или же наоборот.
- А что вы хотите, девушка, нам денег на капремонт уже 10 лет не выделяли...
Никаких QTE: Хизер может уклоняться от монстров, но для этого нужна недюжинная реакция и ловкость рук. Никаких напарников: девушка путешествует в одиночестве, и поплакаться в жилетку ей некому. Атмосфера выдержана идеально, даже сохранение здесь вместо умиротворяющих пишущих машинок выполняется через зловещие кровавые граффити на стенах, которым, тем не менее, радуешься, как окнам родного дома в морозную ночь.
Silent Hill 3 – эталонный представитель survival horror и достойный наследник традиций первых частей. Последующие проекты, включая The Room, Homecoming, Downpour, только снижали планку, и сейчас будущее серии остается туманным. Возродится ли легендарный хоррор или все же канет в забвение? Время покажет.