Задолго до своего выхода Civilization V всполошила общественность абсолютно новым подходом своих разработчиков. Сид Мейер собирался как можно сильнее встряхнуть старую механику и заменить привычное всем поле из квадратов на поле из шестигранников. Сообщество было взбудоражено от негодования - это же совершенно иная тактика! Да и в одной клетке теперь можно было держать только один тип войск. Однако мир не перевернулся, а "пятая Цивилизация" пусть и изменилась, но нисколько не потеряла в собственном обаянии.
Порох и нанотехнологии
Несмотря на то, что новички всегда боялись многогранности этой игры, а "Цивилизация" попугивала их своей обширной энциклопедией (цивилопедия), серия Civilization никогда не была сложным симулятором. За хардкором принято отправлять в игры вроде Hearts of Iron или Europa Universalis. Вот где настоящая война с их сумасшедшими графиками, огромным количеством цифр, отыгрышем настоящей истории и математическим расчетом! Цивилизация с ее неинформативными пунктами, малой статистикой и простейшей механикой выглядит на их фоне детской аркадой.
Здесь достоверностью и не пахнет. Начиная с выбора параметров для генерации случайной карты, отбора числа соперников и своей нации все в "Цивилизации" разыгрывается иллюзорно. Виртуальный Наполеон или Екатерина II запросто могут воевать с античным Египтом, а тем временем шустрый игрок племени ацтеков - заканчивать изучение последних нанотехнологий. Руководители Японии и Российской Империи будут на шаге от войны, когда поймут, что ютятся на одном маленьком островке.
Высокополигональные руководители стран снижают скорость игры этак вдвое.
Карикатурные различия фракций - заезженные миром стереотипы - должны как-то отражаться в игровом процессе. Ведь каждая из 18 сторон конфликта при старте несет с собой бонус или штраф. Если, например, играть за Китай, обязательно одно из умений позволит обложиться Великой стеной. Тогда вражеская осада будет вдвойне сложной. Англичане изрядно подпортят кровь врагам своей улучшенной морской флотилией. А у Японии будут специальные войска - самураи. Однако все это лишь заставит улыбаться - тактические преимущества слишком малы, чтобы методично обдумывать выбор нации.
Тактика узурпатора
Обширная система случайного формирования ландшафтов может породить множество неприятных ситуаций. На одной из новеньких карт можно запросто застрять из-за соперника-тугодума, ведомого глупым AI. Будучи в дружеских отношениях с Турцией, мои войска, например, никак не могли встать на одну клетку с восточной коалицией, ведь таким образом можно испортить отношения с друзьями. Беда заключается в том, что генерируемая карта запросто может сделать узкие проходы шириной всего в одну клетку - и никуда не деться.
Клетки в Civilization V - вообще краеугольный камень всего процесса. За каждый шестиугольник приходится вгрызаться в противника, даже когда ваши отношения были близки к идеальным: пакт о сотрудничестве, взаимная защита друг друга, торговые отношения и открытые границы. Упраздненная по сравнению с четвертой частью дипломатия в "Цивилизации", как правило, долго не держится. Игра вынуждает буквально бросаться на бывшего приятеля из-за растущих потребностей в территории. Мало жилья? Грустный смайлик настроения людей не спасет даже постройка цирка. Мало денег - расширяй территорию, возможно, где-то рядом есть золотой рудник.
На картах приходится сильно ютиться.
К сожалению, примитивизм уровня амебы в игре прослеживается не только в дипломатии, но и в технологиях. Скудную картинку подправили, но не заменили полностью - движок все также хрипло рисует одинаковую анимацию средней руки, бедные текстуры, не способные адекватно накладываться друг на друга, и сглаживает все это простенькими эффектами одиннадцатой версии DirectX. Вероятно, именно от этого игроков порой досаждают дикие тормоза на компьютерах, способных потягаться с рекомендуемым разработчиками. Порой кажется, что поторопившись выпустить игру в срок, Firaxis выдали жутко сырой продукт. И несмотря на то, что студия Сида Мейера уже вовсю клепает патч, устраняющий многие проблемы, первое впечатление подпорчено периодическими вылетами на рабочий стол и медленным просчетом компьютерных ходов.
Лучник или танк?
Часто угнетает и простая искусственность происходящего. Варварские поселения волей случая раскидываются по всей карте и генерируют бесконечных кочевников. К сожалению, мародеры не знают другой тактики, кроме как постоянно возрождаться и переть в сторону построек игрока. Города, способные дать отпор, не в состоянии избавиться от напасти за один ход, а племенные варвары уже уносят тружеников-фермеров в свою лачугу. Отключить аборигенов при образовании, конечно, можно, но уж очень соблазнительным выглядит заработать на появляющихся в одних и тех же местах свои 39 золотых.
К счастью, заскучать игра все равно не дает. За время пройденного хода настроение поселения постоянно падает: то не хватает жилой площади и приходится покупать близкие к городам ничейные земли. Нехватка еды быстро должна быть компенсирована постройкой ферм и развитого навыка "охота". А золото нужно срочно добывать от построенных рынков, а также увеличивать доход путем объединения столицы и других городов дорогами. Ведь каждая постройка, каждый юнит охотно "сжирают" свой прожиточный минимум.
Можно включить и архаичный режим.
Конечно, во все это можно запросто играть как в симулятор, что понятно не хуже мертвого SimCity. Однако война приносит не только деньги и статистику, но и удовольствие. Какая радость ожидает игрока, разграбившего чужую цивилизацию или полис (города-государства - нововведение в "Цивилизации")! Подготовленная на протяжении нескольких игровых веков атака с помощью собранной по разным шестиугольникам армии будет проходить через окружение вражеского здания.
Когда же огромное древо технологий будет постепенно развиваться игроком, "Цивилизация" начнет обрастать деталями: добыча угля, железа, руды и других новых ресурсов. Игровые поля будут взбудоражены танками и самолетами. А обновлять старые войска, переходя в следующую эпоху, будет намного дешевле, чем покупать новые.
Совершенно очевидно, что человека, которого вы застали за запуском ярлыка Civilization V, можно будет увидеть лишь спустя несколько часов. Игра легендарного Сида Мейера до сих пор является огромным врагом свободному времени. Закрыв глаза на очевидные неприятности, условности, вылеты и некоторые изменения в балансе, можно очнуться только под конец - вытирая пот со лба, после надписи "Победа".
Графика: 4.0
Геймплей: 4.8
Звук и музыка: 4.0
Мультиплеер: 4.8