Несмотря на неоднозначную репутацию солдат и офицеров, входивших в состав штрафбатов, отдельные штрафные батальоны здорово помогли в ходе Великой Отечественной войны. Тем обиднее становится, когда понимаешь, что у одноименной игры нет ничего схожего с этими советскими бойцами - ни стремления к победе, ни героизма, ни харизмы. А ведь помимо общей бледности игра от 1С-Софтклаб то и дело норовит вылететь на рабочий стол, зависнуть и показать какую-нибудь ошибку. Увы, внутриигровая энциклопедия, написанная внятным академическим языком, - единственный элемент, доведенный в "Штрафбате" до ума.
Дружно в бой!
Даже без тренировочной кампании ветераны «В тылу врага 2» освоятся в два счета - спустя почти шесть лет ни в интерфейсе, ни в игровом процессе практически ничего не изменилось. Как и раньше мы получаем контроль над небольшими отрядами бойцов. Солдаты укомплектованы снайперскими винтовками, автоматами и пулеметами. При необходимости бросят одну из десятка ручных гранат и, чего недоброго, достанут противотанковую. Иногда появляется возможность обстрелять противников из САУ, БТР и минометов. Впрочем, открытый бой - это практически мгновенный смертельный приговор: приходится действовать скрытно.
Жаль, ни о какой тактике думать не приходится - в этой игре действия практически всегда развиваются по одному сценарию. Пока штрафбат незаметно пробирается в тыл, союзные силы тщетно поливают свинцом засевших в окопах противников. Что в Белоруссии, что на Украине, что на Курской Дуге смысл любой операции сводится к одному - расстрелять всех немцев в спину. Горстка подконтрольных солдат ползком пробирается через лес, обходит заминированные мосты и минует деревенские домики. Как и раньше, выбранная позиция наглядно продемонстрирует, как расставятся юниты, добравшись до цели.
Скоро юниты будут готовы отражать следующую волну противников.
Батальон глупцов
На захвате вражеской территории военные действия не заканчиваются, ведь ключевые точки еще нужно удержать. Почуяв приближающийся проигрыш, немцы быстро вызывают подкрепление, в котором обязательно будут машины, оснащенные пулеметом, и даже танки. Все бы ничего, но из-за необремененных интеллектом юнитов, любой, даже самый продуманный тактический маневр рискует превратиться в цирк идиотов. Складывается впечатление, будто на поле боя выходят необученные новички - они с завидной регулярностью открывают собственные позиции, а в лесу не видят ничего дальше собственного носа.
Растерявшись, солдаты бегают из стороны в сторону; чтобы кинуть гранату они подбегают на расстояние в пару шагов; завидев угрозу, могут встать, как вкопанные, или отважно пойти в ее сторону. Сложно придумать более трагичный конец для героя, отчаянно ползущего во вражеский лагерь – иначе из винтовки, видно, не выстрелить. В такой ситуации невозможно понять, зачем вообще нужна опция выбора одного солдата и самостоятельное управление его передвижениями. Наверно, для того, чтобы узреть, насколько бездарно реализована местная анимация.
Один пулеметчик может «положить» весь отряд.
Надежда и вера солдата
При этом сам бой выглядит весьма натурально. Безлунная ночь освещается яркими выстрелами и летящими в разные стороны трассерами. Минометный огонь в щепки разносит деревья, оставляя горящие следы, а шальная пуля, попавшая в тело солдата, провоцирует небольшой кровавый фонтан. Туман, заполонивший половину карты, мешает нормально осмотреть местность, а в ясный день всех видно, как на ладони. Тела павших в бою буквально застилают злосчастную землю – тут не придраться, движок, доставшийся от «В тылу врага 2» все еще способен показать неплохую картинку. Хотя, куда ему тягаться с современным «тяжеловесами»?
В идеале «Штрафбат» должна была стать птицей высокого полета. Игра соткана из лоскутов достоверных фактов. Свидетельства очевидцев тех событий, подлинные мемуары солдат и исторические данные помогли разработчикам правильно расставить силы на уровнях. А Артем Драбкин, написавший цикл книг «Я дрался», помог составить интересную энциклопедию, в которой можно прочитать множество познавательных историй об основании, организации и численности штрафбатов.
В «Википедии» можно прочитать похожие сведения,
но в «Штрафбате» это оформлено гораздо красивее.
***
Российские разработчики часто играют в странную игру – кто выпустит худший продукт. «Штрафбат» должна была разорвать порочный круг и снова предложить знакомую по «В тылу врага 2» механику, удобный и привычный интерфейс, возможность менять каждому солдату его экипировку и снаряжение. Все это есть, да вот только об остальном как-то забыли.