Прежде чем начать разговор о Rise of Venice, который издала самая лучшая на свете компания Kalypso, хотелось бы обратиться к ФБР, АНБ и всем тем спецслужбам, которые, как известно из откровений Эдварда Сноудена, денно и нощно прослушивают Интернет и следят за каждым из нас.
Уважаемые правоохранители! Пожалуйста, обратите свое внимание на студию Kalypso, которая седьмой год на какие-то деньги продолжает издавать проекты, для которых эпитет «трэш» является похвалой. Мы практически уверены, что у них в подвале томятся рабы, на первом этаже их здания оборудован подпольный бордель, а на крыше вольготно себя чувствует лаборатория колумбийских наркобаронов! Пожалуйста, пришлите в штаб-квартиру этих подозрительных немецких издателей Сэма Фишера, или батальон солдат из Радуги-Шесть, или хотя бы серьезного лысого мужчину в хорошем костюме.
Особенно странно то, что на этот раз Kalypso дали денег не каким-нибудь там случайным парням с «гениальной идеей», а компании Gaming Minds, которая отметилась весьма удачным симулятором средневекового негоцианта Patrician IV. Карма, не иначе...
Дело должно крутиться.
Молодой венецианский повеса получает от своего горячо любимого дедули, что готовится отправиться в лучший из миров, небольшую сумму подъемных и приказ – стать уважаемым членом общества, богатым купцом, перед которым открываются любые двери. О карьере наемника приходится забыть. Тренировочный меч заброшен в чулан, а перед нами появляются бухгалтерские книги, векселя и коносаменты.
Жанр «экономическая стратегия» сам по себе далеко не так прост, как может показаться неискушенному игроку. Во-первых, выискивать выгодные торговые маршруты – в Акре купить по дешевке коноплю, в Тунисе ее продать, взамен набить трюмы железом и втридорога сбыть его римским кузнецам – само по себе некое извращенное удовольствие. Да, не каждый может похвастаться в реальности ростом своих акций на бирже, но почему бы не примерить на себя шкурку торговца эпохи Ренессанса? Во-вторых, купля-продажа в хороших экономических стратегиях – лишь верхушка айсберга, а «под водой» находятся политические интриги, управление собственным флотом каперов и беспощадная война с конкурентами. В-третьих, в медитативном процессе обогащения за счет торговли есть какой-то успокаивающий эффект, ведь далеко не всегда хочется слать полки на убой.
Так вот, Rise of Venice всего этого начисто лишена. Перед нами один из самых пустых и бессмысленных симуляторов торгаша.
В 1454 году в Венеции, оказывается, было всего десять домов.
Деньги вперед!
Цель игры предельно проста – разбогатеть до неприличия, быть избранным в венецианский Сенат и вписать свое имя в историю экономики. Поднять паруса!
Цены на товары скачут совершенно неадекватно, так что забудьте про автоматизацию торговых маршрутов.Первые кирпичи в фундамент будущего богатства закладываются при помощи самой банальной спекуляции – купить дешевле, продать дороже, разницу в карман. База операций у нас довольно широка, все средиземноморье буквально ждет, чтобы мы начали торговать в его портах. Города производят разные товары – пять видов каждого на поселение – а общее количество доступного для купли-продажи ширпотреба превышает два десятка. Причем, каждый город хочет иметь в своих закромах как можно больше разного добра, так что работы хватит на всех. Не спешите радоваться – самые лучшие и прибыльные штуковины вам доверят, только когда вы станете известным и уважаемым человеком. Достигается это путем накопления богатства, покупки новых судов и найма матросов. Едва условия выполнены – идите в венецианский Сенат и требуйте повышения.
Вот на этом этапе вам и встретится первый облом. Цены на товары скачут совершенно неадекватно, так что забудьте про автоматизацию торговых маршрутов. В Риме нехватка зерна, а в Афинах его не знают куда девать, и вы думаете, что вот сейчас-то мы и погреем руки? Стоит только привезти в город требуемый товар, как его цена стремительно падает. На первых порах, когда у вас нет складов в каждом городе, вам придется либо продавать излишки себе в убыток, либо лихорадочно носиться по соседям. И так с любым товаром – после каждой сделки его стоимость стремительно падает. Приходится все дела вести самостоятельно.
Несмотря на изобилие товаров, выгоду приносят едва ли пять наименований.
Как у всех отнять, чтобы каждому прибавить.
Но вот вы обзавелись первыми деньгами – самое время подумать о собственном производстве. Стройте мануфактуры, обеспечивайте их сырьем и торгуйте собственной продукцией. Увы, кроме морального удовлетворения, никакой другой пользы вы от этого не получите. Ну да, теперь у нас есть своя конопляная плантация, здорово. Потребность в товаре может полностью удовлетворять и местный бизнес, а сложных производственных цепочек – соль и мясо превращаем в окорока, которые, в свою очередь, перегоняем в деликатесную еду и продаем втридорога – в Rise of Venice нет. Захват рынков – когда поставщиком того или иного товара является игрок-монополист – тоже не предусмотрен.
Захват рынка, и превращение игрока в могущественного монополиста здесь, увы, не предусмотрено.Другой вопрос – укрепления своей репутации в том или ином городе – тоже бессмысленно решать при помощи долгого и нудного строительства. Да, можно вложиться в постройку больницы, школы или церкви, и получить за это целых пять процентов любви горожан, но зачем? Беспокоиться нужно только о Венеции, где нам еще предстоит ввязаться в политическую жизнь, в других городах популярность легко набрать без лишних затрат, просто поставляя им редкие товары. Разве что постройка жилых кварталов имеет какой-никакой смысл, ведь они будут регулярно приносить небольшую ренту.
Со временем, когда вы наберете вес в обществе и замахнетесь, например, на герцогский титул, придется немного напрячься, выполняя задания сенаторов Венеции. Тот хочет построить церковь, этот спит и видит, чтобы мы подмочили репутацию недругу, третий просит разогнать пиратов... Но, как выясняется, задания можно смело игнорировать, а сенаторам дать на лапу по десять тысяч. Та же беда и с конкурентами. Максимум на что они способны – это сжечь наши склады, или оклеветать, что несколько снизит репутацию. Имея хотя бы чуть больше пятидесяти тысяч, первой проблемы вы даже не заметите, а вторую мгновенно решает своевременная поставка тех же редких и дорогих красителей. Отплатить конкурентам можно той же монетой. На этом игровые интриги и заканчиваются.
Венецианский Совет любит нас и деньги.
Зачем нужны деньги, если их не тратить?
Еще можно податься в благотворительность – построив церковь, напрячь местного пастора раздавать еду с наших складов за небольшой бонус к любви горожан. Проблема в том, что независимо от расположения горожан к вашей особе, они все равно будут покупать ваши товары, так что, если задать себе вопрос, зачем вообще нужна популярность в том или ином городе, внятного ответа вы не получите. Ну, разве что вы захотите тратить время и деньги на строительство – но и в этом случае расположение города проще и выгоднее купить поставками товаров, а не раздачей бесплатной еды.
Внятного ответа на вопрос «зачем вообще нужна популярность в том или ином городе» игра не дает.В довесок – унылейшие и скучнейшие нападения пиратов, от которых можно откупиться половиной товаров, или вступить в бой. Управляя неуклюжим корытом и глядя, как ваш конвой нелепо перестреливается с противником – вы при этом только рулите – зарекаешься иметь дело с этой частью игры, настолько криво и нелепо она реализована.
Поэтому, спустя час геймплея, когда на вашем виртуальном счету будет шестизначная сумма, приходит разочарование. Кроме как покупать и продавать разное барахло на не слишком красивой карте, заняться в Rise of Venice откровенно нечем.
В городах случаются разные неприятности. Никакого эффекта, правда, нет.
Rise of Venice нельзя назвать даже «нишевым» продуктом – фанаты экономических стратегий легко назовут десяток более интересных игр. Фактически, игре совершенно нечего предложить, кроме легкого в освоении интерфейса и симпатичной, хоть и несколько устаревшей картинки. Если вы считаете себя поклонником жанра – не тратьте время.