15:1
Серии Mafia положила начало чешская игровая студия Illusions Softworks в далёком 2002-ом году, и с тех пор утекло много воды, но неизменным осталось одно: Mafia: The City of Lost Heaven - одна из самых важных игр в истории индустрии. Она оказалась не только показательным примером того, как маленькая европейская студия способна выкатить на суд игроков выдающийся проект, но и стала отправной точкой для нового подхода к производству сюжетно-ориентированных игр. Сделав ставку на кинематографичность, драму и убедительные характеры героев, разработчики навсегда отпечатали своё детище в умах миллионов. Первая Мафия словно Крёстный Отец от мира интерактивных развлечений, так что неудивительно, что спустя 18 лет правообладатель решил омолодить культовую историю, чтобы геймеры как новой, так и старой формации смогли к ней прикоснуться. Получилось ли у ремейка возродить знакомые, но уже несколько потускневшие эмоции? Постараюсь ответить на этот вопрос, опираясь на, разумеется, субъективный опыт.
Мистер Анджело
История рассказывает о Томасе Анджело, итало-американце, который до судьбоносного случая работал честным таксистом на улицах города Лост-Хейвен, штат Иллинойс. На дворе осень 1930-ого года, в США царят сухой закон и эпоха Великой депрессии, приведшие к массовой безработице и нелегальному обороту спиртного. Томми частенько подрабатывал в ночную смену, поскольку именно ночью можно было неплохо набить кошелёк. Не сказать, что положение дел его устраивало, но у него хотя бы был стабильный заработок. Отдыхая от очередного клиента, Томми слышит звук страшного удара, после которого встречает джентльменов в дорогих костюмах, Поли и Сэма, с оружием наперевес, нацеленных прямо на несчастного таксиста. Анджело и его попутчикам ничего не остаётся, кроме как рвать когти, ведь за ними идёт погоня, организованная мордоворотами главного антагониста, дона Морелло. Чтобы не остаться с парой пуль в затылке, Томми даёт по газам, что есть мочи, чуть ли не оставляя покрышки на обочине.
Успешно оторвавшись от назойливых преследователей, герой доставляет парней к бару Сальери, дона, заправляющего делами в Маленькой Италии. Дон Сальери поблагодарил Томаса деньгами и предложением, от которого трудно отказаться. Томми никогда не хотел иметь дел с криминалом и мафией, будь у них хоть все деньги мира. Лучше быть старым и живым, нежели богатым и мёртвым, но все знают поговорку "никогда не говори никогда", или же, как поговорила его мама: "Никогда не знаешь, что Господь припас для тебя". Мистер Анджело ещё не знал, что его жизнь изменилась навсегда. Дон Морелло оказался недоволен случившимся недавней ночью, и Томми из-за сложившихся обстоятельств пришлось вступить в семью Сальери, чтобы раз и навсегда перестать жить в страхе и с грошами в кармане. Всё-таки трудно совмещать жизнь таксиста с мишенью на спине. И так начинается путь от ничего незначащей боевой единицы до крайне уважаемого гангстера, склонного к рефлексии и неуверенности в выбранном жизненном направлении. К сожалению, авторы ремейка слишком вольно истрактовали жизнь Томаса Анджело, впервые рассказанную Даниэлем Ваврой. Обо всём по порядку.
Во всём нужно знать меру
Кхм...я же покупал не Uncharted?
Разработчики из Hangar 13 во вступительной заставке предупреждают всех, заглянувших на огонёк, о том, что перед нами "игра по мотивам", а не стопроцентное следование букве первоисточника. Да, это правда. Многие события показаны немного по-другому, а некоторые, так и вовсе переделаны с нуля. Часть изменений с художественной точки зрения действительно кажется разумной, но, увы, не всё так гладко. С самой первой миссии становится понятно, что американская студия взяла курс в сторону большей зрелищности, а не пугающей реалистичности оригинала. Здесь вам сразу адреналиновая и по максимуму заскриптованная погоня с десятком автомобилей на хвосте, спустя две главы штурм мотеля, а потом и вовсе как-будто из другой игры залетает полицейский броневик с башенным пулемётом. Даже Томми, который никогда не любил трезвонить попусту, в версии 2020-ого года своими вопросами начал раздражать даже Поли и Сэма. В этом, пожалуй, моя основная претензия: здешний Томми - совершенно новый персонаж, не имеющий практически никаких точек соприкосновения с героем из 2002-ого.
Протагонист ремейка крайне инициативный и явно заинтересованный в преступных операциях семьи. Раньше герой в основном плыл по течению, и у него были определённые принципы и убеждения, не позволяющие, например, направить оружие на старого друга или беззащитную девушку. Сейчас Том не боится беспардонно угрожать женщине, и только по просьбе приятеля не продырявить ей голову. Понятно, что сценаристы хотели добавить больше фактурности и характера героям заднего плана, сделать их не просто функциональными, но для этого они пожертвовали образом центрального персонажа. Получилось так, что характер Томми в принципе воспринимается противоречиво и неестественно. В одной сцене он, аки Раскольников, ощущает в своей душе бурю и смятение за совершённые злодеяния, но сценой позже снова готов рваться в бой, изредка задумываясь о последствиях. Вся драматургия рушится карточным домиком из-за неадекватно высокой динамики. В игре очень мало медленных и нагнетающих саспенс сцен.
Репрезентация протагониста вышла Hangar 13 боком, из-за чего можно порой просто не понять, что герой чувствует в данный момент. В ремейке очень подробная мимика, но Томми слишком часто скалит рожи, причмокивает и придыхает, мешая считывать его эмоциональный диапазон. Делу мог бы помочь закадровый голос, увы, от рефлексии и рассуждений Анджело решили отказаться практически полностью. Гласом рассудка выпало стать его жене Саре. Её роль значительно расширилась, а образ преобразился более, чем полностью. Она явно не хочет быть дамой в беде, а потому на её лице трудно увидеть испуг, да и за словом в карман не лезет. Такая перемена в образе вышла на редкость удачной, чего не скажешь о других персонажах.
Сара, на удивление, очень приятный персонаж
Наиболее странные пертурбации произошли с Поли и Фрэнком. Помимо внешних изменений, это касается всех героев, их поведение вызывает вопросы. Поли из смелого, но сложного человека превратился в тюфяка с раздражающей манерой речи. Каждая сцена воспринимается с ним не иначе, как жалкая попытка заиметь своего комик-релифа, как Донована из Mafia III. Если Донован был очарователен в своей ненависти к врагам американской мечты и крайне изобретательно пародировал крутых парней из 60-х, то Поли просто жалок. У него есть хорошие реплики, проскакивающие под конец истории. Беда в том, что их крайне мало для того, чтобы начать сопереживать незадачливому гангстеру.
Фрэнк тоже далеко не уехал. В оригинальной игре у него было не очень много экранного времени, зато этого времени хватило, чтобы показать консильери дона умным, расчётливым и мудрым человеком. Он успел стать для Томми не сколько другом, сколько наставником, давшим немало ценных советов. Фрэнк сегодняшний предпочитает давать советы, используя потрясающие аллегории с собаками. Дай ему волю, и он всё будет мерить в собаках, даже стоимость батона. Кто прошёл, тот поймёт о чём я. Пожалуй, самый бездарно написанный диалог, вызывающий острое желание включить аудиодорожку из оригинала и сказать: "Вот как надо диалоги писать!". В целом, слушать местную болтовню не очень интересно. Все поголовно излишне экспрессивные, порой чувствуется как капли слюны так и брызжут из экрана.
Что ты там сказал про мою собаку?!
Жаль, что команда Хейдена Блэкмана не смогла оправдать присутствие Ральфи и Луки Бертоне. Ральфи - механик дона Сальери. Хоть у него имеются речевые дефекты, зато он крайне талантлив во всём, что касается машин. Добрую половину первой Мафии Ральфи обучал нас взлому разных автомобилей, поскольку на каждой новой модели уникальный замок, требующий особый подход. В наши дни подобная механика, возможно, выглядит архаичной, поэтому только в одной кат-сцене он демонстрирует Тому, как взламывать автомобильный замок, активировав тем самым умение открывать машину бесшумно. Никаких механик и мини-игр не предусмотрено: либо выбей окно, нажав одну кнопку, либо удерживай другую, чтобы попасть в салон без лишних хлопот. И если Ральфи никогда особой роли для истории и мира и не играл, то за Луку в самом деле обидно. Лука Бертоне - был единственным источником побочных миссий вне режима "Большая прогулка". Он давал какое-нибудь поручение, а в награду мы узнавали, как угнать свеженький болид. И каждый раз очередное вознаграждение с лихвой покрывало затраченное время, что придавало процессу смысл, да и сами миссии были опциональны, так что уже игрок решал, стоит ли ввязываться в подобную авантюру. В Definitve Edition Луку выкинули за ненадобностью за борт (фигурирует он всего в одной миссии), поскольку новые разработчики банально не придумали альтернативных побочных активностей в рамках сюжетного режима. Можно, конечно, теперь пособирать коллекционные предметы на уровнях, но замена, скажем так, неравноценная. Спасибо хоть, что в режиме "Прогулка" у старого доброго автомеханика будет, чем развлечь игрока.
Доброй пожаловать в потерянный рай!
Главным аспектом любой опен-ворлд игры является локация, в которой всё и происходит. Конечно, первые две части трудно назвать полноценными песочницами, ведь город в них всего лишь красивая декорация, не имеющая практической ценности за пределами миссий, но нельзя отрицать насколько эти декорации выходили красивыми. В ремейке в глаза моментально бросается возросшее количество деталей: неоновые вывески, переливающиеся перламутром лужи, билборды, обилие линий электропередач, аутентичные автомобили и одежда, новостные программы и меланхоличный джаз, вырывающиеся из радиоприёмников. Город кажется живым, несмотря на не самые заселённые улицы, да и искусственные болванчики ведут себя порой совершенно неправдоподобно. Но, если не пытаться проверить мир на "прочность", то в него нетрудно поверить.
К сожалению, собственных скриншотов у меня очень мало
Город безусловно красив, что одновременно является, как достоинством, так и недостатком. Очень здорово взглянуть на знакомые с детства места, с другой стороны - от обилия разного рода мелочей начинает натурально рябить в глазах. Из-за уклона в сторону современной кинематографии и глянцевости, Лост-Хейвен в какой-то момент начинает выглядеть игрушечно. Та самая атмосфера 30-х улетучивается, и ты видишь не эпоху, а хорошо отработанный, но всё же сеттинг. Буквально всё, начиная газетными вырезками и заканчивая практически полным отсутствием светофоров, кричит о том, какое тогда было время. И вот в этом проблема: подобные вещи стоит подавать аккуратно и порционно, не рассеивая внимание игрока (к светофорам претензий нет, это очень крутая мелочь, пускай и сводит на нет механику штрафов за проезд на красный). Оригиналу хватало пары штрихов, чтобы в этот мир можно было поверить. При каждом удобном случае ремейк не забудет напомнить "слышь, сейчас 30-е, понял?". Не хватает некоей органичности, которая банально бы способствовала тому, чтобы ничто лишний раз не выбивало из погружения. Проведу более понятную параллель. Представьте, что боссы Universal решили без участия Фрэнсиса Форда Копполы снять ремейк первого Крёстного Отца, и вместо тяжёлой и неторопливой криминальной драмы, погружающей с головой в суровый мир ушедшей эпохи, получится яркий и лощённый боевик в духе Охотников на гангстеров, в котором будет уйма эклектичных элементов, задача которых заставить зрителя поверить в происходящее. Сердцем такого фильма будут стильные парни с томмиганами, ураганные погони, пафосные фразочки и герои-любовники вперемешку с отвлекающими от происходящего навязчивыми деталями. Все вышеперечисленные характеристики давно стали строго обязательными атрибутами для сегодняшних экранизаций бандитских историй первой половины XX века. В романтизации столь эпатажных времён и людей нет ничего плохого, пока в этом есть какая-то идея и философия. Никто и никогда не откажется увидеть облагороженную версию любимой киноленты, но мало кто захочет, чтобы значимый для массовой культуры фильм стал яркой, но ординарной поп-корновой пустышкой.
Кто-то скажет, что подобные изменения неизбежны, а во мне взыграл синдром утёнка. Что ж, лучше меня и всех моих доводов может сказать ремейк Resident Evil 2 от Capcom. Игра настолько близка и далека от оригинала 1998 года, что смогла влюбить в себя всех. Именно этого я и ожидал от Mafia: Definitive Edition. Для ремейка новая/старая Мафия довольно сильно ушла в сторону от лебединой песни Illusion Softworks, а для самостоятельной игры у неё ворох серьёзных недостатков, о которых несколько позже.
Помимо переписанных характеров участников пьесы, сильно переменились и многие миссии, возведя некоторые моменты оригинала в абсолют. Каплей для меня стал эпизод с кражей сигар. Авторы изменили как подноготную, являющуюся важным твистом, так и сам уровень. Вместо напряжённой игры "кто успел, тот и съел", нам дали довольно унылый стелс-сегмент. Не чувствуется азарт, и ты, как игрок, банально не понимаешь, почему основная троица по итогу так возмущена. Уровень нетрудный, его легко осилить за один присест без необходимости возвращаться на последнюю контрольную точку. В оригинале как герои, так и сам игрок в аналогичном эпизоде рисковали головами, не зная броду, благодаря чему их претензии относительно операции были предельно понятны.
Проклятье!
Игра со светом и постановка кадра здесь отменные
Игра стремится галопом, не давая перевести дух. Кат-сцены очень непродолжительные, им сильно не достаёт размеренности. Да и миссии трудно назвать длинными. Многие из них отнимут не больше 20 минут. Зато качество постановки не на шутку радует, ролики и вовсе можно собрать вместе и выпустить в формате CGI-фильма. Не очень хорошо дела обстоят с перестрелками, поскольку разработчики не гнушаются использовать устаревшие геймдизайнерские решения, например, расставленные тут и там красные бочки, противников, стреляющих на опережение и порой нереагирующих на ответные выстрелы, тесные арены и непроходимо тупой искусственный интеллект. Сама по себе стрельба довольно бодрая, импакт приятный. Имеется и рукопашный бой, но очень примитивный. В недавней The Last of Us Part II бои хоть и были двухкнопочными, зато постановка и ощущение от каждого удара, отзывающегося в геймпаде, превращали происходящее в захватывающее зрелище. Здесь же это довольно унылый обмен затрещинами. Противники частенько телепортируются к Томми во время замаха, а единственный способ избежать урона - нажать кнопку контратаки. Можно даже не пытаться прервать анимацию резким выпадом - удар пройдёт мимо, а вы получите урон. Игровой процесс, призванный обновить и улучшить старые механики, по итогу лишён многих интересных решений, принятых чешской командой. Взамен разработчики дали далеко не эталонный приключенческий экшен с уймой перестрелок и бешеным темпом, который не даёт проникнуться ни историей, ни вложенным в неё посылом.
Физика автомобилей очень напоминает о временах второй части, что, наверное, можно считать неплохой заменой утюгам из оригинальной игры. Управляются многие транспортные средства в достаточной степени приятно, если не говорить о неуклюжих мотоциклах, уморительно петляющих из стороны в сторону при малейших отклонениях от прямой траектории. Ездить в городе и в загородной местности одинаково интересно, правда, автомобиль может неожиданно выбросить в кювет из-за незначительного, почти незаметного препятствия. Это нормальное явление, когда из-за торчащего из-под земли валуна, машина взмывает в небо, проворачивая невероятные акробатические пируэты. Даже обожаемая единицами гоночная миссия, в прошлом ставшая причиной переполненности жёлтых домов, вернулась! На классическом уровне сложности многих ждёт суровое испытание. Лично меня, оно чуть не сломило, но я переиграл эту дешёвку. К слову, разница между казуальной и реалистичной сложностью вождения очень условная. Во многом, разная сложность вносит свои коррективы в силу сцепления колёс транспорта с дорогой. На реализме не составит труда уйти в неуправляемый занос, если неправильно вписаться в поворот. Добавлю одну незначительную претензию. Мне категорически непонятно, почему создатели наотрез отказываются добавить анимацию прожатия клаксона. Отсутствие подобной мелочи довольно сильно выбивает из погружения. Конечно, не стоит забывать и о живых изгородях, перекочевавших прямиком из "тройки". Вводить в качестве заграждения непроходимые кусты в 2020-ом году - моветон.
Визуально и аудиально придраться можно, но не хочется. Очень приятная картинка, да и саундтрек не подкачал. Но важным считаю отметить, что некоторые огрехи движка Mafia III так и не были исправлены. Освещение в этот раз удалось, но эти неприятные засветы и блики посреди белого, как сама смерть, дня, натурально выжигают сетчатку. Изменение положения ползунка яркости не очень сильно помогло решить проблему. Персонажам в открытом мире не достаёт детализации, встречаются мыльные текстуры. У игры изредка, но проскакивают проблемы с дальностью прорисовки. Порой трудно не заметить, как перед носом появляются автомобили. В целом же, общее качество работы можно назвать приемлемым. На этой ноте считаю необходимым перейти к итогам.
Лестница в небо
Mafia: Definitive Edition воспринимается как весьма неплохая в техническом плане работа над осовремениванием культовой Mafia: The City of Lost Heaven. С наступлением финальных титров я задался вопросом: "На кого эта игра рассчитана?". Для оголтелого фаната, вроде меня, данный ремейк - не самый лучший подарок. Если баги, аркадную шутерную механику и другие досадные мелочи я могу простить, то вот неуёмное желание "улучшить" историю я не оценил. Персонажи стали карикатурами на самих себя, а драматургия практически не работает. Новым игрокам вряд ли понравится подход к открытому миру. Но не исключено, что, насытившись однотипными песочницами, обновлённая Мафия покажется приятной разгрузкой. Всё-таки знаменитая серия всегда была про сюжет. Что точно сделано на совесть, так это эпилог. Финальный монолог Томми, хоть и уступающий таковому из оригинала, и встреча с любимцами публики прямиком из сиквела однозначно заставят вжаться в кресло. Только в третий раз Томасу Анджело позволили красиво и с честью уйти со сцены. Лучше ли с драматической точки зрения? Не знаю, но такой вариант тоже имеет право на существование.
Для кого же, в конце концов, ремейк? Думаю, для тех, кому хочется прикоснуться к классике, не переживая из-за возраста первоисточника. Подарит ли она тот же опыт, заложенный изначально чехами? Однозначно, нет. Перед нами абсолютно новая игра, созданная по мотивам. Пожалуй, только этот факт может обнулить все мои претензии к ней, как к ремейку, однако и как самостоятельный проект из-за череды досадных минусов Mafia: Definitive Edition не заслуживает наивысшей оценки. Стоит отметить, что после крайне слабой Mafia III, данная попытка Hangar 13 похожа на неплохую работу над ошибками, которая вполне может стать плацдармом для четвёртой части.
Достоинства:
Недостатки:
Итоговая оценка: 7/10