Интерактивное кино. Жанр, в котором, как могло показаться, все важное уже было сказано студиями Quantic Dream и Telltale Games. Могло так показаться ровно до 2015 года, когда небольшая команда Dontnod Entertainment сделала мощное высказывание о том, что некоторые вещи просто случаются. О том, что некоторым событиям суждено произойти, а жизнь – штука странная. Нуждалось ли данное высказывание в послесловии?
Тревожные звоночки о качестве нового проекта в серии Life is Strange доносились еще с момента его анонса. Во-первых, за разработку приквела взялась не сама Dontnod, а Nine Deck Games, ранее известная как Idol Minds. Во-вторых, Эшли Берч, подарившая голос Хлои Прайс, а именно ей посвящена Before the Storm, не смогла принять участие в разработке. Ее место заняла Рианна Девриз. К слову, Эшли все-таки приняла косвенное участие в производстве игры в качестве консультанта по своему персонажу. Ну, а в-третьих, можно ли ждать по-настоящему интересных сюжетных поворотов от истории, финал которой нам всем известен? Все эти опасения справедливы, но, по заветам Твин Пикс, – совы не то, чем кажутся…
Еще один кирпич в стене.
Разработчики из Nine Deck отвели себе достаточное пространство для маневра. События Before The Storm происходят в 2010 году. До событий оригинальной Life is Strange – 3 года. Хлоя Прайс только начинает свой путь бескомпромиссной оторвы. Волосы еще не успели стать синими, но учеба в академии уже отошла на второй план. Девушка тяжело переживает потерю отца и разлуку с некогда лучшей подругой – Макс – главной героиней истории от Dontnod. В добавок ко всему, появляется новый мамин ухажер Дэвид, знакомый нам по первой игре, с претензиями на место главы семьи и воспитание неугодного подростка. И, где-то посреди всей этой враждебной рутины, в жизни Хлои случается Рэйчел Эмбер.
Девушка, которой суждено стать местной Лорой Палмер. Девушка из достойной семьи, отличница, актриса и просто красавица. Одним словом, почти полная противоположность Хлои. В тоже самое время с ней не все так просто… Рэйчел – весьма противоречивая личность, под внешней безмятежностью которой крепчает шторм. Она без стука врывается в и без того шаткую жизнь Хлои, переворачивая там все вверх дном. Взаимоотношения с Рэйчел становятся последним кирпичиком в стене, которая формирует ту Хлою, которую мы видим в оригинальной истории. Обе героини находят друг друга в тот момент, когда они больше всего в этом нуждаются. Вместе они запускают цепь событий, в которых есть место и комедии, и драме, и закрученной детективной истории.
Ни единорогов, ни радуг, ни принцесс.
Нововведений в игре не так много, но они заслуживают внимания. Например, исследование мира, сводившееся в оригинале к памятным фотоснимкам, сменилось граффити. В Аркадиа Бэй много укромных пустующих мест, жаждущих бунтарского и циничного замечания героини. Появилась возможность менять одежду Хлои в определенных игровых моментах. Доступно несколько наборов, еще пару дают за приобретение Делюкс-издания игры. Решили сменить имидж? Окружающие обязательно это заметят и не упустят возможности высказаться о нем.
По понятным причинам, главная геймплейная фича оригинала – возможность перемотки времени – исчезла. Путешествует Хлоя сквозь время лишь в своих мыслях и грезах, в которых нет места ни единорогам, ни радугам, ни принцессам. Но у юной бунтарки есть свой дар! Дар убеждения. Новая фишка диалоговой системы получила название BACKTALK, и сводится она к следующему: в определенный момент беседы у вас есть возможность склонить визави к нужному вам действию. С помощью чего вы бы думали? Конечно же с помощью оскорблений и скабрезностей, коих у героини навалом. В эти моменты на экране появляется специальная шкала, отображающая ваш успех. Работает это все, надо сказать, не без шероховатостей. Зачастую выбранные варианты приводят к совсем уж нежданным последствиям. Но главная проблема в том, что даже в случае провала этого мини-квеста, в важных сюжетных моментах игра делает «финт ушами» и все равно выводит вас к угодному для сценария результату. И, как бы не нравилось разработчикам данное сравнение, в конечном счете выглядит это как прямая замена реверса времени из оригинала, где перебор возможных вариантов выводил-таки игрока к единственному полезному результату.
Символичный номерной знак на «судне» Хлои, как дополнение к нередко встречающейся в игре
пиратской атрибутике.
Макс Колфилд, героиня оригинала, в проекте Nine Deck Games не представлена, но, условно говоря, она там есть! Делясь своими сокровенными тайнами и мыслями в дневнике, Хлоя Прайс обращается именно к Макс. Эдакие письма-исповеди, не требующие ответа. Благодаря этому у нас есть возможность понять мысли и чувства героини. Взглянуть на события игры через призму ее собственного восприятия. Немаловажно то, что взгляд Хлои на вещи может со временем меняться. Таким образом, мы наблюдаем не просто за нарисованными физиономиями, а за живыми людьми. Людьми, которые совершают ошибки и пытаются их исправить. Людьми, на каждое действие которых есть свои первопричины и мотивы. Людьми, которые стали заложниками сложных жизненных обстоятельств и стараются всеми силами ухватиться за спасительную соломинку. Справедливости ради, патетика выше в равной степени может относиться и к оригинальной игре, но команда Deck Nine Games проделала действительно отличную работу над текстовой составляющей. Правда официальную российскую локализацию снова «не завезли». Но все же – мир не без добрых людей, а кто ищет, тот всегда найдет!
Призраки прошлого
Обе игры серии дополняют друг друга под стать Рэйчел и Хлои. Ведь во многом благодаря оригинальной Life is Strange нам интересно наблюдать за развитием всех персонажей в предыстории. В свою очередь, благодаря Before the Storm многие персонажи оригинальной игры получили больше экранного времени, что позволяет им раскрыться в контексте сквозного сюжета.
Следует сказать, что при должном внимании к игре можно встретить некоторые логические неувязки в поведении героев. Некоторые линии, персонажи которых даже не представлены в оригинале, можно было справедливо заменить другими. Некоторые события оставлены за «бортом». Впрочем – это извечная проблема всех приквелов – связать все ниточки порой не под силу и создателям оригинала, особенно при наличии в игре вариативности. Условно, спасает ситуацию лишь то, что новая игра от Nine Deck Games не является прямым приквелом, что неоднократно и подчеркивали авторы проекта, словно предчувствуя негодования по этому поводу. В этом смысле, наличие оригинала можно рассматривать, как минус для Before the Storm. Но правда в том, что творение Deck Nine Games крайне в нем нуждается. Эта история сосредоточена исключительно на Хлое Прайс и Рэйчел Эмбер. Но чтобы проникнуться городком Аркадия Бэй в целом и ее «разношерстными» жителями в частности, с которыми нам так или иначе придется взаимодействовать, вам следует попасть в этот городок не до, а во время шторма. В противном случае, все нервные узлы, все болевые точки, которые старательно используют авторы, будут нещадно потеряны.
Под стать оригиналу, Before the Storm пронизана огромным количеством отсылок к различным
явлениям поп-культуры. Вот и свежеиспеченный граффити
недвусмысленно отсылает к Breaking Bad.
Несмотря на то, что условно концовки в игре две, есть большое количество вариаций, дополняющих обе версии финала. Каждое принятое вами решение действительно будет иметь последствие и определенное значение для истории, и порой не совсем очевидное. Решения, принятые в первом эпизоде, могут аукнуться вам во втором или третьем, а последствия некоторых действий и вовсе проявят себя лишь в конце игры. Приятно видеть, что даже такое небольшое действие, как, например, оценка музыкальных способностей персонажа, способно повлиять на будущие события, которые можно легко упустить при первом прохождении. Да, эти моменты никоим образом не влияют на основной сюжет, но именно благодаря такому вниманию к мелочам разработчикам удалось создать целостную и живую картину, сотканную из множества деталей!
В игре есть крайне интересные находки в нарративе через сюрреалистичные сны главной героини. Несмотря на невыдающееся графическое исполнение, от ключевых сцен в игре невозможно оторвать взгляд благодаря внутриигровому оператору. Некоторые из них заставят вас невольно улыбнуться, другие навеют легкую грусть, а есть такие, во время просмотра которых вы натурально забываете дышать.
Несмотря на рамки, в которые неизбежно оказываются загнаны разработчики проектов-предысторий, и несмотря на вытекающие из этого проблемы, у Nine Deck Games получилось рассказать действительно интересную, трогательную и самостоятельную историю. Проект строго рекомендуется к ознакомлению после прохождения оригинала, ведь именно знания последующих событий в Аркадиа Бэй позволяют наблюдать за историей Before the Storm с восторгом. Это Life is Strange, в которой жизнь невозможно повернуть назад. Это Life is Strange, в которой герои вынуждены жить со своими решениями. Это игра, которой по силам сделать вас чуточку лучше. И все-таки, жизнь – штука странная…