На стадии разработки финская Iron Danger выглядела молодцом. Эдакое свежее веяние в боевой механике Action-RPG со своим подходом к управлению временем в боях. Мы знакомились с игрой на стадии бета-теста, и еще раз обратились к ней после релиза. Впечатления смешанные.
И сразу что касается обещанного уникального мира песен Калевалы. Он здесь, в итоге, ничем не отличается от типичного фэнтези в мягком переплете. Напоминает почему-то больше славянские сказки с разбойниками в лаптях. Сценаристы и художники студии Action Squad Studios могли бы провести нас по уникальным местам, показать оригинальных персонажей... Но на деле здесь опять война, боги и избранный (избранная). Где-то грозно топочут военные механизмы, но они стали лишь штрихом к стандартному облику мира.
Иногда Iron Danger напоминает Road Movie, только на реке.
Хотя история девушки Кипуны определенную интригу все-таки содержит: она гибнет в самом начале сюжета, затем оживает, и теперь вынуждена ходить с огромным каменным шипом, торчащим из груди. В русскоязычной версии совершенно уместно добавлен подзаголовок «Осколок времени». А Кипуна постоянно скорбно хнычет и готовится окончательно помереть, какой-никакой интерес к ее судьбе с начала игры все-таки появляется.
Но вот корневая механика с вращением Веретена Времени выполнена круто. Кипуна может управлять им, поворачивая и вперед, и назад. Но речь идет о совсем небольшом временном отрезке, буквально о нескольких секундах. Этого достаточно, чтобы драться с превосходящими силами противника и решать головоломки. На деле все довольно интересно. Если один наш сопартиец получил молодецкий удар топором в спину, мы можем обернуть эту трагедию вспять, дать горемыке команду сделать спасительный кувырок, а другой боец в это время стремительным рывком пырнет врага кинжалом. И вот мы опять выигрываем!
За баланс отвечает следующее правило: пока один воин находится в трансе (так здесь называется режим управления временем), другой действует самостоятельно. Поэтому придется крутить Веретено вновь и вновь, следя буквально за каждым шагом команды. Но процесс не надоедает, он удобен и позволяет отыгрывать всяческие хитрые схемы. Заклинаний и боевых перков немного, но комбинировать их действительно интересно, открываются десятки вариантов.
У двух закованных в железо рыцарей нет шансов против Кипуны.
Здесь приходит сожаление: такая механика могла бы здорово украсить классическую партийную RPG. Представьте сколько вариантов битвы получила бы партия из шести головорезов в Icewind Dale или Baldur's Gate! Но на этот раз не сложилось. Мы всегда управляем лишь парой смельчаков, а против нас горстка соперников.
Боевая система стала основным достоинством Iron Danger, и разработчики немало над ней потрудились, это видно. Драться непросто, но нескучно. Удары в спину критичны – движение становится ключом к победе. Лучники стали, наконец, не бойцами поддержки, а главной угрозой на поле боя. Огненный шар накроет площадь и будет жечь некоторое время. При особой ловкости можно обрушить на злодейскую голову подвешенные бревна. Очень здорово сделан блок: его нужно ставить именно в последний момент, в тактических играх обычно больше условностей.
А с другой стороны картину портит интеллект неприятеля. Обмануть легко что лесного черта-раззика, что имперского рыцаря. Основной тактикой становится одна схема: пока бойцы-рукопашники весело гоняются друг за дружкой, волшебник жарит недругов издалека. Компьютерный соперник может забежать в костер и уже оттуда пытаться дотянуться до ваших персонажей. Пока мы деремся с парочкой грабителей, остальные будут топтаться рядом и даже станут смотреть в другую сторону. Не дает расслабляться лишь большой разовый урон, убивают здесь быстро.
К сожалению, игре недостает размаха. Карты небольшие, их лучше назвать аренами. Драки происходят с минимумом участников. Предметов-расходников мало, враги повторяются, неигровые персонажи – на вес золота.
Самые красивые кадры – в финских лесах.
И здесь вы не найдете ролевой игры, вообще, хотя на страничке Iron Danger в Steam жанровая принадлежность указывалась четко – Action-RPG. В игре нет свободы передвижения и свободы выбора. Нет случайных событий или моральных решений. Вообще нет инвентаря у персонажей, нет нормальной прокачки, лишь получение нового перка между миссиями.
Отдельно поругаем разработчиков за игровую камеру. В тактической игре, где убивают часто и быстро, она повешена над головой протагониста слишком низко. Стрелков в Iron Danger много, и разглядеть их с такой камерой – тяжкая задача. И тем более прицелиться огненным колдунством. Зума нет, и его срочно нужно добавлять патчем. А вот игровой интерфейс порадовал. Кроме шуток: достойно подражания. Ничего лишнего, все иконки аккуратные, все здесь работает очень удобно. Не грех взять за образец даже таким гигантам, как Ubisoft с их играми-сервисами.
Картинка здесь простая, порой даже слишком. Полигонов пожалели даже на горемычную Кипуну. При этом временами Iron Danger выдает-таки симпатичные кадры, особенно когда мы тихо идем по осеннему лесочку. Да и внимание к декорациям вызывает одобрение: в домах можно рассмотреть даже мелкие узоры на полотенцах.
Диалогов много, все они озвучены, и некоторые даже неплохо написаны. А вот музыка просто великолепна. Атмосферная и чистая, она постоянно меняется и становится лучшей частью игры вместе с Веретеном времени.
Центральная идея с крутой боевой механикой в Iron Danger соседствует с рядом неубедительных и недоработанных элементов. Игра вышла в релизную стадию откровенно рано.