Как известно, если выпить слишком много из пузырька с надписью «Яд», то почти наверняка, рано или поздно, почувствуешь недомогание. Развивая мысль кэрролловской Алисы, можно предположить, что если продолжительное время играть в игры Cyanide Studio, то почти наверняка, рано или поздно, у вас лопнут глаза и закипит мозг.
Еще до того, как Питер Молинье превратился в охочего до денег болтуна, он создал несколько поистине Великих и Гениальных игр. Среди прочих особо выделялся первый в мире симулятор фэнтези-злодея с непрямым управлением – Dungeon Keeper. Игроку предлагалось лишь ставить перед своими управляемыми компьютером подопечными общие задачи. Реализация масштабных планов бесплотного, но очень могущественного Владыки Подземелий целиком ложилась на плечи подчиненных, каждый из которых был, без преувеличения, отдельной личностью со своими интересами, желаниями и хобби. Неплохо для 1999 года, не так ли? Игра, в особенности ее вторая часть, мгновенно стала культовой. Неудивительно, что современные разработчики, жадные до денег, которые можно заработать на толпах ностальгирующих фанатов, с упорством, достойным лучшего применения, пытаются возродить именитую франшизу.
Нарколог был единственным врачом в этой больнице.
Impire – очередная такая попытка, предпринятая, чего греха таить, далеко не самым талантливым разработчиком современности. На счету Cyanide Studio немало чрезвычайно перспективных задумок, убитых кривым исполнением. Может быть, хотя бы на этот раз..?
«The very rock yawns with anticipation of your next fascinating move»
Туповатый и бездарный маг Оскар ван Фэйруотер совершенно случайно призвал могущественного демона Баал-Абаддона, заключив его в тело слабого импа. Вместе эта колоритная парочка начинает создавать мощную подземную империю, которая призвана поработить всю страну.
Запустив первую же миссию кампании, ностальгирующий геймер неожиданно для себя увидит... симпатичную, «прилизанную» картинку, живо напоминающую о Dungeon Keeper 2. Те же коридоры, кое-где освещаемые дрожащим светом факелов. Подземные комнаты, в которых постоянно что-то происходит. Звуки капающей воды и гулкое эхо. Неужели..?
Борщ никогда не удавался Марвину.
«Expressus Americanus!»
Для начала от гарпуна безумных креативщиков пал кит, на котором зиждился великий Dungeon Keeper – система непрямого контроля. Отныне все подчинено вашей воле. Рабочие неподвижно торчат в коридорах, подыхая под мечами врагов. Солдаты игнорируют все происходящее, и неспособны сами сходить покушать. Отсутствие у подопечных собственной воли ударом кузнечного молота рушит механику Dungeon Keeper, на воссоздание которой замахнулись Cyanide.
Привычного портала, из которого в вашу «подземку» заявлялись монстры, тоже нет. Теперь достаточно просто накопить нужное количество ресурсов, и «варите» себе любых солдат, каких заблагорассудится. Главное, уложитесь в лимит населения, прямо пропорциональный уровню подземелья.
И контрольный в голову – ценность каждого бойца, как уникального существа, способного при умелом управлении преломить ход любой битвы, стремится к нулю. Да, у нас есть возможность тренировать солдат в спортзалах и обвешивать их броней после постройки кузни... но зачем? Когда у подопечного заканчиваются очки здоровья, он немедленно отдает концы. В Dungeon Keeper павший воин какое-то время валялся без сознания. Верные импы могли оттащить его в комнату отдыха, где он постепенно восстанавливал здоровье. В Impire вы просто теряете высокоуровневого бойца, с трудом раскачанного и обвешанного броней. Учтите – нельзя просто взять, и по умолчанию навесить новые доспехи на всех существ, извольте каждую тварь обрядить лично. Зачем тогда вообще нужен индивидуальный подход? А черт его знает.
Так что добрую половину времени мы будем тратить на «подземный тамагочи». Игровой процесс выглядит следующим образом – сводили бойцов в спортзал на тренировку, сводили в столовую, самолично нацепили на каждого доспех. Прорубили новый коридор, напали на банду крысолюдов, любуясь цифрами урона, взлетающими над головами монстров. Потеряли своих бойцов. «Сварили» новых. Повели тренироваться, кормить и обвешивать броней... После третьего раза хочется выть.
«Never eat anything bigger than your own head, Keeper»
Не лучше обстоит дело с расширением нашего подземного царства. Вместо идеи «растягивающихся комнат», которые можно было проектировать в любом пространстве, в Impire все помещения фиксированного размера. Из-за этого наша база неумолимо расползается на всю карту. Отдельная глупость – слишком низкая вместимость хранилищ, которые невозможно расширить. Приходится штамповать склады один за другим, теряя полезное пространство.
Даже интерфейс разработчикам не удался. Например, чтобы шарахнуть врага молнией, нужно в суматохе боя выловить будущую жертву, щелкнуть по ней правой кнопкой мыши и выбрать в выпавшем меню нужный значок. Именно то, что нужно, когда счет идет на секунды.
Общую картину довершают постоянные прорывы врагов «с потолка», бесполезность пленения противников и невесть зачем добавленные в игру три вида ресурсов. Хорошие идеи, вместо того, чтобы стать «изюминкой» игры, превратили Impire в изнурительную, занудную и раздражающую работу. Боевые группы из четырех солдат никак не маркируются, разблокировка новых слуг осуществляется путем выполнения мини-квестов. Набор подопечных беден и различаются они весьма условно. Добавьте натужные и примитивные шутки – игру проходишь, ни разу не улыбнувшись – и полное отсутствие какой-бы то ни было атмосферы.
Кривое управление особенно бесит в сражениях.
Справедливости ради отметим, что игра не лишена некоторых достоинств. Рейды на поверхность явно подсмотрены из дизайн-документа DK3, но не доведены до ума. Рабочие в комнатах постоянно заняты – имп-повар что-то крошит и периодически врубает гигантский блендер, в котором бултыхаются черепа и конечности, имп-грибник размахивает киркой, поплевывая на руки... Солдаты за обедом забавно запихивают какую-то гадость в пасть обеими лапами, а перед смертью пафосно жестикулируют в духе актеров погорелого театра. С другой стороны, набор анимаций очень ограничен, и караулящие помещение монстры стоят совершенно неподвижно. Куда им до самоистязающихся Повелительниц, пукающих Демонов и Рогатого Потрошителя, который любил почесать себе спинку гигантской косой!
Очередная попытка перезапуска Dungeon Keeper провалилась. Такое впечатление, что перед нами сырая бета-версия. Обладая некоторыми достоинствами, Impire умудрилась похоронить их под ворохом неудачных решений, низведя комплексный «симулятор бога» до уровня обычной RTS. Игру очень трудно советовать каждому, но и полным провалом назвать невозможно. Она может понравиться самым молодым игрокам. Но если в свое время вы шлепали гоблинов летающей рукой и внимали холодному голосу, с неподражаемой интонацией сообщавшему, что «your dungeon is emptier than your head» – проходите мимо.