A Way Out – это новая игра от Юсефа Фареса, прошлым творением которого стала Brothers - A Tale of Two Sons. Проект получил восторженные отзывы критиков и признание игрового сообщества по всему миру. С прежней командой, но под знаменем новой студии Hаzelight, Фарес представляет нам свой новый проект. По словам геймдизайнера, идея пришла ему в голову, когда они с другом искали игру для совместного прохождения. «Я хотел создать кооперативную игру с сильным сюжетом, в которой каждый персонаж будет уникальной личностью со своими целями. Именно такой игрой является A Way Out», – говорит Юсеф о своем новом проекте.
Игра одного режиссера
A Way Out – это такой бадди-муви: приключение двух героев, судьбы которых пересекаются по воле случая. Лео – вспыльчивый балагур, привыкший полагаться на грубую силу, Винсент – человек уравновешенный, смекалистый и рассудительный. Словом, полные противоположности. Но кое-что наших героев объединяет. Во-первых, оба сидят в тюрьме, причем занимают соседние камеры. Сидят, конечно же, за «преступление, которое не совершали», а как же. Во-вторых, оба оказались здесь из-за одного и того же таинственного человека, Рэя Харви. Они что-то потеряли из-за него, и речь здесь не только о свободе. В один момент, новоиспеченные напарники решают восстановить справедливость и совершают побег.
Спина к спине. Ничто так не объединяет, как общий враг.
Нет, это не интерактивное кино: в игре много геймплея, причем достаточно разнообразного. Но сравнение с кино здесь вполне уместно. Достаточно сказать, что Юсеф не понаслышке знаком с киноискусством: на его счету пять полнометражных фильмов! И опыт автора здесь определенно чувствуется. Дело не только в грамотной работе оператора, но и в том, как подается местный сюжет, как нас знакомят с героями, и как они постепенно раскрываются.
Не стоит искать в игре второе дно, скрытый смысл, символизм и прочее – этого в новом проекте Фареса нет. Зато повествование в A Way Out размеренное и четко выстроенное. У героев есть конкретная цель, есть внятная мотивация. Бывает порой: после бойкого вступления, авторы игры словно не знают, в какое русло направить сюжет, будто он пишется на ходу. Разработчики AWO знают, куда вывести историю, и следуют прямо из точки А в точку Б, не размениваясь на лишнее. Сюжет здесь простой и понятный, как в хорошем кино на пару вечеров. Благодаря игре актеров за развитием истории следишь с неподдельным вниманием и интересом.
Обоим героям уделяется равное количество времени, никто не «перетягивает одеяло» на себя.
Что Винсент, что Лео – оба отлично прописанные персонажи. Каждый действует согласно своему характеру, и это напрямую влияет на геймплей. В определенные моменты игра дает нам выбор: пройти эпизод дерзко и шумно – путь Лео, сделать все тихо и аккуратно – Винсента. Никогда не знаешь заранее, чей путь окажется эффективней. Такие моменты не сильно влияют на развитие сюжета, но добавляют реиграбельности и позволяют почувствовать себя соавтором истории. А вот антагонист в игре совершенно не раскрывается. Харви – злодей вполне однозначный и существует лишь в противовес героям. Но это позволяет разработчикам сосредоточить рассказ вокруг главных персонажей. После полного прохождения понимаешь, что это правильное решение.
История двух беглецов
Играть в A Way Out можно только в совместном режиме: либо сидя за одним экраном, либо через интернет. Кстати, сами разработчики рекомендуют играть рядом друг с другом, для полного погружения. Независимо от выбранного способа, у вас всегда сплит-скрин. Вы ведете события, которые происходят с обоими героями одновременно: на одной половине экрана Винсент отвлекает медсестру, используя свое красноречие, на другой – Лео пробирается из лазарета в соседнюю комнату, чтобы добыть крайне важную для побега вещь. Это также дает возможность решать ситуации разными путями. Например, Лео и Винсент обращаются к разным людям в поисках нужной информации. Лишь в определенные сюжетные моменты режиссер акцентирует наше внимание на конкретном герое.
Большую часть времени мы свободно перемещаемся по уровню, выполняя квесты в духе игр Telltale. Нередко встречаются QTE моменты, ближе к концу игры дадут поуправлять транспортом, а в один момент геймплей и вовсе превращается в шутер с укрытиями и перекатами.
Hazelight удачно перетасовывают геймплейные механики, что не дает игрокам заскучать.
С точки зрения кооператива, чего-то действительно уникального вы здесь не увидите. Есть привычное разделение труда, вроде «один ведет машину, второй стреляет», есть испытания вроде «нажмите одновременно кнопку для результата». Но в воздухе витает магия, когда вы осознаете, что играете в сюжетно-ориентированную игру, а ваш напарник – живой человек. Больше всего удались разработчикам динамичные погони, когда Лео и Винсент то пересекаются, то расходятся, а камера переключается с одного героя на другого.
Динамичные коридорные уровни разработчики разбавляет условно открытыми локациями, давая нам вместе с героями перевести дух. В такие моменты проявляется большое внимание разработчиков к деталям. Можно просто пообщаться кем-то из персонажей, причем диалог будет разным в зависимости от того, кто участвует: Лео или Винсент. В одном месте можно поиграть в дартс, в другом подать пару бейсбольных мячей, а в третьем сыграть в настолку. Есть даже местная вариация Guitar Hero, чего вообще не ждешь от этой игры. Кроме того, это добавляет соревновательный элемент, ведь A Way Out фиксирует количество очков, которые набирают пользователи в мини-играх.
На стройке можно проверить друг друга на прочность. Или на умение уступать.
Кто-то скажет, что такие уровни вредят динамике рассказа. Категорически не согласен. Hazelight дают нам возможность самим влиять на эту самую динамику. Никто вас не заставляет застревать на этих локациях на добрые полчаса – можно нестись прямо по сюжету. Зато те игроки, кому герои интересны, найдут для себя немало пасхалок и узнают персонажей ближе. Такие моменты глубже погружают в мир игры, декорации «фильма» вдруг оживают.
Уже после трети прохождения оголяется неочевидный минус проекта. Ему не хватает челенджа, ошибки игрока здесь никак не наказываются. Это идет на пользу повествованию, но портит ощущение от геймплея. Если вам нужно выбраться из западни, а в комнату рвется враг, то будьте уверены: дверь не поддастся, пока вы не найдете выход. Еще случай: герои сплавляются вниз по течению на старой лодке, вокруг сплошь камни, а река здорово петляет. Оба игрока стараются выровнять лодку, подгребая то слева, то справа – отличная проверка ваших командных действий! Но стоит вам совершить ряд ошибок, как прохождение тут же продолжится с чекпоинта, да еще и с абсолютно целой лодкой. И получается, что одни из лучших уровней в игре страдают из-за просчетов в геймдизайне…
Казалось бы, сценарий в такой игре должен служить лишь связкой между различными геймплейными элементами, придуманными разработчиками. Здесь же есть действительно интересная история, сотканная из множества отсылок: с первых кадров узнаются «Олдбой», «Лицо со шрамом» и даже Uncharted 4. К сюжету можно придираться, но делать этого категорически не хочется.
Эта игра для тех, кто ценит в первую очередь не геймплей, а интересные истории и нарратив. Для тех, кто проходил The Brothers, предыдущую игру Фареса, делясь геймпадом вместе с другом или своей второй половинкой. Для тех, кого привлекает в сетевых играх командная работа.
EA, издатели проекта, решились на необычный способ распространения. Для совместного прохождения достаточно иметь одну копию AWO: второй человек присоединяется к игре, предварительно скачав бесплатную пробную версию. И, если учесть стоимость проекта, мало что мешает попробовать эту замечательную игру.