Я — старый пират, и не знаю слов лицензионного соглашения… Ключевое слово тут, конечно, «старый». Я много пожил, много во что поиграл, и совершенно спокойно разрешаю сам себе ворчать и жаловаться, и называть всех вас проститутками и наркоманами говорить что раньше было лучше, и «уже не торт» и все, что там еще положено старым пердунам. Но, прежде чем вы закидаете меня г@вном, хочу сказать следующее — помните-ли вы старые-добрые хитовые игры которые были, были… а потом пропали бесследно? Уверен, парочка таких есть в вашем арсенале. Я вот, на днях задумался, и понял что очень давно не слышал ничего об играх которые, вроде как, совсем недавно были у всех на слуху… А однажды просто бесследно исчезли. Вот своими мыслями решил поделиться. Поехали.
Arcanum – по-моему, одна из лучших ролевых игр в жанре стимпанк. Я, честно, навскидку не назову другие ролевые стимпанк-игры, но, наверняка, они есть. Хотя вот настолько проработанной, чтобы стимпанк был не просто антуражем, а важным элементом игрового процесса — точно нет. В 2001 году, сразу после выхода игры планировалась даже вторая часть — Journey to the Center of Arcanum, но из-за распада Troika Games все работы свернули. Жаль. Хотя игра на момент выхода была откровенной сырой, хотя в ней чувствовался огромный нереализованный потенциал, и была масса вырезанного контента, это была очень увлекательная ролевка. Во второй части хотели добавить подземный мир, сделать все многоуровневым и освежить графику… Но разогнали инвесторы разработчика, и больше не видать нам Arcanum 2. Без понятия, у кого сейчас права на игру, но, как мне кажется, второй части мы не увидим никогда. Разве Obsidian как-нибудь сподобится сделать что-то на эту тему.
Thief – не будем упоминать жиденько обосравшуюся игру 2014 года. Существует только три игры про вора Гаррета и его приключения в Городе. Жалкая попытка перезагрузить их не в счет. Хотя непонятно почему все так плохо вышло — дизайн персонажей, внешний вид всего Города, новые возможности… Было же круто, нет? Но не было в игре ни сюжета вменяемого, ни интересных ограблений. Не было даже идеи. Трилогия про Вора это история о том, как развращает власть. Нам поэтапно показали это, не создавая ни хороших ни плохих персонажей и фракции. В Thief нашлось место и стелсу, и ужастику, и сражениям, и планированию… Это был дико популярный сериал, фактически родоначальник жанра stealth. И что мы видим? Ни жанра, как такового, ни Вора. Не делают сегодня игры где нужно полагаться в первую очередь на скрытность и расчет. И про Гаррета тоже забыли. Надеюсь, следующий перезапуск будут делать с умом. Если вообще будут.
Arx Fatalis – вряд-ли вы вообще в курсе про такую игру. Она как-то очень тихо прошла мимо всех, кроме совсем уж задротов. Вроде меня, ага. При этом — вы удивитесь — ее сделали не какие-то никому не известные додики, а сами Arkane Studios! Это была отличная ролевая игра про планету на которой погасло солнце и все переехали в подземный мир, где в многоярусных подземельях королевства людей, гоблинов, гномов, женщин-змей и чертей в ступе жили друг с другом в состоянии вялотекущей холодной войны. Здесь нужно было чертить заклинания мышкой на экране, здесь нужно было готовить еду и регулярно пить, расследовать преступления и тщательно изучать все доступные факты. Потому что в игре не было стрелочки «иди сюда, нажми Х и выиграй». Мы как истинный детектив сопоставляли факты и совали нос куда не следует. А любого противника можно было не просто зарубить мечом, но, например, отравить. Удивительная игра была. Даже планировали вторую часть. А потом ее часть тихо прикрыли, а все наработки Arx Fatalis забрали для Dark Messiah of Might and Magic и немножко Dishonored. Ну, Arkane процветают — может однажды вспомнят и про свой первый проект…
Splinter Cell – помните, я выше ныл про то, что жанр stealth скорее мертв, чем жив? Ну вот вам еще одно подтверждение. Splinter Cell Blacklist вышла в 2013 году. Семь лет назад. С тех пор тишина. Только изредка дразнит нас Ubisoft камео-появлениями Сэма Фишера. Вообще не понимаю почему. «Черный Список» продалась хорошо, игралась отлично, была со сплит-скрином за что отдельное спасибо. Персонаж популярный, механика интересная, тупые эксперименты отбросили в сторону. Так почему Splinter Cell почти бесследно исчезла? Да, может разработчик увлекся разной фигней типа ассасинов и Ghost Recon, но, блин, зачем закапывать почти гарантированно успешный продукт? Миллион людей ждет новых приключений Сэма Фишера. А Ubi делают все кроме новой части. Куда — а, главное, почему — пропал хит? Без понятия.
Disciples – простите, по этой игре я ною с завидной регулярностью. Но после шедевральной второй части, которая, на минуточку, вышла в 2002 году, других нормальных игр в серии не было. Что? Disciples 3? Я же говорил, НОРМАЛЬНЫХ игр в серии не было. Можете называть меня старым ворчливым дедом, но третья часть Дисайплов — жидкое говно, и лучше бы нам всем вообще забыть о ее существовании. Причем мне вообще непонятно, в чем причина ее исчезновения. Даже механика игровая готова уже, нужно нарисовать новые клевые карты, новые клевые юниты (можно из условного Средневековья сдвинуть серию чуть ближе к условному Ренессансу, дав Имперцам вместо лучников мушкетеров) и добавить на «куклу» персонажа больше слотов. Все! Нет, мы не ищем легких путей. Погодите, они еще шутер кооперативный по Disciples сделают...
Heroes of Might and Magic – абсолютно неожиданный для меня участник моего импровизированного рейтинга. Уж чего я не ожидал от «Героев» так это такого вот тупого забвения. Последняя часть — VII – увидела свет в 2015 году, и качество ее было таково, что хотелось удавить это нежеланное дитя в колыбели подушкой. Да, заодно с ним, удавить и разработчиков. «Вкусовщина», - скажете вы, - «А мне норм». Может быть, но вот где сейчас «Герои»? То-то же. Лично для меня серия закончилась в 2006 году, на «пятерке». Какие-то стремные и сомнительные эксперименты что с «шестеркой», что с «семеркой» я вообще признавать отказываюсь. Одним словом, остается гонять «тройку» с «пятеркой» и ждать… непонятно чего. Даже намеков на анонс Ubisoft не делает…
Settlers – нет, формально Ubisoft вроде как разрабатывают «перезапуск». Даже трейлер когда-то какой-то показывали. Но это все было давно и неправда. Вообще, по-моему Ubisoft плохо справляются с серией. Производственные цепочки стали сильно меньше, графика — слишком цветастой и мультяшной. И, главное, игровой процесс в опробованных мною «новых» частях стал слишком торопливый. Settlers всегда были про то, как мы не спеша вырубаем лес, насаживаем новый, варим пиво из добытой воды и выращенного хмеля. Все делалось размеренно и успокаивающе. Впрочем, чего это я жалуюсь — теперь у нас нет никаких Settlers, и мы ничего не делаем, а просто сидим и ноем. Одним словом, почему эта прибыльная и очень приятная серия миролюбивых стратегий канула в Лету мне решительно неясно. Но неплохо бы ей вернуться.
Legacy of Kain – не знаю, это я такой старый, или может кто-то из вас тоже помнит удивительную историю мрачного мира Носгот, где вампир Каин и его помощник Разиэль воевали с судьбой, надирали филейные части тела хильденам, разгадывали уйму загадок и то и дело проверяли, станет-ли монетка на ребро. Это был ролевой слэшер от третьего лица с путешествиями во времени, превращениями в туман, сложными боссами и запутанной историей. И, если не ошибаюсь, очень клевой музыкой. Нет, историю рассказали вполне законченную. Жаль только, что последняя часть вышла в 2003 году, и с тех пор никаких вестей об этом замечательном мире не выходило. Нет, была еще попытка сделать сначала партийную ролевую игру, которую потом пытались превратить в куцый командный шутер Nosgoth, но, к счастью, попытка провалилась и закрыли игру. В общем, куда исчез этот замечательный сериал, и вернется-ли — неизвестно.
Red Alert – вы еще его помните? Последняя, третья, часть вышла в 2009 году. Видеоролики между миссиями, «Киров Репортинг», «Ви вил бёри зем», «Ньюклеар Лаунч Детектид», вот это вот все… Апокалипсис-танк, хроносфера Союзников, комрад премиер, боевые медведи, «наш Сааааавецский саюс пакарайт». Куда это пропало? Это же готовый шедевр! Дополните его новыми фракциями или, наоборот, выбросьте на свалку малость неуместную Японию из третьей части, сбацайте в меру ушибленный сюжет и готова отличная стратегия, можно заработать тонну денег! Почему? Почему нет Red Alert 4, или перезагрузки? Ведь, пусть даже чуть похуже, но смогли же без Westwood третью часть сделать? А С&С 5? А Generals 2, мать вашу, где, я вас спрашиваю? Куда вы дели все эти очешуенные стратегии, упыри вы жадные? Сколько ж можно хрень для 11-летних штамповать? Когда ж вы уже нажретесь этим баблом? Сделайте хоть одну человеческую игру!
----
Такой вот, отмечу, совершенно произвольный рейтинг, традиционно для меня эмоциональный и предвзятый по самое не балуйся. Может что позабыл, но сильно длинную простыню делать не хотелось. Скучаю я по всему этому. Надеюсь в эпоху засилья однообразных «пластмассовых» игр-сервисов нас порадуют чем-нибудь старым-добрым, но, желательно, новым. Хотя, глядя на то, какие нынче делают игры, непонятно. Может быть, лучше этим старым хитам оставаться без современных продолжений и перезапусков… Такие дела.