...или почему игры не выходят на все платформы.
«Проклятые консоли, из-за них на PC уже ни одного путного проекта не осталось! Какого чёрта у них есть Uncharted и Halo – подпиши петицию за выход игры на ПК!». Едва ли не каждый раз, как становится известно об эксклюзивности того или иного консольного проекта, мы видим подобные комментарии. В воображении игрока центральные офисы Sony, Microsoft и Nintendo выглядят как пресловутая башня Саурона, озаряемая всполохами молний. С вершины грозной цитадели, заливаясь злобным хохотом, победно взирают на маленький, несчастный и запуганный рынок игр для PC топ-менеджеры в чёрных, расшитых золотом одеяниях. Им прислуживают гаденько ухмыляющиеся маркетологи с рожками и вилами, а прекрасные, полуобнажённые наложницы, собранные из бывших геймерш, звеня золотыми цепями, подают им кубок с геймерской кровью...
Одна консоль, чтоб править всеми...
Почему одни игры выходят только для PS3, другие – на Xbox 360, и мало какие сразу на все игровые платформы? Козни геймдизайнеров? Проделки масонов? Луна, которая надолго обосновалась в доме Козерога? Почему бы всем консолям просто не взять и не сдохнуть, чтобы фанаты PC могли насладиться приключениями Дрейка и Мастера Чифа? Выпив валерьянки, мы с Логином решили разобраться в этих высоких материях.
О сколько нам открытий чудных...
Итак, сюрприз номер один, уважаемые фанаты PC. Персональный компьютер нигде, никем и никогда вообще не рассматривался как игровая платформа. Игры для PC начали выходить благодаря двум факторам. Во-первых, молодой очкарик Билл Гейтс создал несколько удивительно дружелюбных операционных систем, работать с которыми было просто и приятно – MS-DOS и Windows. И если вторая какое-то время все же была эдаким рабочим инструментом офисного клерка, то на основе первой многочисленные умельцы создавали самые фантастические проекты. Во-вторых, PC просто повезло.
Но как же так, скажете вы. Я же сначала рубился на Dendy, а потом как настоящий гуру, пересел за персональный компьютер! Там были такие чудеса как шутеры, в которых игрок смотрел на мир глазами персонажа, и стратегии, где мы отправляли войска, обводя их рамочкой, и совершенно нехарактерные для консолей квесты, в которых нужно было применять магнит на вантуз, чтобы красотка сняла лифчик... Аффтар, выпей йаду!
И вот где вы жестоко ошибаетесь. Потому что на деле PC-гейминг умер, не успев родиться. Просто в странах СНГ всё, как водится, шло по своему, особому пути.
Из-за этих глаз люди совершали самоубийства.
Дело в том, что на Западе, на потребности которого, как известно, ориентируется большая часть мировой индустрии, персональные компьютеры изначально вообще не рассматривались как игровая платформа. В «лихие девяностые» в США балом правила фирма Famicom, производившая приставки, которые дяди-пираты у нас продавали под брендом Dendy. А компьютеры долгое время считались атрибутом бизнесмена, биржевого маклера или агента ЦРУ – рабочий инструмент, на котором можно поиграть в перерыве между совещаниями.
Примечание Логина:
Да, да, всеми любимая Dendy – пиратская версия консоли Famicom. Все приставки СНГ были пиратскими. Компьютер был уделом избранных. Когда же PC стал общедоступным, а современные консоли появились только у богачей, стало принято считать, что корни игровой индустрии растут из «персоналок». На Западе же именно владельцы консолей называются «хардкорными геймерами», а владельцы PC – дешёвыми позёрами.
В наших же краях, компьютеры, попавшие домой прямиком из папиного НИИ, превращённого в оптовый рынок, были признаком элитного «хардкорного» игрока – на приставки довольно быстро начали смотреть с пренебрежением. Когда же на рынке появилась приставка Sony PlayStation (3 декабря 1994 года), в просвещённых странах игры на PC остались уделом весьма узкой аудитории, для которой такие же фанаты делали полулюбительские поделки – вот почему «старые добрые игры» принято вспоминать с любовью. По этой же причине, кстати, и умерли Dendy, SEGA и Super Nintendo – не выдерживали они конкуренции с нереальными красотами консоли пятого поколения. Фигура в высокой башне Sony зашлась в очередном приступе зловещего безумного хохота.
Стихи и проза, лед и пламень...
Осознав, что, как ни крути, PC-рынок игр по всем фронтам проигрывает консольному, Чёрный Властелин из башни с надписью Microsoft, решил, что дальше игнорировать рынок нельзя. Раздача грандов наиболее перспективным разработчикам больших барышей для них не заработала, а собственных талантов корпорации хватало на симуляторы лётчика пассажирского самолёта, в которые и по сей день играются три с половиной фаната. Выход PlayStation 2 доказал – пора наступать на рынок консолей.
Примечание Логина:
А как же PC, спросите вы? Да как попало – здесь по-прежнему балом правят талантливые кустари и ненасытный гигант ЕА, который щедро раздаёт деньги. С их щедрот, кстати говоря, и родились нетленные шедевры C&C, Sims и FIFA. И даже Великая и Ужасная Blizzard начинала с консоли SEGA.
Ситуация, близкая к современной, начала складываться 15 ноября 2001 года, когда состоялся релиз самой первой Xbox. PlayStation 2 уже год владела умами и сердцами игроков, и выдавить её с этого рынка, казалось, было невозможно. Корнем зла опять стала Microsoft. Осознав, что просто так их кусок пластика никто не купит, она снабдила свою консоль рядом мощных, успешных проектов. Halo, Fable, Star Wars: Knights of the Old Republic – все эти игры стали локомотивом, который начал продвижение новой консоли, и на PS2 не вышел. Трон под PS2 зашатался, очкастый Тёмный Властелин довольно захихикал, и война эксклюзивов началась.
Я старый пират, и не знаю слов лицензионного соглашения!
Поначалу обе компании буквально из сил выбивались, чтобы поразить игрока чем-то эдаким. Max Payne предлагал мощный сюжет и замедление времени. Devil May Cry обрушил на игроков просто целую гору находок. Мир Fable менялся в зависимости от действий игрока. Сериал Crash Bandicoot жестоко и беспощадно играл на чувствах всех, кто соскучился за ёжиком Соником. Близилась Эра Обилия Отличных Игр.
Паситесь, мирные народы...
Собственно, именно этой войне пользователи PC должны быть благодарны за то, что компьютеры наконец-то заняли полноценное место в списке платформ. Вы даже не представляете, какое количество самых неожиданных игр никогда не увидело бы свет, если бы не борьба консолей: Call of Duty, GTA, Splinter Cell – все они были созданы для продвижения консоли Xbox, а на PC попали исключительно ради денег. Просвещённый Запад всё же активнее покупал PC-игры, да и до появления торрент-треккеров ещё оставалось несколько лет. Выпуская игры сразу для двух платформ, Microsoft и её «вассалы» серьёзно поправили своё финансовое положение. Как любой талантливый полководец, наш Чёрный Властелин понял, что войну надо переносить на территорию противника.
Современная ситуация окончательно сформировалась с выходом Xbox 360 и PlayStation 3. Обе стороны чудно понимали, что их технические характеристики в общем-то равноценны. Настало время уловок и интриг. Технический прогресс сыграл с конкурентами злую шутку. Мощные системы требовали графических изысков. Чем с более высокотехнологичной платформой приходится иметь дело, тем больше времени уйдёт на разработку действительно хорошей игры. И Чёрные Властелины, пригубив из золотой чаши крови геймеров, один за другим продали душу Маркетингу.
Вы точно знаете, что лучше. Так и задумано.
Примечание Логина:
Фактически, эксклюзивы берут своё начало в те седые времена, когда Dendy, SEGA и Super Nintendo вели нескончаемую битву за игрока. Nintendo брала красотами, SEGA – десятками игр по мультфильмам Disney и сериалом Mortal Kombat, а Dendy – ценой, что было особенно важно в странах СНГ.
Я сам обманываться рад!
Тёмное Божество Маркетинга мгновенно взяло игровую индустрию за горло. Действительно, зачем вообще делать эффектные и запоминающиеся игры, когда можно каждый год выпускать в принципе однообразные проекты, в которых будут меняться декорации и термины? Обратите внимание – до 2006 года индустрия видеоигр не была поражена чумой сиквелов. Да, разумеется, на рынок выходили проекты с цифрами «2» и «3» после названия, но их было в десятки раз меньше, и практически все они принадлежали весьма именитым сериалам, кардинально отличаясь от игры к игре.
Что такое маркетинг? В сущности, это учение о том, как продать человеку что-то ему ненужное, неинтересное или даже некачественное. То есть, как сделать так, чтобы ненужное показалось нужным, и его купили. Почему маркетинг не правил балом раньше? Да потому, что нужды в нём не было. Тогда производились действительно хорошие игры – те самые, что сегодня принято звать классикой жанра...
Примечание Логина:
Я, как настоящий кот-энциклопедист, предлагаю другую формулировку: маркетинг – это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. Попробуйте проговорить это быстро!
И вот вам сюрприз номер два. Для 90 из 100 разработчиков игрок – это такой кошелёк с ножками и бездонной всепожирающей пастью. Этот кошелёк должен платить деньги только им, и никому другому. Чтобы этот кошелёк не перехватил ушлый конкурент, ему надо как можно скорее продать товар, который без ритуальных плясок маркетологов никто не возьмёт и даром. О качестве при этом можно не волноваться – главное завернуть товар в обёртку поярче (столь любимый многими ГРАФОН). И не бойтесь конкурента – в данный момент он занят точно тем же.
Вы правда думаете, что кто-то позволит просто спиратить ТАКОЕ?
Увы, таковы законы бизнеса. Позволить себе многолетнее тщательное производство штучных товаров сегодня могут только те, кто уже накопил определённую сумму денег. Чёрных Властелинов можно даже понять – разработка игры, это огромные затраты на команды программистов и художников, которым нужно платить зарплату. Это труд сценариста и именитые актёры на озвучке. Чтобы всё это не развалилось, нужно гарантировано продавать. Интересы игроков на этом фоне оказываются самым незначительным фактором. Его всё равно убедят, что ему нужна игра «WhateverItIs 4».
Так почему же игры не выходят на все платформы?
На фоне всего вышесказанного, ответ на вопрос из подзаголовка становится очевидным. PC как игровая платформа разработчиков интересует в последнюю очередь – достаточно вспомнить громкие утечки Deus Ex: Human Revolution, Crysis 2, Assassin’s Creed... На торрентах пираты выкладывают новинки за неделю до релиза, а многочисленные попытки защиты PC-игр от пиратов привели только к драконовским методам защиты. Печально известная StarForce частенько не пускала в игру обладателей лицензионного диска, а хвалёная DRM, разработанная UbiSoft, стала причиной десятков тысяч проигранных судебных дел, которые в итоге привели к ее упразднению.
В свою очередь, современные консоли доказали – играть на диване перед огромным телевизором куда приятнее, нежели за компьютером. Играть с геймпадом в тот же DMC на порядок удобнее, нежели на клавиатуре. А уж месить противника в Mortal Kombat на клавиатуре совершенно невыносимо. Наконец, работать, зная, что твой труд оплатят, всяко приятнее, чем гадать на кофейной гуще над рынком PC. Поэтому среди консольных игр действительно качественные продукты попадаются значительно чаще, чем на компьютерах.
Неумолимая статистика давно доказала, что средний возраст потребителя видеоигр – 30 лет. Вчерашние дети, которые, прибежав домой из школы, отшвыривали в сторону портфель и садились за любимую игру, выросли. Сегодня они томятся в офисах, зарабатывая на жизнь, и уже не хотят часами возиться с DirectX, physX, обновлять «железо» и так далее. Они хотят включить игру одним движением и получить от неё удовольствие. Это, кстати, стало причиной появления «регенерации здоровья» и тотального упрощения видеоигр вообще. Времена романтиков в очках и клетчатых рубашках прошли, пришло время бизнесменов и потребителей. А кто платит, тот, как известно, и заказывает музыку. Кроме того, поиграть с толпой друзей, сидящих в одной комнате – это именно то, чего не может дать PC.
Вот тебе "переустановить драйвера"!
Так что самым шокирующим в нынешнем положении вещей является один простой факт – рынок PC – побочный. Да, на нём есть и свои эксклюзивы, но в целом он мало кого волнует, кроме толпы фанатов, даже не понимающих, что их мнение никому не интересно. Здешние воды кишат пиратами, которые цинично отбирают у наших Черных Властелинов денежку, поэтому все петиции в поддержку PC-гейминга им интересны исключительно с гигиенической точки зрения. И никакой «войны» нет, все мирно поделили рынок.
Примечание Логина:
Последний бастион защиты PC – компьютерные стратегии – уже поднимает белый флаг. Успех XCOM 2012 и Red Alert 3 убедительно это доказал. От массового выпуска стратегий на консолях их пока спасает нишевость и специфичность жанра. Решение – упростить стратегии, сделав их доступными для потребителя.
Как и всякое дело, которое из хобби превратилось в бизнес, игровая индустрия сегодня озабочена производством денег. Демонически хохоча, маркетологи с вилами подписывают приказ о создании сиквелов, периодически всаживая кинжалы в спину конкурентов. Дизайнеры в своих подземных кузнях улучшают графику и куют новое игровое «железо». А «бедная и несчастная» PC-индустрия, тем временем, строит рядом новую башню – самую страшную из них. В её фундаменте антипиратское законодательство, закрытые торренты и железные капканы изощрённой онлайн- защиты. Пожалуй, мы всё-таки увидим день, когда игры начнут выходить на ВСЕХ платформах...