На сериале XCOM, судя по всему, лежит проклятье. Ни один его ремейк или продолжение не могут повторить феноменального успеха оригинальной игры, появившейся на свет в последний день 1993 года. Судите сами – Terror From The Deep оказался забагованной тотальной конверсией оригинала. X-COM: Apocalypse вышел откровенно сырым – пройти его стало возможно году эдак к 2000, после многочисленных фанатских патчей и фиксов. Серия UFO от ALTAR Games оказалась совершенно омерзительной стратегией, лишенной всех особенностей оригинала. Богомерзкие X-COM: Interceptor и X-COM: Enforcer и вовсе недостойны носить имя знаменитой серии. Пожалуй, остается только порадоваться, что некоторые проекты с приставкой X-COM были закрыты еще на стадии разработки.
Когда Firaxis анонсировала ремейк той самой «старой-доброй» классики, ветераны воспрянули духом. Легендарный Сид Мейер взял серию в свои руки – неужели после стольких лет ожидания мы получим свежую версию «лучшей игры всех времен и народов»? Дрожащими руками запускаем XCOM: Enemy Unknown...
Враг известен
С первых секунд берлинская операция выглядела подозрительно. Какой-то объект рухнул с неба прямо в центр города. На место падения был выслан разведотряд немецкой армии, связь с которым быстро прервалась. И вот, пока генералы и политики чесали в затылке, в воздухе Германии появился ультрасовременный самолет со стилизованным иксом на борту, а военным «с самых верхов» поступил весьма недвусмысленный приказ – самолету разрешить посадку, людям в нем не мешать, и лишних вопросов не задавать. Вот так незамысловато началась Первая война с пришельцами.
Командный центр. Отсель грозить мы будем миру.
С первых же секунд XCOM: Enemy Unknown изо всех сил старается доказать что он – достойный наследник «той самой игры, родом из девяностых». Стильное, очень эффектное начало игры, одновременно обучающее игрока управлению отрядом и проливающее свет на самое начало инопланетного вторжения. База, стильный муравейник которой населен несколькими NPC, регулярно радующими вас своими замечаниями (чего только стоит глава научно-исследовательского отдела доктор Веллер, которой очень нравится допрашивать и вскрывать инопланетян), перехват летающих тарелок, выполненный в лучших традициях оригинальной игры... И тысячи мелочей, которые мгновенно погружают игрока в потрясающе воссозданную атмосферу. Вы всей кожей чувствуете, что во главе сверхсекретной организации ведете войну. Вы переживаете за своих солдат как за родных, и глупо улыбаетесь, глядя как ваши аналитики аплодируют храбрым летчикам, сбившим первый НЛО. Чудо – вот все, что можно сказать об атмосфере.
И поначалу кажется, что нам действительно вернули «ту самую игру»...
Хорошо забытое старое
Первым звоночком оказывается тактический режим. Знакомые очки действия, которые тратились на передвижение солдат, пальбу по пришельцам и метание гранат канули в Лету. Вместо них - новая, небезынтересная система, позволяющая совершить каждому солдату по два действия за ход. Хотите – спрячьтесь за укрытием и откройте огонь по пришельцу. Хотите – тратьте оба действия на передвижение, тогда ваш солдат совершит дальний марш-бросок. Но учтите – выстрел всегда заканчивает ход вашего оперативника (за исключение бойцов с определенными перками). У вас не получится сначала пострелять по врагу, а потом сменить укрытие. Это вынуждает активнее шевелить мозгами.
Ночь. Улица. Пришельцы. Солдат с лазерной винтовкой.
Нововведение номер два – система укрытий. Отныне вы не можете приказать своим солдатам передвигаться ползком, или припасть на колено в любой точке карты. Извольте прятать их за укрытиями. Игра заботливо подскажет, где вашего подопечного могут подстрелить, а где он надежно защищен от вражеского огня. Поэтому выиграть тактическую битву очень легко.
Новшество номер три – попрощайтесь с инвентарем своих солдат. Возможность подобрать на поле любое оружие и запихнуть его себе в рюкзак, зарядить в оружие, скажем, зажигательные патроны, или же набить ранец двумя десятками гранат была безжалостно выброшена. Снаряжать своих людей можно только на базе. Вы выбираете оперативникам доспех, главное и второстепенное оружие, и спецсредство – гранаты, целеуказатели, аптечки и другие занятные штуковины. Боеприпасы бесконечны – когда наступает время перезарядки, вы просто пропускаете ход, и магазин солдата опять полон. Кроме того, новое поколение оперативников XCOM обленилось настолько, что с собой возит по одной гранате.
Игрушечные солдатики
Градус абсурда повышает тот факт, что часть вооружения превратилась в... навыки. После каждого убийства врага, ваш оперативник получает опыт, и растет в уровнях. После достижения второго уровня, методом «пальцем в небо» игра присваивает солдату один из четырех классов. Снайперы стреляют через всю карту – а после прокачки определенных навыков могут бить даже по тем, кого не видят. Тяжелая пехота таскает с собой тяжелый и брутальный пулемет и базуку, любит и умеет прижимать врагов огнем, и привносит в тусклую жизнь инопланетян немало огонька и фейерверков при помощи гранатомета. Штурмовики бегают дальше всех, ловко орудуют дробовиками и лучше всех захватывают инопланетного «языка». Поддержка лечит раненных, кидается дымовыми гранатами, превратившимися из осязаемой штуковины в навык. В дальнейшем некоторые бойцы могут освоить пси-дисциплины, чтобы брать врагов под свой контроль и совершать с их разумом всяческие пакости.
Наконец, последнее – отныне ваши бойцы стреляют только по мишени, которую видят сами. Забудьте огонь вслепую или по стенам – патроны не казенные. Только по врагам. Ситуацию немного спасает возможность швырнуть гранату куда угодно, или пальнуть в произвольную точку ракетой – но и гранаты и ракеты зачастую лучше поберечь.
Доктор Веллер. Красавица. Спортсменка. Вивисектор.
AI расстраивает. Может быть современным игрокам он бросит вызов – но ветеранам XCOM ему противопоставить нечего. Пришельцы брезгуют тактикой, предпочитая лобовые атаки. Все, на что хватает их ума – попытаться обойти нас с флангов, отчаянно подставляясь под огонь. Большинство битв выигрываешь, просто заняв наиболее удачные позиции. В ходе такого вот планомерного отстрела инопланетной дичи не раз с грустью вспоминаешь игру 1993 года, где на первом же ходу инопланетяне могли забросить в ваш самолет гранату, разом положив весь отряд. А то и разнести «Рейнджер» из бластерной установки.
Хорошая плохая игра
Среди прочих нововведений отсутствие экономики. Приторговывать теперь можно только инопланетными трофеями, что ставит вас в жесткую финансовую зависимость от постоянно паникующего совета инвесторов. Приходится выкручиваться, чтобы снизить уровень мировой паники. Но это, откровенно говоря, только добавляет адреналину. Приходится постоянно принимать правильные решения – на какое из трех заданий отправиться, где разместить новые спутники слежения за НЛО, снижающие панику... С другой стороны, игра больше не позволит вам спокойно помедитировать перед глобусом – паника все равно будет расти, страны-инвесторы рано или поздно выйдут из проекта XCOM, и со временем вашу контору могут прикрыть. Только стремительное движение по сюжету позволит вам победить. С одной стороны, игра не успевает надоесть, с другой – проходится ну очень быстро.
Периодически приходится выбирать, кого защищать. На обе миссии не успеем.
Несмотря на все вышесказанное, играть очень интересно. Постоянно ловишь себя на мысли, что вот сейчас зачищу эту тарелку, и спать. Рассвет за окном оказывается сюрпризом – кажется, только на пять минут включил... Графика, звук, спецэффекты – все на высоте. Firaxis сделали замечательный подарок всем, кто не играл в оригинал. Это очень хорошая плохая игра – одна из лучших поделок на тему XCOM, одна из лучших тактических стратегий последнего времени, но слишком примитивная и ограниченная для тех, кто начинал знакомство с серией в конце 1993 года.
И, напоследок пара слов о сетевой игре. Она предельно проста. Набрав смешанную команду из людей и инопланетян, вы оказываетесь на заданной карте, где вам противостоит такая же команда другого игрока. Задача одна – уничтожить всех врагов. Игра с живым человеком, разумеется, интереснее битв с AI, но в целом сетевой режим XCOM не производит ни малейшего впечатления. Ну, есть и есть.
Вердикт прост – играть всем. Ветеранам новый XCOM даст шанс вспомнить былые времена и почувствовать себя гением тактики, ну а новичкам остается просто позавидовать. Они наверняка станут преданными фанатами сериала, и, возможно, лет через десять уже сами будут ворчать о том, что «новый XCOM уже не торт, вот помню, в 2012»...