Как ни крути, но Warcraft 3 должна была рано или поздно появиться в ретроспективе. Идут года, поколения геймеров сменяются, и современная классика становится просто классикой. Грядет глобальный исторический экскурс в World of Warcraft, а намедни, 5 июля, у Reign of Chaos был день рождения – уже дюжина годков минула с даты выхода. Да, дюжину лет назад мы услышали Лок тар о гар, за Нер’Зула, и про то, что настал час возмездия. Дюжина лет – самое время, чтобы смахнуть скупую мужскую слезу и вспомнить, как это было.
Как в третий раз.
По всем Восточным королевствам разносится гром войны. Не знают усталости боевые топоры орков, а мечи солдат альянса, кажется, никогда не будут убраны в ножны. Но землям Военного Ремесла суждено содрогнуться не только от очередного сражения: в Азерот начинают вторжение слуги Пылающего Легиона. Это только первые нотки ужасающей симфонии войны, апогеем которой станет визит демона Архимонда, чьи агрессорские наклонности грозят наступлением конца света. Орки, люди, эльфы и даже нежить должны объединить свои усилия, чтобы не допустить реализацию демонических планов. Reign of Chaos берет зачин с Тралла, молодого предводителя орды. Неопытный и зеленый во всех смыслах этого слова, всю жизнь он прожил среди людей, и только начал свою карьеру вождя, как во сне к нему является пророк и в дальнейшем советует проследовать в незаселенный пока Калимдор – материк, что расположен на далеком западе.
Пока еще паладин Артас, пока еще эльфийка Сильвана, пока еще эльф Иллидан, пока еще вождь орды Тралл...История Warcraft 3 поставляется в личностях. Вот приверженец сил света и по совместительству принц Артас, которому еще только предстоит пойти по стопам отца и стать королем, на века прославив свое имя как легендарного предводителя. Вот Леди Сильвана, эльфийка, которой также ничто не сможет помешать возглавить свой народ. Вот Иллидан, десять тысяч лет просидевший в заключении, но все же желающий показать всем, что демоны давно над ним не властны. Вот юная волшебница Джайна Праудмур, вот некромант Кел Тузед, вот наставник Артаса, паладин Утер, и орк Гром Задира, пожелавший вновь испить крови демонов... Легендарные судьбы всех этих личностей свершились в последующем десятилетии, сделав сюжет Warcraft 3 лишь легкой, но значимой присказкой. Но в 2003 году история таковой вовсе не казалась: напротив, размах сюжета для стратегии был поистине колоссальный.
Хорошо, что предупредил. Пошли тогда домой, черт с ним, с Фростморном.
В Reign of Chaos для Blizzard многое было впервые. Первая трехмерная стратегия, пусть и со значительными ограничениями в работе камеры. Первая реализация героической системы в стратегии. Первый уклон в качество войск, а не в их количество. На пропитание боевых юнитов здесь требуются единицы пищи, для генерации которых нужны определенные здания – каждый тип войск ест свое количество мяса, при повышении лимита которого количество добываемых ресурсов ограничивается. Квесты, опыт за убийство мобов, различные предметы в инвентаре – Метелица не акцентирует внимание на необходимости сбора ресурсов, полностью концентрируясь на макро- и микроконтроле.
Стратегируй это.
При анонсе игры губа разработчика была раскатана на шесть игровых рас. Люди, орки и демоны намечались железно, а три оставшиеся были покрыты туманом войны. Вскоре объявили четвертую, нежить, еще позже – эльфов. Работа над игровым балансом оставила демонов и необъявленную расу за скобками, предложив в готовом продукте лишь четыре. Да и то среди имеющегося квартета балансом особо не пахло. Но двадцать с лишним патчей спустя все стало на свои места, а Warcraft 3 можно было отправлять в палату мер и весов как эталон стратегии.
Умирать, будучи предводителем своего народа – хобби Сильваны.
Героев по три штуки у каждой из четырех национальностей. У каждого по четыре способности, наводящей шорох: цепная молния, молот бурь или Лик Смерти Благодать Артаса в один миг может решить исход боя. Это не считая того, что каждый юнит обладает своими способностями, будь то лечение, замедление или невосприимчивость к магии. У новичка от буйства комбинаторики вскружится голова, но сюжетная кампания поставляет все умения порционно, так что на выходе получается игрок, вполне способный к испытанию Battle.net'ом.
Динамичная шахматная доска версии 1.21b.Как это часто бывает, Blizzard дала игрокам несложные правила, из которых сообщество воздвигло тысячи вариантов стратегий. Шаблонные операции – верный ключ к поражению, ведь высокая динамика Warcraft 3 обязывает активно реагировать на действия соперников. Летят химеры? А у нас для вас горгульи в лесу спрятаны. Смотрю, вы фунтами нас хотите атаковать? Как хорошо, что наши пионы прямо у вас на базе уже башни построили. Древа жизни уходили жить в другой угол карты, катапульты доставлялись в близлежащий к врагу лес посредством дирижаблей – каждый игрок стал творцом своих собственных стратегий и тактик.
Кровь демонов перекрашивает орков. Сначала в зеленый, потом в красный цвет.
Присутствует в игре и редактор карт, но свое истинное развитие он получит позже, при выходе масштабного дополнения The Frozen Throne. Вообще, Reign of Chaos – это лишь начало великого пути длиною в несколько десятков тысяч лет. Это лишь окно во вселенную бесконечной глубины, где с упоением проводят свои жизни миллионы игроков. Но как оно было выполнено! Сочная картинка, детализированные текстуры, отменная игровая механика. Даже дисбаланс был достаточно оперативно залатан. Геймеры любят повторять присказку про «Хочется стереть себе память и пройти опять», так вот Warcraft 3 – не тот случай, потому что для повторного упоительного прохождения никакую память стирать не надо.