Наверное, мало кто удивился, что после грандиозного перезапуска серии Shogun, Creative Assembly объявила, что готовит новую стратегию о жизни полководца времён Римской империи. В своё время первая игра задала новую планку в жанре глобальных военных стратегий.
Также неудивительно, что Total War: Rome II не стала изобретать велосипед, а просто слегка его модернизировала. Вобрав в себя всё лучшее, что было во втором «Сегуне», игра слегка изменила некоторые игровые концепции, да увеличила поле боя, в целом оставаясь старой доброй тактикой.
Самой компании Creative Assembly остаётся только завидовать. Целых тринадцать лет они преданны одному и тому же жанру, и каждый раз им удаётся, привнося в очередную игру нечто новое, сохранять ту самую эфемерную субстанцию, что среди игроков принято называть «душой». В этом плане Total War: Rome II оказался довольно консервативным. В итоге получился обыкновенный хит.
Bene Ambula Et Redambula
/Cчастливого пути и благополучного возвращения/
На дворе год 272 до нашей эры. Риму только предстоит стать великой Империей, в Египте наводит свои порядки самопровозглашённый фараон Птолмей II, а дикие британские варвары просто бьют друг другу рожи и всячески веселятся. Пафос ситуации призван разбавить игрок своими мудрыми или не очень действиями. Двигайте вперёд прогресс, завоевывайте соседей, интригуйте и попытайтесь как можно больше провинций перекрасить в свой цвет. Стандартная работёнка античного полководца, в общем.
Помимо титульного Рима в игре нашлось место варварам, спартанцам и другим экзотическим античным зверушкам.Собственно, в Total War: Rome II вы освоитесь в течение пяти минут, если играли в первую часть или хотя бы недавнего «Сегуна 2», и потратите десять минут на то, чтобы вникнуть в ситуацию, если ранее не видели ни одной игры из серии Total War вообще. Как и прошлые игры, Rome II ловко балансирует на грани двух жанров – на глобальной карте мы в пошаговом режиме передвигаем армии и отстраиваем города. Едва наши войска наткнутся на армию или город противника, включается тактическая битва в реальном времени, где мы вволю можем покомандовать когортами, манипулами, флотами и прочими бандформированиями. Во главе каждой армии стоит генерал, а пить из врагов кровь можно при помощи трёх видов агентов. Знакомо?
Но прежде чем погрузиться в пучину забот античного полководца, следует выбрать себе сторону конфликта по вкусу. Разработчики расщедрились и напихали в игру не только титульный Рим и сопутствующие ему Карфаген, Египет и Грецию, но и целую орду немытых, диких, но симпатичных варварских племён, которым почему-то не слишком нравятся хвалёные римское право, римские дороги и римские легионы. И пока один игрок из кожи вон лезет, чтобы построить величайшую в истории империю, другой с глупым гиканьем может попытаться её развалить. И то, и другое очень весело.
Римский флот готовится зажигать в Карфагене...
Ex Ungue Leonem
/По когтям льва узнают/
Как говорилось выше, каждая сторона делится на несколько фракций. Например, в случае с Римом, это одна из трёх знатных семей. В случае с варварами – разные племена. Играя за греков, можно даже взять под командование знаменитых спартанцев и серьёзно навести ими шороху в регионе. Одним словом, есть из чего выбирать. При этом каждая сторона может похвастаться своими зданиями и отрядами. Особо погоды они не делают, но порой именно какая-нибудь преторианская гвардия или боевые друиды оказываются той соломинкой, что перебивает хребет врагу в генеральном сражении. Принимая во внимание, что расписать достоинства и недостатки всех уникальных отрядов в одной статье нереально, предлагаем вам ознакомиться с ними самостоятельно. В любом случае, осознание того, что вы командуете знаменитыми легионами Рима, очень тешит самолюбие.
Но вот мы сошлись на карте с врагом, и, конечно же, на первых порах ни за что не доверим компьютеру автоматически просчитывать шансы наших парней на успех, и полезем в битву сами. Несмотря на то, что выглядит всё очень свежо и ново, тактические бои преобразились весьма условно. Во-первых, карты сражений стали гораздо больше, что можно поставить игре одновременно и в плюс, и в минус. Во-вторых, теперь при осаде недостаточно сломать городские стены и вырезать всех, кто там за ними прячется – если речь идёт о штурме крупного города, извольте захватывать и удерживать ключевые точки. В-третьих, в бою теперь может участвовать одновременно армия и флот, и это серьёзно преображает ситуацию вообще. Только представьте – легионы слаженно маршируют к стенам, а тем временем потрясающе прорисованные корабли, по палубам которых снуют солдаты и члены экипажа, бомбардируют укрепления. Огонь, пыль, крики умирающих – а наши триремы слаженно ударяются в берег, и по сходням, а то и так, перемахивая через борта, высаживаются всё новые и новые полки. Тем временем, бедный и несчастный игрок сушит себе мозги, чтобы уследить за всем, что творится на поле боя...
Veni, Vidi, Vici
/Пришёл, увидел, победил/
Впрочем, со временем понимаешь, что ратные подвиги – это ещё половина дела. Не всякий город можно безболезненно взять нахрапом (на самом деле всякий, лишь бы мяса хватило, но это же не наш путь), не каждого врага запугать силой армий. И тут на помощь приходят интриги. К сожалению, серия Total War всегда была замечательным симулятором полководца и весьма наивным симулятором политика. Политические махинации не слишком изменились со времён Shogun 2. Соглядатаи поджигают постройки врагов, травят колодцы и при должной сноровке могут сделать так, что в осаждаемом городе откроют ворота вашим войскам. Агент-воитель может устроить восстание, изнурить вражескую армию или физически устранить персонажей врага. Сановник умеет организовывать заказные убийства, устраивать суматоху в рядах неприятеля и даже склонить вражеских персонажей на нашу сторону.
Серия Total War всегда была замечательным симулятором полководца и наивным симулятором политика.За каждую победу, за каждое выполненное задание и тайную операцию вам начисляется определённое количество очков. Показатель «империй» измеряет успех вашей семьи на политической арене. Так, чем больше побед одерживает род, тем выше показатель «империя», и тем серьёзнее влияние. Со временем фракция становится более известной, а популярные персонажи получают в государстве всё новые должности. Учтите, это справедливо не только для Рима, но и для любой другой страны, вплоть до дикарей. Каждая должность даёт вам новые бонусы, а рост уровня «империя» повышает ваше влияние на карте. Больше региональных эдиктов, больше войск, которые можно содержать, больше агентов для найма...
Однако слишком высокий показатель «империя» может привести и к гражданской войне – завистливые соперники однажды скажут себе «хватит с нас этого выскочки» и обратят верных людей против вашего режима. Враги попытаются осадить вашу столицу, и если в этом преуспеют – вы отправитесь в изгнание с остатками верных людей. Можно заключить невыгодное для себя перемирие, а можно попытаться свергнуть узурпаторов. В любом случае, гражданская война закончится автоматически через определённое время, на условиях, которые будут отображать расстановку сил на момент подписания.
Это называется "давить авторитетом".
Otia Dant Vitia
/Безделье порождает пороки/
Не лишена игра и минусов, самым серьёзным из которых является ну очень большой размер карты тактического боя. В самых запущенных случаях сражение может длиться несколько часов, а вы со скучающим видом будете сидеть и ждать, когда же, наконец, наши когорты доползут до врагов. Не слишком радует и сама картина боя, если, конечно, следить за ним в максимальном приближении. Отряды дерутся очень бестолково – первые ряды перемахиваются оружием, а все, кто остался сзади, стоят, переминаясь с ноги на ногу. Полки ведут себя как две столкнувшиеся коробки.
Слишком высокий уровень популярности в народе приведёт вас к неминуемой гражданской войне.Кроме того, ваши войска любят играть в привидений. В разгар боя отряды, конечно, будут обходить крупные деревья и здания, но вот сквозь низкие заборчики они просто проскальзывают. Если приблизить экран к армии, пробирающейся по лесу, увидишь, что, старательно обходя одни деревья, солдаты проходят сквозь другие. Впрочем, из-за огромных размеров карт и общей эпичности происходящего, за большинством сражений вы будете следить с высоты птичьего полёта – на разглядывание мелочей просто не хватает времени.
При этом проработаны карты просто великолепно. Домики, сарайчики, дороги, другие селения на горизонте, деревья, брошенные повозки – всё это выглядит просто изумительно, и вместо того, чтобы командовать неповоротливыми коробками, очень хочется пристально рассматривать местные красоты. А битвы за крупные исторические мегаполисы вы на первых порах будете проигрывать просто потому, что чересчур долго любовались невероятной детализацией города. Осаждая Рим, придётся пройти мимо Колизея, высадившись на Родос – любоваться массивным Колоссом, а в Александрии оценить величие ещё новеньких пирамид. Картинка в игре просто безупречна.
С чего начинается Рим? Со звонка в Карфаген.
Сетевые режимы в Total War: Rome II довольно традиционны. Либо на карте сражаемся в тактической битве, либо совместными усилиями проходим кампанию. Откровенно говоря, последний вариант значительно интереснее – очень, знаете ли, приятно совместными усилиями разрушать Рим, или, наоборот, громить безмозглых варваров из Британии.
Creative Assembly весьма аккуратно подошла к делу перезагрузки своей «римской» стратегии. Total War: Rome II вобрала в себя наиболее интересные идеи, которые мелькали в серии за тринадцать лет, и отшлифовала игровой процесс до блеска. В то же время игру можно пожурить за минимум новшеств. Она отточена и изумительна – но в ней мало действительно серьёзных нововведений. Остаётся надеяться, что следующая игра разработчиков будет более смелой, и обратится к свежей эпохе. В целом же сыграть в Рим должен любой игрок, называющий себя стратегом.