Осенняя линейка игр от Ubisoft очень впечатляет. Новый Assassin's Creed, Watch Dogs, Rayman: Legends. Среди этих проектов немного теряются новые похождения Американского Патриота Сэма Фишера. По правде говоря, игроки не ждали ничего хорошего от Tom Clancy's Splinter Cell: Blacklist. По видеороликам, размещенным в сети Ubisoft, было мало что понятно. Скептицизм людей был вполне объясним: эксперименты над знаменитой шпионской серией в Conviction ни к чему хорошему не привели. Концепция беглеца вне закона – это совсем не Splinter Cell, ничего общего с канонами ранних частей сериала она не имела. Эта игра не была совсем уж безнадежной, но нелюбовь игроков к ней символизировала ошибочность выбранного Ubisoft курса.
И что же? В новом Splinter Cell разработчики полностью перекроили игру, почти ничего не оставив от не слишком удачного Conviction. Возвращение к корням серии, снова главенство стелса, снова море гаджетов и Сэм, спаситель Америки, – все, за что фанаты стелса любили Splinter Cell на месте. Классический Сэм вернулся, он снова ныкается в темноте по углам, бесшумно крадется во тьме, отстреливая по пути лампочки. Эксперименты и новаторство – это здорово, но иногда просто лучше сделать то, за что тебя любят больше всего и на время отказаться от инноваций. Ubisoft сыграла на ностальгии и на старых фанатах и выдала на-гора первосортный стелс-экшен, каких мир не видывал очень давно. И это прекрасно!
Угроза американской мечте
Некоторые любят попинать сюжет Blacklist. Но, по правде говоря, чего вы ждали от шпионского боевика? Запутанных, витиеватых сюжетных линий и многогранных персонажей, которые придумывает в своих произведениях Джордж Мартин? Или глубокого трагизма, создаваемого Кристофером Ноланом? Сюжетно Blacklist крепко стоит на ногах, не предлагая ничего нового, но четко отрабатывая сценарную программу. Blacklist это игра в первую очередь про геймплей, который здесь отполирован до хромированного блеска. Не будь в игре сюжета, - все равно любители стелс-экшенов запоем бы прошли новый Splinter Cell, ибо геймплей искупает все. Но искупать-то нечего. «Клюквы», свойственной опусам Тома Клэнси здесь нет. А есть вполне реалистичный сценарий, могущий разразиться на просторах этого каменного шарика и взрывать телевизоры всего мира уже завтра.
Террористы, много Ближнего Востока, людей с АК-47, патриотичный американский пафос – весь этот коктейль Blacklist подает с серьезным лицом и отменной постановкой, словно это и не игра вовсе, а натуральный киноблокбастер. Постановка и кинематографичность в игре – повод для отдельного разговора. Такого уровня погружения в весь этот шпионско-военный пафос, с возгласами «Спасай Америку!», не давала доселе ни одна игра (возможно к этому близка серия Metal Gear Solid). Грамотная работа с музыкой; правильные ракурсы камеры, вылавливающей нужные кадры, выражения лиц, ключевые моменты; не самые банальные ситуации. Особенно этим блещут межигровые видеоролики: атмосфера, нагнетаемая ими, дает нужный запал для прохождения миссий. Ubisoft в этот раз удивила постановкой, создав качественный фильм-игру, - в этом плане компания далеко продвинулась в сравнении с предыдущими частями серии и, например, Assassin's Creed. Это такая русская матрешка: вроде бы и игра, но внутри скрывается и отличный фильм. Атмосфера шпионского фильма не покидает в Blacklist никогда.
Вместе с новой террористической угрозой возвращается в дело и Сэм Фишер. Работая напрямую с президентом США, он получает карт-бланш в виде нового «Эшелона», возглавлять который приходится ему самолично. Теперь Сэм не просто слепая «пешка» в игре правительств – он полноправный командир антитеррористической организации, ее лидер и управитель. В такой роли Сэма мы еще не видели. Внимательно приглядевшись, в его поведении легко можно увидеть аллюзии бесстрашному Коммандору Шепарду из Mass Effect. Бессменный лидер, неустрашимый и самоуверенный капитан Фишер ведет свою команду уверенной поступью к свержению Мирового Зла. Заимствование архетипа характера Шепарда настолько явное и неприкрытое, что поневоле ждешь, когда Сэм начнет под пафосную музыку толкать речи, типа: «Галактика на грани гибели! Мы умрем или свергнем Жнецов в бездну, из которой они выбрались!! За всех кого мы любим - ВПЕРЕД!!!» Разве что масштаб в Splinter Cell поменьше – всего-то судьба этого голубого шарика.
«Четвертый Эшелон» базируется на огромном авиалайнере (с ним будет связана одна из самых эффектных и запоминающихся сцен в истории видеоигр), больше похожем на гигантский межпланетный корабль. И тут снова всплывают аналогии с Mass Effect: по самолету можно передвигаться, апгрейдить его (это позволяет получать разнообразные улучшения), болтать с членами экипажа, получать у них побочные задания - в общем, заниматься всем тем, что обожает делать Шепард, когда не бьет Жнецов. Кстати, эти два знаменитых архангела игровой индустрии теперь и внешне похожи, а под определенным ракурсом и вовсе кажутся братьями-близнецами. По ходу течения сюжета у Сэма выстраиваются определенные отношения с членами команды, которые будут варьироваться по мере прохождения. Это вносит немалую долю пикантности в историю, заставляя с интересом наблюдать за развитием событий. Шекспировской драмы тут не будет, но пару раз игра даст «дуба» со скандалами, ссорами и трогательными примирениями.
Кто не спрятался – я не виноват!
Сэму придется много путешествовать: география игрового мира равняется географии мира реального, разве что Африку с Антарктикой не завезли. Ливия, Европа, США – вот далеко не полный список мест для стелс-экскурсий. Притом все локации выполнены максимально убедительно и, в общем, передают колорит местности довольно реалистично. Ближний Восток, например, выглядит не хуже, чем в Battlefield 3.
Локации не только опрятно и убедительно выглядят. По сути, они представляют из себя мини-сэндбоксы, маленькие площадки для воплощения вашего стелс-гения. Хоть карты и небольшие, но под завязку забиты обходными путями: это и разные окна, вентиляции и канализации, трубы, проходящие под потолком (наконец-то, мы так соскучились по ним со времен Chaos Theory!), козырьки крыш. Сэм лазит везде, куда только может поместиться его пятая точка. Такое безмерное количество тактических вариантов радует, очередной уровень воспринимается словно головоломка, которую надо разгадать. А разгадать-то ее хочется как можно филигранней и виртуозней, набирая максимальное количество баллов-денег.
Кстати, разработчики условно разделили стили прохождения на три типа: «призрак», «пантера», «штурм». Первый – бесшумный стиль, без кровопролития, Фишеру, словно Бэтмену-пацифисту, нужно всех только оглушать и не попадаться на глаза врагам. Второй – более агрессивный стиль, здесь уже позволяется ликвидировать противников, но палиться так же нельзя. При «штурме» уже все равно, как проходить игру - главное не умереть. Такое разделение очень условно и никто не будет требовать от вас конкретного стиля игры, разве что денег за «призрака» дадут больше. Но все-таки небольшая стимуляция стелс-стиля прохождения со стороны разработчиков присутствует: Сэма быстро убивают при раскрытии маскировки, мало помогает и прокачка брони – играть в Blacklist как в шутер сложновато. Не только из-за небольшого количества здоровья, но и из-за просто-таки отличного интеллекта врагов – они с удовольствием пользуются групповой тактикой, заходя с разных сторон и методично швыряясь то осколочными, то дымовыми гранатами, выкуривая Сэма из укрытия и решетя его свинцом. Так что любителям «пошуметь» здесь придется туго.
Враги умело ведут себя не только в открытом бою - они зоркие, чуткие и обладающие хорошим слухом парни. Своими пристальными глазками они запоминают где закрыли окна/двери, союзников, с которыми болтали, внезапно исчезнувших с вон того уступа скалы, сколько воды смыли в бачке унитаза. Сэму приходится быть внимательным Плюшкиным, закрывая за собой двери и форточки, чтобы не растревожить беспокойных террористов. Кроме того, теперь довольно сложно просто вырубать противников, тем более если не прокачать должным образом экипировку для скрытого стиля прохождения. Крадясь за врагом тридцать метров подряд, рассчитывать на успех не стоит: мужики обернутся в самый неподходящий момент и жахнут прикладом в небритую челюсть Фишера, попутно кладя в его плоть обойму свинца. Наиболее эффективно вырубать врагов спрятавшись за углом и утаскивать негодяев в темноту, под стол, и делать там с ним непотребства.
Особый геморрой представляют товарищи, укутанные в броню с ног до головы: они постоянно беспокойно озираются и так и норовят засунуть свою бронированную башку в уютное укрытие Сэма. Таких лучше вырубать тихо и со спины, ибо отстреливая каску с их головы, есть риск, что он позовет на помощь друзей. Иногда прогулки этих бронированных мужичков выглядят искусственно, - ну кто будет расхаживать в полной экипировке брони и шлеме с забралом в отсутствии явной угрозы?! – но эти парни вносят свою порцию адреналина и интереса в механику игры. Искусственность расстановки врагов явственней всего ощущается в побочных миссиях и в конце игры, где задания становятся посложней (два снайпера пристально изучающих лазерными прицелами участок длиной в десять метров - ога). Это очевидно бросается в глаза, но всякая игра есть компромисс между условностями, на которых строится геймплей, - поэтому не стоит сильно ругать за это Blacklist.
Не тронь мои игрушки!
Махонький вертолет с тремя пропеллерами – настоящий «гвоздь программы» в списке гаджетов. Запуская его в воздух, появляется ощущение отыгрыша за двух персонажей, один из которых прячется внизу, за забором, а второй патрулирует местность с высоты птичьего полета. По правде говоря, иногда с ним миссии становятся слишком просты, ибо этот гаджет позволяет разглядеть расположение всех врагов, а потом еще и вырубить их бортовым транквилизатором. Но все равно, используя вертолет, игра расцветает новыми красками и предстает еще более совершенной с тактической стороны, открывая потрясающие своими возможностями стратегические просторы. Дымовые, оглушающие, ослепляющие гранаты также заметно упрощают жизнь. Приплюсовать сюда различные ЭМИ-липучки, камеру, эхолокатор и ворох оружия, - и Сэм становится настоящей машиной для выполнения сверхсекретных спецопераций. Ранее эталоном подобных ощущений был Batman: Arkham City, но теперь первенство в соревновании за место «главного супермена без суперспособностей» выиграл Фишер из Blacklist.
На E3 Ubisoft показывали Tom Clancy's The Division. Этот проект тогда всех поразил уровнем детализации всего и вся, графика виделась просто превосходной. Так вот, в Blacklist на высоких настройках выдает почти такую же потрясающую картинку. И вызывает лишь недоумение недовольство некоторых качеством графики – она великолепна. Отличная игра света и тени, шикарная детализация объектов, большая наполненность игрового мира всяческими предметами – все это формирует уникальный внешний вид нового Splinter Cell. Это, видимо, не некстген, но уже совсем близко к этому. Фотореалистичной, во всяком случае, эту картинку можно назвать с высокой долей объективности. Отдельного внимания заслуживают превосходные анимации персонажей: двигаются они совсем как реальные люди, Фишер неуклюже семенит ногами при беге в сторону, осторожно пробирается на корточках в узких тоннелях, едва не заваливаясь на зад. Шикарная работа программистов и художников – видно, что Blacklist получился дорогой и вылизанной игрой. И отлично оптимизированной - игра выдает приемлемую производительность на самых разных, но одинаково устаревших машинах на высоких настройках.
Сэм Фишер вернулся. Он выпил эликсир молодости, укрепил характер, стал целеустремленным лидером и вернулся к старым шалостям. Мы этому только рады, спасибо Ubisoft за работу над ошибками и возвращение к корням – мы этого и ждали. Splinter Cell: Blacklist улучшился по всем параметрам: похорошела история, постановка, графика, добавились мелкие, но приятные улучшения. Но главное – теперь в Splinter Cell завезли отточенный и выверенный до последнего сантиметра стелс-геймплей, который заставит «погрязнуть» в себе до самых титров, не отпуская голову своими крепкими «руками» и попутно влюбляя в себя новых почитателей старинного жанра скрытых экшенов. Море контента и оружия заставят «купаться» в этой песочнице и любителей виртуального собирательства – разработчики знают как утянуть игроков с головой в игру. На выходе мы получили идеальный шпионский боевик, практически лишенный изъянов и претендующий на звание лучшей игры года.
Геймплей – 10
Графика – 9
Сюжет – 8
Управление - 9
Итог - 9,5/10