Симуляторы ходьбы принято считать очень неоднозначным жанром. Многие игроки придерживаются мнения, что проекты в этой категории нельзя называть настоящими интерактивными развлечениями из-за скудности геймплейной концепции. С другой стороны, даже скептически настроенные к таким произведениям пользователи причисляют Firewatch к шедеврам. Все потому, что разработчики из Campo Santo в своем творении смогли задвинуть ходьбу на второй план, хотя именно ею занимаешься на протяжении всего прохождения. Авторы приправили прогулки разговорами по рации и необходимостью постоянно преодолевать препятствия, возникающие на пути. А крепко сбитый сюжет в Firewatch за счет наполненности событиями и разнообразными задачами становится ширмой, за которой прячется сильно ограниченное число геймплейных механик.
Казалось бы, вот он – идеальный рецепт для создания успешного симулятора ходьбы. Однако концепцией Campo Santo другие разработчики почему-то не стали активно пользоваться. Многие новые игры из этой категории почти никак не стараются отвлечь людей от ходьбы, из-за чего жанр стагнирует. И вот студия One-O-One Games при поддержке издательства Daedalic Entertainment выпустила The Suicide of Rachel Foster – приключенческую игру, созданную по заветам Campo Santo. Об источнике вдохновения авторов новинки легко догадаться уже спустя полчаса прохождения, хотя они никогда не ссылались на Firewatch. Что же, One-O-One Games выбрала отличный пример и даже вооружилась неплохими идеями, но все, как всегда, решает реализация.
Комната главной героини, где ей предстоит видеть странные сны.
В The Suicide of Rachel Foster пользователи принимают роль девушки Николь, у которой недавно умерла мама. Отец погиб еще раньше, поэтому главная героиня получила в наследство старую семейную гостиницу, расположенную высоко в горах. Здание служило домом для девушки, пока в возрасте пяти лет она не переехала с матерью в другой город. Причиной всему стало самоубийство, которое совершила Рэйчел Фостер – 16-летняя беременная дочь местного священника. С этим происшествием тесно связаны семьи Николь и погибшей девушки, поэтому трагическая смерть навсегда изменила их жизни.
Спустя 13 лет главная героиня вернулась в отель, чтобы продать его и избавиться от горьких воспоминаний. Но как только она прибыла в старый дом, на дворе началась сильная буря. Благо в гостинице оказался один из сотовых телефонов, которые в 1993 году – а именно тогда разворачиваются события сюжета – были большой редкостью. На него поступил звонок от парня по имени Ирвинг, представившегося сотрудником местной службы по чрезвычайным ситуациям. Он предупредил Николь, что буря продлится несколько дней, и выходить на улицу нельзя, так как можно замерзнуть.
По карте сначала не слишком удобно ориентироваться, но потом привыкаешь.
Получается, главная героиня застряла одна в старом отеле, с которым связаны очень неприятные детские воспоминания. В этот момент появляется сильное впечатление дежавю, будто наперед знаешь все события сюжета. Начинает казаться, что Николь станут мучить кошмары, появятся какие-то монстры и всю игру придется скрываться от них, дожидаясь окончания бури. Опасения насчет дальнейшего прохождения крепчают после изучения карты и локаций в гостинице. Здание представляет собой настоящий лабиринт из разных помещений, залов, комнат для обслуги и так далее. Когда ходишь по многочисленным узким коридорам, невольно представляешь, как будешь в следующих главах убегать здесь от чудовищ.
Однако предположения насчет геймплейной и сюжетной концепции рушатся благодаря двум факторам. Во-первых, главная героиня не умеет бегать, а лишь способна переходить на быстрый шаг. Во-вторых, в помещениях отсутствуют места, где Николь смогла бы спрятаться. А рассчитывать на появление монстра, похожего на Тирана из ремейка Resident Evil 2, не приходится. Гостиница хоть и большая, но не подходит для реализации врага, постоянно давящего на игрока своим присутствием.
Смотришь на стол и понимаешь, что эти предметы здесь аккуратно разложены художником.
Вообще, к локациям возникает сразу несколько вопросов. Разработчики создали большое количество помещений, в которые банально нет смысла заходить. В комнатах разбросано много всяких предметов, которые можно поднять, покрутить и положить на место. Встречаются и записки, но их текст нельзя выводить отдельно на экране, благодаря чему чтение в большинстве случаев становится невозможным. Исключением стали газетные вырезки с нормальным шрифтом, но они написаны на английском языке, хотя русская локализация интерфейса и диалогов на уровне субтитров в игре присутствует.
И если сначала возникает желание оценить обстановку в отеле, то спустя двадцать минут этим перестаешь заниматься из-за ненадобности и скудной детализации. Разработчикам The Suicide of Rachel Foster явно пришлось довольствоваться маленьким бюджетом, что отразилось на дизайне окружения. Комнаты, вроде бы, завалены разными предметами, но из-за отсутствия маленьких деталей и приглушенного цветового фильтра создается впечатление стерильности. И этот эффект сильно мешает погрузиться в камерную атмосферу, которой в свое время порадовала What Remains of Edith Finch.
Этот мотоцикл здесь, естественно, в качестве декорации.
Такой минус особенно досаждает в играх, которые делают ставку на сюжет, а The Suicide of Rachel Foster как раз одна из таковых. В историю One-O-One Games явно вложила душу, что ощущается на всех этапах прохождения. Дойти до финала в проекте можно примерно за 3.5 часа, и это вполне нормально для игры такого формата. Пользователям представили интересную историю девушки, которая столкнулась с проблемами своего прошлого и попыталась докопаться до правды. Главным преимуществом сюжета выступает его структура, способствующая плавному погружению.
Николь получает цель или цепочку поручений, после выполнения которой заканчивается день. Затем начинается новый, появляются другие задачи, вплетенные в общую канву повествования, и так до самого финала. Причем первые миссии получились очень приземленными. Они связаны с тем, что главная героиня оказалась в здании, где определенное время никто не жил, поэтому игроку приходится позаботиться о пище, электричестве, месте для ночлега и так далее. В процессе выполнения этих поручений пользователю намекают на некий мистический подтекст истории, и связанную с ним интригу разработчики прекрасно выдержали до самого конца. Из-за этого внутрь даже закрадывается чувство страха, ведь неизвестность пугает человека сильнее любого скримера. На протяжении всего прохождения ощущается напряжение, а вот жирная точка в финале получилась смазанной и неаккуратной. Последнее решение героини можно понять и объяснить, но поддерживать его совсем не хочется.
Во многих комнатах гостиницы темно, чтобы скрыть недостатки визуальной составляющей.
Персонажей в сюжете фигурирует минимальное количество, что тоже подчеркивает камерность истории. Непосредственное участие в повествовании принимают только Николь и Ирвинг, причем последний представлен голосом в телефонной трубке. Однако благодаря диалогам между двумя героями, рассказам о прошлом и получении новых фактов про произошедшие трагические события в голове игрока формируются образы еще нескольких персонажей. Авторы не стали детально прописывать второстепенных личностей, но смогли объяснить их мотивацию для совершения определенных поступков. В рамках сюжета The Suicide of Rachel Foster такое решение смотрится вполне естественно. Главных героев раскрыли гораздо глубже, показав особенности характера, которые формировались под влиянием определенных факторов.
И если с персонажами и историей в игре все хорошо, то о других аспектах этого не скажешь. Техническая реализация в проекте сильно хромает, что легко заметить за первые пятнадцать минут прохождения. Текстуры иногда пропадают и появляются прямиком на глазах, глубина освещения слабая, дальность прорисовки низкая, и это всего-навсего вершина айсберга. В графических настройках нет регулировки отдельных параметров, а присутствует только переключение между вариантами – от низкого до «эпически» (так и перевели). Их смена лишь слегка влияет на качество текстур, детализацию и тени. Другие визуальные элементы остаются прежними, зато игра становится гораздо прожорливее. Отсюда напрашивается вывод, что оптимизирована The Suicide of Rachel Foster не лучшим образом. Да еще и система сохранений реализована ужасно, ведь прогресс записывается только после завершения каждого дня. А эти игровые отрезки неравномерны и иногда хочется выйти после выполнения очередной цели. Однако делать этого нельзя, ведь придется заново проходить значительный кусок сюжета. Ручные сохранения в проекте 2020 года, естественно, отсутствуют.
Мыло и размытие текстур сопровождает игрока на протяжении всего прохождения.
К спорным аспектам относится и звук, хотя здесь дела обстоят гораздо лучше. Авторы реализовали множество эффектов – от скрипа пола до завывания ветра за окном. А еще в игре есть несколько соответствующих атмосфере мелодий и жуткий эмбиент, напоминающий тихий лай собак. Однако иногда из динамиков доносятся непонятные звуки, из-за которых невольно осматриваешься по сторонам. Их присутствие, вроде как, попытались объяснить в сюжете, но получилось не слишком убедительно. Если убрать эти звуки, то проект ничего не потеряет и даже станет чуточку лучше.
И вот теперь пришла очередь упомянуть геймплей, который в симуляторах ходьбы отодвигается на второй план. В The Suicide of Rachel Foster разработчики реализовали две механики – передвижение и взаимодействие с предметами. Суть первой всем понятна, а вот о второй стоит рассказать подробнее. О бесполезной возможности рассматривать многие элементы окружения упоминалось выше, а более плотное взаимодействие предусмотрено только с тремя предметами – фонариком, полароидом и микрофоном. Причем два последних нужно использовать ровно один раз при прохождении, а потом о них забываешь. Собственно, на этом геймплейные механики заканчиваются, но их скудность даже не хочется причислять к минусам. Разнообразие задач и ситуаций, в которые попадает Николь, умело прячет основную отрицательную черту всех симуляторов ходьбы. Мысль о том, к какому жанру принадлежит The Suicide of Rachel Foster приходит только спустя два часа прохождения, а значит, One-O-One Games не зря вдохновлялась Firewatch.
Микрофон, который нужен для выполнения ровно одной задачи.
По итогу, новинку можно смело рекомендовать всем любителям психологических триллеров. За три с половиной часа прохождения игрок окунается в загадочную, хорошо склеенную историю с интересными персонажами. Плавное погружение и разнообразие поручений помогает проникнуться атмосферой, хотя до конца это сделать не удастся. Уж слишком много мелких недочетов у игры, да и финальный твист понравится далеко не каждому пользователю. И все же The Suicide of Rachel Foster – это достойный инди-проект, способный подарить положительные эмоции. Людям, которые любят таинственные истории с налетом мистики и готовы терпеть технические огрехи наряду со скудностью геймплейных механик, все же стоит разузнать, что там случилось с Рэйчел Фостер.