О скандалах и страстях, бушующих вокруг The Last of Us Part II уже, наверное, слышали даже медведи в своих берлогах, поэтому заострять на этом внимание нет смысла. Если кратко, журналисты поставили игре «десятки» и «сотки», а пользователи с максимальными оценками не согласны и повсюду критикуют новое детище Naughty Dog. Мы в Gamer-Info уже достаточно опробовали игру, чтобы вынести ей вердикт и можем с уверенностью сказать: обе стороны конфликта в чем-то правы, а в чем-то – нет. В общем, заканчиваем со вступлением – обзор и без того будет длинным, ведь поговорить нужно о многом.
Итак, история в сиквеле начинается спустя пять лет после событий первой части. Элли и Джоэл мирно живут в Джексоне – большом поселении, которым руководит брат главного героя The Last of Us Томми и его жена Мария. Они сумели создать крепкую общину, наладить производство пищи, найти занятия людям, организовать оборону периметра и обучить отряды разведчиков, чтобы те могли истреблять зараженных в окрестностях города. В их число уже два года входит Элли – девушке 19 лет, у нее бойкий характер и типичные для своего возраста проблемы, например, сложности в любовных отношениях и максимализм в восприятии жизненных ситуаций.
За первый час прохождения пользователям дают понять, в каких отношениях главная героиня состоит с другими персонажами – Диной, Джесси и Джоэлом, а параллельно с этим демонстрируется быт в Джексоне. Свободно гулять по городу нельзя, так как нужно следовать за другим героем, но если внимательно всматриваться в окружение, то уже на этом этапе можно заметить невероятную детализацию и проработку разных мелочей. В каждом жилом доме реализовано множество предметов быта, а общий дизайн великолепно подобран под антураж постапокалипсиса. Чувство восторга еще неоднократно будет возникать при прохождении, когда посещаешь всякие здания. Где-то обывательские вещи рассказывают истории о персонажах, в ином месте – о происходивших до пандемии событиях, а в части локаций даже можно найти приятные отсылки к другим играм, в том числе первой The Last of Us.
После путешествия по Джексону и нескольких бесед с персонажами Элли отправляется в патруль вместе с Диной. Девушки следуют по предписанному маршруту, попадают в снежную бурю и прячутся в старой библиотеке. Здесь они обсуждают вчерашний поцелуй и вступают в интимный контакт. Да, тема нетрадиционной ориентации главной героини затрагивается с первых минут прохождения. Игрокам мгновенно напоминают, что Элли предпочитает отношения с девушками. И это, как ни странно, воспринимается нормально, если попытаться отбросить предрассудки и объективно взглянуть на взаимную симпатию между Диной и главной героиней. Жаль только, что SJW-повестка в The Last of Us Part II не ограничивается нетрадиционной любовью. Она считывается в образах, отдельных репликах и даже коллекционных карточках супергероев, где почти нет мужчин, а те, которые присутствуют – выступают на стороне зла. Мелочь, но в глаза бросается. И не то, чтобы все эти современные тренды мешали развлекаться, просто порой они находятся на переднем плане и их легко заметить. А если сравнивать с главным сюжетным поворотом, то SJW-повестка и вовсе перестает казаться проблемой.
PS3 – одна из множества деталей в игре.
Трейлеры The Last of Us Part II давали ясно понять – основным лейтмотивом истории игры станет месть. Собственно, так оно и есть. Спустя примерно полтора часа прохождения Элли попадет в критическую ситуацию. Она встретится с обидчиками, которые ей сильно навредят. Однако то, что произошло в указанный момент, выглядит и ощущается очень спорным. Здесь сложно объясняться без спойлеров, но давайте попытаемся. Представьте себе худшее и самое банальное сюжетное решение, способное вызывать у пользователей бурные эмоции? Представили? Так вот, именно его воплотила Naughty Dog.
Разработчики, конечно, обосновали главный твист, и вплели его в общую канву, но это ничего не меняет. Упомянутый переломный этап у большинства игроков вызовет только разочарование, злость и ненависть. Но не к обидчикам Элли, а именно к разработчикам, за такой банальный подход. Не удивляйтесь, если захочется выключить игру и не возвращаться к ней. А стоит ли, вообще, возвращаться? Да, но нужно держать в голове, что сюжет еще один раз подкинет большущую свинью. В середине истории произойдет момент, когда игрок снова ощутит те же эмоции – ненависть, злость и разочарование. А потом разработчики еще и заставят игрока смириться с ними и попытаются показать, что существует другая сторона медали. Когда наступает вторая половина игры, между сюжетными строками словно присутствует послание разработчиков: «Те эмоции, которые вы испытали, не совсем верны. Сейчас вы проведете их переоценку». И действительно, в финале все уже не кажется таким однозначным, а Элли не ощущается борцом за благое дело.
Очередной труп, которых Элли оставит за собой сотни.
В конце разработчики наглядно демонстрируют, насколько разрушительным бывает желание мести, и какие последствия оно за собой несет. Посыл простой и одновременно глубокий, но его подача получилась со всех сторон спорной. У разработчиков была интересная задумка, которая наверняка на бумаге звучит гениальной. Но на практике они допустили несколько ошибок, местами перегнули и сделали так, что до финала многие не вытерпят. Добавьте сюда то, что главный твист легко заранее предугадать, а во время прохождения история порой проседает и ощущается растянутой.
И вот, вроде бы, критика уже разбомбила повествование, но все не так плохо. Основной сюжет делится на вступление, три дня (хотя по факту шесть) в Сиэтле и финал. Он нередко прерывается флешбеками, в которых раскрываются взаимоотношения Джоэла и Элли после событий первой The Last of Us. И вот эти эпизоды – лучшие моменты всей истории. Часть из них пробирает до дрожи и заставляет испытать сильные и одновременно смешанные чувства.
При прохождении также дают поучаствовать в зрелищных постановочных моментах, при которых руки от напряжения потеют, а глаза буквально впиваются в монитор. Провисания истории ощущаются далеко не всегда, так как Naughty Dog их умело компенсирует диалогами. Путешествовать одному в The Last of Us Part II приходится нечасто, а беседы с напарниками почти всегда грамотно дополняют происходящие события. Они работают на раскрытие характеров персонажей, их прошлого и окружающего мира. Радует и разнообразие героев – основные и второстепенные личности, которые фигурируют в повествовании, неплохо раскрыты, а их мотивация и стремления выглядят вполне логичными. Придраться, конечно, можно к тому, что отдельные персонажи смотрятся блекло на фоне подрывника Билла и предводителя каннибалов Дэвида из первой The Last of Us. В сиквеле такие яркие личности, к сожалению, не встречаются.
Почти все события продолжения разворачиваются в полуразрушенном Сиэтле, который не показывали в первой части. Путешествовать предстоит по локациям разных размеров, например, сразу после прибытия в город игроков забросят на обширный район с десятком зданий, доступных для исследования. Чтобы сэкономить время, здесь придется путешествовать верхом на Плотве, то есть Искре – лошади Элли. Впрочем, просторные уровни встречаются в The Last of Us Part II не так уж часто. Примерно две трети прохождения базируются на привычных для серии линейных рейсах, но с одним важным нововведением: мест для исследований стало куда больше. Во время путешествий игрок будет регулярно проходить мимо зданий, куда можно забраться ради поиска ресурсов. В одни попасть проще, в другие – сложнее, но и припасов там спрятано куда больше. Самая ценная добыча почти всегда лежит в сейфах, коды от которых спрятаны неподалеку. Их также можно открывать на слух, если наловчиться ориентироваться по звуку булавки. Иногда во время исследований зданий происходят неожиданные нападения людей из засады или зараженных, но это больше редкость, нежели правило.
Ресурсы в The Last of Us Part II делятся на три типа: детали, дополнения и ингредиенты. Первые нужны для улучшения вооружения, вторые отвечают за прокачку главной героини, а третьи применяются при крафте разнообразной амуниции. Еще в домах можно отыскать записки и коллекционные предметы, к которым относятся монеты, карточки с супергероями и заметки в дневнике. Последние Элли делает, когда видит какую-то занятную вещь – плакат с лозунгом, брелок Цикад, надписи на стенах и так далее. Однако больше всего радуешься после нахождения оружия или руководств, представляющих собой разные журналы и книги. Они нужны для открытия новых веток улучшений. Прокачка реализована довольно просто: в каждой отдельной линейке нужно по очереди покупать доступный навык за дополнения, чтобы открыть следующий. Большинство способностей пассивные и дают прибавку к разным характеристикам, но есть и активные, к примеру – задержка дыхания, чтобы прицел переставал дрожать.
Оружейный арсенал полностью перекочевал из первой части и получил приятную добавку в виде новых пушек. Каких именно лучше узнать самому, так как их получение – это всегда повод для радости. И все же, разнообразия не то чтобы много: несколько пистолетов, представители отряда «крупнокалиберное» и парочка специфических орудий. Каждую пушку можно улучшить по трем или четырем параметрам на верстаках, разбросанных по миру. К выбору апгрейдов стоит подходить с умом, так как детали для их покупки встречаются не так уж часто, а если не пылесосить локации, то придется обходиться сущими крохами. Улучшения оружия в The Last of Us Part II демонстрируются во всех деталях. Игрокам показывается, как главная героиня выбирает оружие, достает обойму, разряжает патрон в стволе, а потом проводит соответствующие операции. Если нужно прикрутить прицел, то она сначала достанет его, затем возьмет отвертку и начет крепить к избранной пушке. И хотя отдельные операции остаются за кадром, прогресс по сравнению с первой частью в этом аспекте огромен. В The Last of Us пользователи лишь видели спину Джоэла и слышали характерные звуки, когда дело доходило до прокачки собственного арсенала.
Кроме оружия, в игре активно используется другая амуниция: светошумовые гранаты, глушители, бомбы, взрывные стрелы, коктейли Молотова, аптечки и так далее. С их применением все понятно, так что заострять на них внимание нет смысла. Лишь стоит упомянуть, что открывается доступ к этим снарядам с помощью прокачки главной героини или после нахождения прототипа. Если Элли отыщет, например, светошумовую гранату, то в дальнейшем уже сможет создавать такие сама. При крафте всей амуниции используются разного рода ресурсы – бинты, пластиковые бутылки, спирт и так далее. Все это, как и детали с дополнениями, находится при тщательном обыске окружения.
Жестокости в игре хоть отбавляй.
Естественно, весь оружейный арсенал применяется в сражениях – еще одном важном пласте The Last of Us Part II. Но чтобы говорить о нем, нужно немного откатиться назад и взглянуть на ситуацию в Сиэтле. Мегаполис контролируют две воюющие между собой группировки: Вашингтонский Освободительный Фронт (ВОФ) и религиозная секта «Серафиты». Первых зачастую называют «Псами» из-за аббревиатуры WLF, созвучной с английским Wolf, а вторых – «Шрамами», так как их отличительной чертой выступают порезы на лице. С членами обеих организаций придется сражаться во время прохождения, так что стоит знать об их особенностях. Бойцы ВОФ предпочитают открытые сражения, хорошо вооружены и используют собак, способных учуять запах Элли и выследить ее. Если убить хозяина, то пес будет жалобно лаять возле трупа и привлечет внимание других противников. «Шрамы» же предпочитают применять в ближнем бою топоры и мачете, а на дистанции – луки и гораздо реже огнестрел. Они общаются свистом разной тональности, подавая сигналы своим соратникам. А «Псы» просто громко переговариваются и кричат, если увидели Элли. Любопытно, что у всех врагов-людей в The Last of Us Part II есть имена. Товарищи их выкрикивают, если видят труп или убийство союзника.
Ну и зараженные тоже никуда не делись. Стандартные бегуны и щелкуны встречаются чаще всего. Первые просто рвутся на всех порах к протагонисту, пытаясь нанести урон вблизи. Вторых же нельзя подпускать к себе, а иначе придется тратить заточку или отправляться на контрольную точку. Еще есть знакомые по первой части сталкеры, трусливые монстры, которые прячутся и нападают исподтишка, и мини-боссы топляки. Последние отличаются большим запасом здоровья, медлительностью, умением бросать кислотные снаряды и огромным уроном вблизи. Однако со всеми этими «ребятами» пользователи встречались в первой части. Из новых зараженных в сиквеле только один вид – шаркуны. Они выносливее обычных щелкунов, способны выпускать споры вокруг себя и если хватают главную героиню, то начинают давить, периодически нанося повреждения.
Серафиты казнят одного из Псов.
Вот, собственно, все враги, с которыми предстоит воевать в The Last of Us Part II. Основные принципы боевой системы в сиквеле не изменились – она по-прежнему сочетает механики стелса, стрельбу и рукопашные драки. Однако каждый аспект разработчики углубили и дополнили интересными особенностями. В контактных сражениях теперь можно уклоняться и переходить в контрнаступления, что особенно полезно в стычках с зараженными. Использование подручных труб, досок и холодного оружия, ломающегося после нескольких ударов, тоже никуда не делось, как и его улучшение для нанесения большего урона. Элли также может совершать быстрые броски бутылок и кирпичей, использовавшихся в первой части исключительно для отвлечения, прямиком во врага. При удачном попадании противник получит оглушение, а главная героиня сможет подбежать и совершить мощную атаку, которая наносит много урона.
Во время стелса можно брать противников в захват и использовать в качестве живого щита, а также прятаться в траве. Когда протагонист ложится в густой растительности, его замечают только впритык, а если сидит на корточках – становится более заметным. В остальном стелс работает по прежним канонам: подкрадываешься сзади и совершаешь скрытные убийства или же используешь лук и пистолет с глушителем. Выяснить, где и сколько находится противников, поможет уже знакомый по первой части режим слуха. При его применении экран становится серым и на нем появляются белые пятна, обозначающие недругов. Чтобы эффективнее использовать этот режим, нужно приобретать соответствующие улучшения.
Такие виды открываются часто, показывая объект, куда нужно двигаться.
В открытых противостояниях нововведений, пожалуй, меньше всего. Здесь добавили лишь необходимость вытаскивать стрелы из тела, которые наносят периодический урон при попадании, и анимацию отбрасывания. Последняя активируется, если в главную героиню прилетает залп из дробовика или винтовки. В таком случае девушка падает на спину и может из такой же позиции начать вести огонь. Все пушки звучат и ощущаются в руках хорошо, враги на попадания реагируют корректно, а расчленение и брызги крови добавляют битвам реалистичности, как, впрочем, и запредельное число анимаций. Каждое движение персонажа выверено до мелочей, а количество вариантов ударов в ближнем бою попросту обескураживает. Шутка ли, комбинации атак в контактных сражениях почти никогда не повторяются. Такого не встретишь ни в одной другой игре, за что Naughty Dog отдельная хвала. Более того, не боевых и отлично проработанных анимаций тоже невероятно много. Например, Элли регулярно поправляет волосы, во время дождя и снега надевает капюшон, а при взаимодействии с веревкой или кабелем наматывает его на руку. Похожие мелочи регулярно замечаешь при прохождении, и они отлично работают на погружение наряду с диалогами и запредельной детализацией локаций.
Возвращаясь к сражениям, хочется отметить их концепцию. Обычно приходится драться против десятка недругов на ограниченной по размерам локации. Если речь о зараженных, то их зачастую меньше – пять или шесть. Иногда на уровнях присутствуют уникальные условия, например, драка при преследовании или возможность натравить зараженных на солдат. Но что самое важное, сражения всегда проходят по уникальным сценариям. Благодаря сочетаниям разных типов местности, противников и доступной главной героине амуниции, две одинаковые стычки в The Last of Us Part II не встретишь. А чтобы игроки не сильно уставали от сражений, их разбавляют этапами с исследованием, простеньким платформингом и головоломками. Последние обычно заключаются в том, что нужно найти способ пройти в следующую локацию – подключить генератор, найти код, передвинуть к стенке мусорный контейнер, лестницу перенести и так далее. В качестве небольшого отступления скажем, что во второй половине прохождения правила игры меняются. Появляется другое оружие, иные задачки и новая амуниция, а подача лора делает резкий разворот.
Элли здесь не одна, просто остальные скрыты через фоторежим.
Теперь осталось только упомянуть графику и звук – бесспорные плюсы The Last of Us Part II. Проект можно смело назвать одним из самых технологичных на этом поколении консолей. Общий дизайн, глобальное освещение, отражения на поверхностях, тени – все это в совокупности делает картинку невероятно сочной и красивой. Дополняют приятные впечатления визуальные эффекты, например, снежная буря или колышущаяся от ветра трава. Плюс ко всему стилистика выверена даже лучше, чем в первой части и отлично передает гнетущее настроение постапокалипсиса. Саундтрек тоже достоин наивысших похвал, так как он великолепно подчеркивает происходящие события и задает нужный настрой. В драматические моменты нежные мелодии способствуют накалу страстей, во время погоней воспроизводятся бодрящие композиции, а при путешествии опустевшими и мрачными домами – напряженный эмбиент.
The Last of Us Part II – это хорошая, безумно дорогая и проработанная до мелочей игра. В ней огромное количество положительных моментов – от антуража и детализации местности, до постановочных сцен, динамичных сражений и сюжета во флешбеках. Вот только идеальной, заслуживающей высочайшего балла, назвать ее при всем желании не получается. Сюжет получился спорным, причем местами настолько, что на все остальные преимущества хочется закрыть глаза. После середины играть становится, скажем так, некомфортно и возникает желание забросить прохождение. Повествование порой проседает, а свежих геймплейных механик не сказать, что много. Не хватает уникального оружия и каких-то более интересных головоломок. И все же при всей своей неровности, положительных моментов, особенно маленьких, в The Last of Us Part II значительно больше, чем отрицательных.