Если разговор заходит о «независимых» проектах, кто-нибудь обязательно вспомнит и о свободе творчества. Конечно, ведь стоит только избавиться от издательского надзора, как получаешь ничем не сдерживаемую возможность да хоть перевернуть всё с ног на голову – создавая что-то новое, экспериментируя с уже изученным или даже откровенно забавляясь. То, насколько сильно инди-разработка отступит от канонов, определяется лишь смелостью её создателей, и если одни из них ударяются в поиск новых жанров и механик, то другие концентрируются на передаваемых их игрой переживаниях и эмоциях.
Superbrothers можно смело причислить ко второй категории. Не пытаясь привнести что-либо в управление или, скажем, способы решения загадок, стержнем проекта она выбрала именно атмосферу… и первым из поставленных на её поддержание приёмов идёт сам способ подачи истории. Отлично играя на контрастах, четырёхчасовой рассказ о безымянной героине изобилует как эпичными, так и бытовыми мотивами, присущие ему высокопарные фразы перемежаются повседневным стилем речи и даже сленгом, а сражение с трёхглазым волком или угрожающим всеобщему благу духом-Гоголитом сменяется рассуждениями о читерах, изучением твитов или походом на лесной рок-концерт. Пока же вполне серьёзные понятия «Тайны треугольной рощи» или «Печального предназначения» уступают место комментариям о «никчёмных овцах» и «ненавистной радуге», история может и вовсе взять паузу. Тогда на сцену выходит представитель изучающей самого игрока Организации, который, аки психотерапевт, проанализирует последние события, подбодрит, похвалит или посоветует сделать перерыв. И ведь, казалось бы, такой пёстрой смеси уготована только одна роль – банального театра абсурда – но не тут-то было, ведь Sword & Sworcery обладает просто удивительной способностью, кхм, входить в доверие. Как бы радикально не переменялся ход здешних событий, уже через мгновение они заполоняют всё внимание и кажутся чем-то вполне естественным и логичным… в определённых рамках, конечно. Как результат, игра предстаёт не хаосом несогласуемого, но изменчивым и постоянно удивляющим, а также обезоруживающе таинственным приключением, недосказанность которого не только не раздражает, но заставляет увлечённо продвигаться вперёд.
Не в последнюю очередь сей эффект подкрепляется музыкой. Да что там, музыка – это сердце всего проекта, и так же, как классические произведения позволяют вообразить самые сложные и комплексные картины, так аудио-сопровождение Superbrothers становится центральной чертой любого события. Умиротворение пейзажей, напряжение боя, неуловимое ощущение глубины и комплексности происходящего – в здешней музыке сокрыто всё, что только можно пожелать, и в большинстве своём магия Sword & Sworcery сконцентрирована как раз таки в звуковой составляющей. Дополняется же она просто удивительной, но постигающейся строго в динамике красотой окружения: пасторальные картины практически нетронутой природы и умиляющие своей подробностью движения персонажей не только примечательны сами по себе, но и (сама суть пиксель-арта) оставляют огромный простор для «додумывания», личного творчества. Как результат, быстро и без видимых усилий проект лишь ещё прочнее укрепляется на позиции полноценного произведения искусства, и, честно говоря, высмеивать идею серьёзного его обсуждения может лишь тот, кто совершенно не знаком с игрой.
Придя на ПК с портативных устройств, Superbrothers не кажется чем-то ущербным и низким, адаптированным под большие платформы ради одного только факта портирования. Техническая сторона вопроса, касающаяся особенностей управления и, в общем-то, прохождения, опущена не случайно: даже если местные немногочисленные и примитивные (сводящиеся к трём типам взаимодействия с активными зонами локации), но решительно ненаглядные задачки поставят в тупик, от использования прохождений игра не потеряет ни капли шарма. В конце-то концов, она не про решение головоломок, но про сопутствующие им приключения и переживания. Удачный ли это эксперимент? Просто замечательный! И, рано или поздно, незнакомство с ним наверняка станет буквально зазорным.