«Всему виною деньги, деньги –
Все зло от них, мне б век их не видать!»
Из песни к м/ф «Остров сокровищ»
Основатель студии-разработчика Mohawk Games и создатель экономической стратегии Offworld Trading Company Сорен Джонсон далеко не новичок в игровой индустрии. Это он работал геймдизайнером Civilization IV. После реформ в Firaxis он решил пойти своим путем и выпустил свое первое детище.
Впрочем, несмотря на то, что студия Mohawk Games – новичок на рынке разработки компьютерных игр, издателями Offworld Trading Company выступает куда более интересная и опытная компания Stardock. Эти ребята изрядно поднаторели в создании стратегий – их перу принадлежит сериал Galactic Civilizations, Sins of a Solar Empire, несколько игр, посвященных войнам магов, и парочка бизнес-симуляторов.
Одним словом, когда профессионалы находят друг друга, все эти пошлые поговорки про «первый блин комом» отправляются на свалку истории. Потому что талантливым людям, как правило, остается просто полировать шероховатости в своих продуктах, а не пытаться стереть малейшее упоминание о них из Интернета.
Имел Бобби хобби – он деньги любил.
Дамы и господа! Сейчас вы услышите трагическую и поучительную историю о мальчике Монте Кристо Бобби, который любил деньги. Чтобы заработать побольше денег, он устроился в крупную корпорацию и полетел на Марс. И там без сна и еды начал работать в поте лица. И ладно бы он просто перекладывал в офисе бумажки или стучал киркой в безвоздушном пространстве открытого карьера. Нет, вместо честного труда стал мальчик Бобби заниматься биржевыми махинациями, агрессивными поглощениями, начал играть на аукционах, связался с пиратами и хакерами, ввязался в незаконные манипуляции с ценами на товары. И как-то незаметно стал наш герой отпетым мошенником и прожженным плутом. Он скопил целый пуд денег, акций, патентов, векселей и других ценных бумаг, попутно став причиной суицида множества богачей, и даже разок вызвал массовую безработицу. И вот, в двух шагах от груды сказочных богатств, мальчик Бобби с удивлением обнаружил, что его долг в банке составляет больше миллиона, а акции его компании все чаще используют в качестве туалетной бумаги. Тотчас же на пороге возник ушлый конкурент с чемоданом денег и уведомлением о его, мальчика Бобби, увольнении, на котором было приписано обидное «Бог подаст!».
Каких-то десять часов игры, и начинаешь понимать, что все это значит.
Offworld Trading Company – экономическая стратегия с элементами немецкой школы. «Немецкая школа», напомним, это построение в игре длинных производственных цепочек – добываем в шахтах сырую руду, отправляем ее в литейный цех, откуда уже выходят слитки стали. Сталь, в свою очередь, отправляют кузнецу, который делает из нее мечи для вооружения своих войск. Однако на Марсе вместо привычных батальонов и танковых звеньев война ведется при помощи биржевых котировок, скупки акций и агрессивного поглощения. Что, вы не знаете, что такое «агрессивное поглощение»? Еще узнаете, ведь, как оказывается, «война денег» может быть куда интереснее и жестче, чем битвы на поле брани.
Залезете в кредиты – получите «мусорный рейтинг», и вашу корпорацию купят на сдачу с банки пива.Вы начинаете в роли одного из руководителей маленького регионального подразделения. Прежде чем начнется, собственно, финансовая битва, вам предлагается изучить карту на предмет воды и полезных ископаемых при помощи сканнера. На этом этапе пользователь уже должен составить для себя примерную стратегию «сражения». Ресурсов много, но все их освоить не получится – колониальное правительство Марса выдает корпорациям строго определенное количество заявок каждый раз, как те улучшают свой штаб. Поэтому охватить все невозможно – придется концентрироваться на чем-то одном. Можно, например, качать из-под поверхности планеты воду, отправлять ее на фермы и торговать продуктами. Можно отправлять ту же воду на заводы, где ее разберут на кислород и водородное топливо, и торговать сразу этими двумя товарами. Можно продавать сырые ресурсы, можно – строительную сталь. Наиболее дальновидные корпоративные менеджеры как можно быстрее налаживают производство высокотехнологичных товаров, наподобие микросхем или химикатов, незаменимых для научного прогресса, и гребут бабло лопатой. А самые мудрые отправляют все свои товары при помощи космопорта на Землю или в астероидные колонии, где марсианская экзотика стоит совсем уж безумных денег.
Здесь пенни, там шиллинг, а где-нибудь – фунт.
Довольно быстро любой корпоративной крысе придется столкнуться с местной спецификой. Так, в Offworld Trading Company предусмотрено два бюджета – дебет и кредит. Кредит – это все траты, дебет, соответственно, все доходы. Наиболее разумное решение, конечно же, держать траты на минимуме, или хотя бы ниже, чем доходы. Однако поборники такой стратегии быстро останутся далеко позади, потому как рывок, скорость, первенство и инновации – это именно то, что отличает хорошего бизнесмена от бездарного торгаша. Да, здесь можно работать строго в плюс, не прикасаясь к заемным деньгам, но к тому времени как вы улучшите свой штаб, ваши конкуренты уже будут активно торговать с другими планетами, скупая ваши акции. У каждой корпорации в игре существует свой пакет акций. Они делятся на мажоритарные и миноритарные. Пока мажоритарный пакет в ваших руках, можно быть более или менее спокойным – конкурентам компанию у вас не отнять. Соответственно, чем больше собственных акций в распоряжении, тем выше их стоимость, и тем надежнее вы защищены от хищных конкурентов. Для того чтобы перевести под свой контроль компанию конкурента, вам придется сначала скупить все миноритарные пакеты его акций, а затем осуществить пресловутое «агрессивное поглощение» – одним «залпом» купить мажоритарный пакет. Звучит сложно? На деле все гораздо проще.
Бизнес-климат напрямую влияет на развитие колонии.
Стоимость любых акций в игре определяется положением вещей в корпорации – помимо финансового баланса на их цену влияет количество патентов, разрабатываемые ресурсы и доля на рынке. Допустим, никто кроме вас на карте не производит сталь, жизненно важную для возведения построек. В начале игры это существенно повысит стоимость ваших ценных бумаг, а в конце, когда все стройки уже завершены – перестанет влиять на цену акций. То же можно сказать и про химикаты, важные для исследований, и многие другие ресурсы.
Всю власть корпорациям!Конечная цель любой партии – стать самой важной корпорацией в регионе, скупив конкурентов. Для этого годятся любые средства. Например, монополизация производства тех или иных ресурсов: держите всех на голодном пайке, изредка выбрасывая на рынок продукты по сверхвысоким ценам. Наоборот, обвалите рынок, приносящий прибыль конкуренту. Запачкайте свои лапки, наняв пиратов, которые будут перехватывать продукцию врага. Тупо повзрывайте шахты или энергостанции противника. Заплатите профсоюзам, которые временно переведут здания противника под ваш контроль. Интеллектуалы могут начать «игру на повышение» – скупая партии товаров, задрать на них цены до небес, после чего начать потихоньку продавать продукцию по уже новой, космической стоимости. Одним словом, за ваш счет любой каприз.
Делай деньги, а остальное все дребедень.
Корпорации, представленные в игре, не слишком отличаются друг от друга, и характерны, скорее, определенными бонусами, нежели стилем игры. Например, Scavenger строят свои здания, не используя довольно дорогую сталь, и первыми узнают о грядущих колебаниях рынка. Robotic не использует еду и стекло. Expansive получает на одну заявку больше за каждый уровень штаб-квартиры. Кроме того, их грузовички летают в два раза быстрее. Наконец, ученые из Scientific не нуждаются в зданиях-добытчиках – вместо шахты и завода они могут сразу строить завод на месторождении ресурса, что очень полезно для получения высокотехнологичных товаров и экономии заявок. Соответственно, выбирая корпорацию по своему вкусу, сразу приходится продумывать и стратегию.
Offworld Trading Company предлагает десятки и сотни путей к победе.Сетевой режим в игре присутствует, и, несмотря на то, что ИИ довольно умен, подлинное удовольствие получаешь именно от игры с человеком. Ситуации, когда «ты обвалил мой рынок, я – твой, сидим в кредитах как два барана» случаются с завидным постоянством и приносят массу веселья. С другой стороны, искусственный интеллект тоже регулярно становится причиной холодного пота, стекающего по спине. Несмотря на наличие в игре управляемой паузы, компьютер умеет строить далеко идущие планы, не всегда очевидные человеку, и пока вы будете возиться с налаживанием быта, он возьмется за скупку ваших акций.
...и вот когда вы в двух шагах от груды сказочных богатств.
Технически игра выполнена довольно неплохо, хотя, конечно, от такой серьезной темы хотелось бы и серьезного графического стиля, а не полумультяшного исполнения. С другой стороны игра великолепно оптимизирована и отлично работает даже на самых слабых компьютерах. Музыка довольно невыразительна, но совершенно не отвлекает от партии. Критиковать Offworld Trading Company можно разве что за отсутствие по-настоящему длинных «немецких» производственных цепочек. Кроме того, в игре про корпоративных олигархов хотелось бы увидеть и «политическую» часть – большие деньги, как известно, дают большое влияние на народных избранников и принимаемые ими законы. Будем надеяться, что в будущих DLC разработчики заполнят этот важный пробел.
Offworld Trading Company не просто хорошая игра «про деньги». Помимо увлекательного игрового процесса она простыми словами объясняет довольно сложные экономические вещи. Отлаженная механика и сотни возможностей позволяют получать настоящий восторг от покупки акций и роста виртуальной суммы на виртуальном счету. Остается надеяться, что Mohawk Games не будут почивать на лаврах и подарят нам еще множество подобных проектов.