Когда индустрия становится на ровные рельсы типовых решений и самоцитирования, привлекая внимание пользователя отработанными маркетинговыми ходами и стилистическими приемами, нарушить такой ход течения событий может лишь абсолютно сторонний проект. Проект, не старающийся соперничать с играми крупных студий. Проект, предлагающий оригинальный сплав нескольких жанров. Проект, одновременно простой и сложный, новый и давно знакомый.
Именно таким проектом в 2009 году стала игра Might and Magic: Clash of Heroes, разработанная студией Capibara Games для платформы Nintendo DS. Благодаря теплому приему игровой общественности и высоким оценкам критиков, в скором времени Битвы Героев разверзлись на Playstation 3 и Xbox 360, и, наконец, два года спустя появления, посетили электронные вычислительные машины, изрядно прибавив по пути в графическом плане. Так что же за заклинание прочитали мастера из Капибары, благодаря которому ПК пользователи проводят по 25 часов за кампанией игры, ориентированной на Nintendo DS?
Студия, ставшая тезкой самого большого грызуна на планете, расположилась в Канаде, в небезызвестном городе Торонто. Приоритетом для компании, основанной в 2003 году членами International Game Developers Association, служат мобильные платформы, среди которых значится и iPod. Благодаря Might and Magic: Clash of Heroes компания снискала всемирную известность, получив за проект достаточно высокие оценки критиков и 4 премии «лучшая игра года Nintendo DS 2009». Интересно, что талисманом студии служит некий Хэнк Хадсон (Hank Hudson), которого можно найти в большинстве её игр.
Проект представляет собой тактическую ролевую игру, действие которой происходит во вселенной Might and Magic, за сорок лет до событий Heroes V. Игроку предстоит сражаться со злом на протяжении пяти сюжетных кампаний, представляющих возможность выступить в роли полководца эльфийской, имперской, нежетийской, демонической и магической армии. Разумеется, такой набор рас вряд ли удивит пользователя, искушенного вселенной Меча и Магии, да и для людей, не знакомых с миром известной франшизы, не будет диковинным. Не мудрствуя лукаво, авторы остановили свой выбор на каноничных народах, и не прогадали: ориентируясь на казуальную публику, необходимо соблюдать простоту. И это соблюдение заметно во всех дизайнерских решениях, будь то цветовая гамма, графический стиль или расстановка пунктов меню. Последних, к слову, достигнут предельно допустимый минимум, что не может не радовать, а вот на внешнем виде проекта следует остановиться подробнее.
На глобальной карте HUD ничем отвлечь игрока не сможет.
Графически игра отсылает пользователя во времена больших деревьев, а если конкретней – к монополии двухмерных проектов. Все повествование сродни мультфильму из страны восходящего солнца: улыбчивые аниме персонажи, нарочитая бедность кадров анимации и сугубо японская динамика событий не многозначно указывают на источники вдохновения художников. Восточным духом здесь пропитан буквально каждый куст, каждый камень, каждая капля прорисованных вручную задних планов, по которым протагонистам предстоит прокладывать путь к победе. Путь этот схож с геймплеем классических Героев и представляет собой хождение по карте в поисках битв, артефактов и ресурсов, с той лишь разницей, что кампания Clash of Heroes статична и ожидает действий со стороны игрока, соперники же просто стоят на месте в предвкушении урока вежливости. А вот ход этого урока и есть та причина, благодаря которой проект так интересен широкой аудитории.
Владельцем такого милого личика соперник будет наказан. Жестоко наказан.
Логическая головоломка, боевая часть напоминает Columns на шахматной доске. Разноцветные войска, собранные в группировки одного цвета, превращаются в оборонительные укрепления или атакующую команду, в случае горизонтального или вертикального формирования соответственно. Готовый к атаке отряд наносит удар по армии соперника через определенное время, зависящее от типа войск. Разбавляют плотные редуты одноклеточных существ элитные юниты, занимающие по две или четыре клетки. Для зарядки последних потребуется участие аж четырех одноцветных помощников, но урон, наносимый такими здоровяками, не оставляет сомнений в необходимости их участия в битве. В первую очередь урон этот, как и любой другой, приходится на головы подчиненных вражеского героя, а в случае отсутствия или слабости оных – непосредственно по сопернику.
Columns. Разработанная в 1989 году, продолжательница дела Тетриса предложила игровой процесс, отличный от своего прародителя. Теперь в стакан падали лишь прямоугольники, состоящие из трех клеток разного цвета. Цвета эти можно было менять местами, а целью полета каждого прямоугольника в стакан было формирование одноцветной линии, будь то вертикальной, горизонтальной, или диагональной. После своего первого визита на приставку Sega, клоны Columns не заставили долго ждать, и подобные проекты распространились на всех известных в то время приставках.
Спектр цветов армий ограничивается тремя экземплярами, что не без причины приводит к довольной ухмылке на лицах любителей комбинаторики - количество доступных ходов действительно заставляет напрячь извилины. Кроме развития самого героя, получая опыт в битвах, улучшаются как рядовые бойцы, так и элитные, что также составляет львиную долю интереса игры. Часто битвы представляют собой не просто внеочередное урегулирование вопросов путем отвешивания отеческих лещей супостату, а выполнение какой-либо задачи на поле боя, как то одновременная атака двух флангов или сбрасывание старых женщин в обрыв.
Демоническая бойня в разгаре. Буквально.
Сюжетная часть слишком хороша для проекта, что пришел на ПК с Nintendo DS. Тривиальная завязка оборачивается событиями нешуточной по меркам мобильного устройства эпичности. Повествование ловко переходит от одной кампании к другой, а некоторым сюжетным поворотам позавидовали бы даже крупные проекты. Идеалы японской анимации возводят каждого из пяти героев на пьедестал доброты и праведности, оставляя толику негативности лишь боссам уровней. Так, доброй половине мордобоя предшествует «давай-ка немного потренируемся вместе» со стороны оппонента; а кампания за нежить повествует о нелегкой судьбе девушки, некстати склеившей ласты перед очень важными событиями, но заручившейся поддержкой в воскрешении со стороны расчувствовавшихся зомби и скелетов.
Темные катакомбы мертвых: разъяренный призрак, ритуальный убийца,
милый голубошляпый усач...
Общая простота игры контрастирует с подчас нелегкими боевыми головоломками, и заслуживает отдельных слов. Дело в том, что вниманию игрока предоставляется гиперболизированная казуальность, касающаяся всех аспектов игры. Звуки боя сродни мелодичным трелям, диалоги персонажей не далеко ушли от схемы «существительное-подлежащее-сказуемое», пестрые герои младшего школьного возраста управляют пестрой же армией. Этот набор легко способен отпугнуть любителей реализма и брутальности, но как никакой подходит вселенной: в современном мире серьезно воспринимать сказочных драконов и эльфов мира Меча и Магии уже достаточно сложно, но для Clash of Heroes этого и не требуется. Со времен Heroes III, Битвы Героев – единственная стратегия, радующая своей схематичностью и условностью.
Нельзя рекомендовать проект людям, советуя пересилить его графический барьер. Ровно как нельзя говорить о том, что игроку придется преодолеть возможную нелюбовь к традициям восточной анимации. Все эти элементы являются неотъемлемой частью геймплея, и попытки абстрагироваться от них сродни желанию насладится фигурным катанием без коньков. На этом фоне несложно резюмировать, что некоторым пользователям игра придется не по вкусу, но кроме нелюбви к японской анимации аргументы против Clash of Heroes придумывать достаточно сложно. Это действительно очень качественный продукт, за которым любители пошаговых боев и головоломок с интересом проведут не один час.
Оценка: 8.2/10