Украинская студия 4A Games выпустила третью часть Metro, созданную по мотивам произведений писателя Глуховского. Поклонников его творчества наверняка не придется долго убеждать в необходимости купить новую игру, а вот те, кто книги фантаста не жалуют, наверняка еще размышляют о целесообразности покупки, а то и вовсе собираются обойти новинку стороной.
Первые две игры – Metro 2033 и Last Light – хоть изредка и баловали игрока забегами по открытым локациям, основную часть времени заставляли изучать тесные и полузаброшенные коридоры столичной подземки. Новая же часть отошла от модели коридорного шутера, чем значительно смогла разнообразить игровые впечатления и вывести серию на новый уровень.
Главный герой Metro: Exodus Артем продолжает грезить мечтой найти подходящее место для жизни за пределами родного столичного метро, поэтому он не оставляет попыток поймать радиопередачу от других выживших, связаться с ними и покинуть родные «пенаты». Вскоре Артем и его жена Аня случайно раскрывают подробности заговора и выясняют, что радиомолчание обусловлено приказом правительства, в стране есть выжившие, а уровень радиации уже в сотне километров от Москвы позволяет спокойно ходить без спецзащиты, хотя война, кажется, все еще идет. Угнав паровоз, Артем вместе с женой и друзьями из отряда Спарта решают, что глупо возвращаться назад в пыльные столичные катакомбы. Вместо этого соратники отправляются в настоящее путешествие по бескрайним просторам постъядерной России.
Третья часть серии уже в первые часы превращается из обычного коридорного экшна с элементами стелса в настоящий роуд-муви, но, как водится, встречают игру, как и многое другое, «по одежке». Пока сюжет еще не развернулся на полную катушку, волей-неволей бежишь и приглядываешься к местным красотам. Надо сказать, разработчики смогли сделать Exodus очень красивой: все эти текстурки, тени, свет, анимации и многое другое выглядят замечательно даже в версии для обычного Xbox One. А уж что может предложить топовый ПК или приставка с припиской X или PRO – остается только догадываться, там наверняка все должно быть просто отлично! Помимо технической стороны вопроса радует и дизайн уровней: каждая из локаций, будь то очередной заброшенный бункер, церковь сектантов, логово бандитов или радиоактивная лощинка с мутантами, все выглядит очень живо, интересно и буквально манит игрока, требуя исследовать каждую ржавую былинку, заглянуть под каждый куст или влезть в очередной не слишком фонящий радиацией люк...
Вся эта красота очень обманчива, но тщательное исследование мира не только позволяет глубже окунуться в атмосферу постапокалиптической России, но и открывает новые возможности для прохождения. Первые две части Metro хоть и давали игроку шанс пройти все тихо, используя лазейки и потайные подземные коммуникации, все же были и остаются коридорными шутерами, не дававшими как следует разгуляться. Третья часть серии стала гораздо больше, поэтому исследовать каждый сантиметр карты теперь не только интереснее, но и опаснее: патронов меньше, зато мутантов, бандитов и прочих желающих прибарахлиться, а то и просто поживиться человечинкой, заметно прибавилось.
Вариативность исследования мира, которую предлагают разработчики, позволяет проходить игру как угодно: хочешь – ползай по схронам, канализациям и вентиляционным шахтам, экономь патроны и не высовывайся – сэкономишь здоровье, улучшишь карму, никого не убьешь и не будешь нуждаться в боеприпасах, а заодно и научишься драться врукопашную. Сплошные плюсы! Не нравится ползать в грязи и стрематься каждого шороха – нападай первым, жги, стреляй и пользуйся всеми благами цивилизации, точнее, ее останками. Часто в самом прямом смысле.
На трупах, в схронах, а иногда и просто на дороге валяется полезный мусор, из которого Артем умеет мастерить патроны, метательные снаряды и прочие полезные вещи. Все, что нужно – найти подходящий верстак. Там же можно почистить оружие, подлатать снаряжение и модернизировать вооружение с помощью найденных апгрейдов. Их количество и качество порой позволяют не только значительно улучшить характеристики той или иной пушки, но зачастую и вовсе превратить обычный пистолет в подобие снайперской винтовки с глушителем, хорошим прицелом с четырехкратным увеличителем, прикладом и другими приятными мелочами, позволяющими далеко и качественно шмалять по головам незадачливых аборигенов.
Сама необходимость постоянно что-то ремонтировать, считать боеприпасы, беречь фильтры и противогаз, тоже лишь подчеркивают атмосферу Metro: Exodus. Получил пробоину в маске – задохнешься в очередной радиоактивной шахте, и никакие улучшения оружия и бронежилета тебя не спасут. Потратил собранное барахло на дополнительные карманы для бомб и гильзы для дробовика – не обижайся, когда на открытом пространстве по тебе начнут стрелять снайперы. Не запасся патронами и аптечками – готовься к тому, что при первой же схватке тебя сожрут радиоактивные собаки или каннибалы.
Впрочем, игра не заставляет никого бежать вперед сломя голову – тут всегда полно лазеек, позволяющих тихо и мирно проскользнуть мимо врагов и избежать боя. Главное – не шуметь, вовремя снимать ловушки и внимательно следить за врагами. Иногда даже само окружение играет на руку Артему: зачем тратить драгоценные патроны, если можно просто заманить врагов в аномалию или столкнуть их друг с другом?
Стоит отметить, что эти ребята не слишком поумнели со времен предыдущей части, поэтому гасить их втихушку – милое, хоть и несколько утомительное дело. Например, во время прохождения не раз было замечено, что бандиты реагируют на выбитую лампочку, но совершенно спокойно продолжают ходить, если ее осторожно выкрутить из плафона. Впрочем, атакуя, они иногда пытаются взять Артема в кольцо, тихонько подкрадываясь к нему с разных сторон, но выдают себя криками или начинают массово сдаваться в плен, увидев, как главный герой вырубил на их глазах пару-тройку соратников. Приятно. С мутантами же дело обстоит еще проще: демоны и другие старые знакомые тактик не меняли, а к немногочисленным новым «знакомым» пристреливаешься очень быстро.
Но перестрелками и лутом игра не ограничивается. К третьей части Метро обзавелась каким-никаким сюжетом, раскрывающим характеры персонажей, рассказывающим о их взаимоотношениях и даже мечтах. Ну правильно, чем еще заниматься во время долгих поездок по железной дороге, как сидеть в купе или вагоне-ресторане, курить, пить чай, играть на гитаре и грезить о светлом будущем? В этой непринужденной обстановке и происходит знакомство с членами отряда Спарта и прибившимися к ним по дороге гражданскими.
Для того, кто по какой-то причине не читал или не оценил романов серии Метро, это очень важно. К этой категории игроков, кстати, относится и автор обзора, которому в свое время совершенно «не зашли» книги, но очень понравились игры, созданные по этой вселенной. Да, диалоги и переживания персонажей поначалу смотрятся несколько наивно, но по мере развития сюжета повествование обрастает интересными подробностями, новыми персонажами и выглядит все более захватывающим.
Каждый из них обладает собственной маленькой историей, все больше оживляющей происходящее, а случайный полуистлевший дневник, найденный Артемом на очередной радиоактивной пустоши, отлично дополняет общую атмосферу. Вот одинокий ученый-биолог ведет подробную запись о ходе эксперимента и постепенно сходит с ума, тут сохранились записи исследователей, стремящихся изучить мутации рыб, обитающих в местном водохранилище. А вот одинокий инвалид, не имеющий возможности выбраться из дома, пишет предсмертную записку родственнице, незадолго до взрыва отлучившейся в магазин за хлебом. Все эти маленькие детали отлично дополняют безрадостную картину описываемого в игре будущего.
Не хуже прописаны и второстепенные персонажи, то и дело встречающиеся Артему с его командой по пути: полоумные каннибалы, которыми руководит маньяк-доктор, пионерка-переросток, командующая отрядом одичавших жителей детского лагеря, которых война застала прямо на отдыхе, сумасшедший дед, живущий на фонящем болоте, пьющий радиоактивный чай в компании трупов и попугая – все они отлично оживляют игру, умело нагнетая соответствующую атмосферу.
Игра словно живет сама по себе, довольно часто демонстрируя это качество самыми разными способами. Скрежет полуистлевших металлических конструкций, треск аномалий, таинственные шорохи, доносящиеся из темных углов очередного заброшенного бункера, предсмертный крик зазевавшегося сталкера и вой мутантов – все это тоже способствует погружению в игровую вселенную Metro Exodus.
И, если к сюжету и звуковому оформлению серьезных претензий нет, к музыкальной составляющей вопросы имеются. Складывается ощущение, что все персонажи поголовно являются фанатами «русского рока» – они при любой возможности поют набившие не одну оскомину хиты под гитару, кроме того, постоянно существует опасность нарваться на очередную нетленку группы «Кино», вставленную в еще один валяющийся на дороге магнитофон. Тем не менее, неприязнь автора к определенной музыке – его личное дело. Наверняка среди игроков найдутся поклонники жанра, которым музыкальное сопровождение как раз придется по вкусу.
К безусловным минусам можно отнести ряд технических моментов, среди которых больше всего удручают лютые баги, способные намертво повесить игровую консоль в самый неподходящий момент. Например, во время прохождения автор трижды был вынужден начинать главу заново, так как сохранения попросту куда-то исчезли. Несколько раз персонаж просто проваливался глубоко под текстуры и оставался в подвешенном состоянии до перезагрузки консоли – в этом случае тоже нередко приходилось начинать задание с нуля, так как после загрузки последнего сохранения персонаж обнаруживался в том же безвыходном положении, висящим где-то под поверхностью локации.
Наблюдались и проблемы со звуком: однажды дурацкий глюк запустил песню «Перемен» Виктора Цоя и наотрез отказывался ее выключать даже после того, как игрок покинул «музыкальную» локацию и убежал от нее на пару километров. Страдать пришлось до повторной перезагрузки уровня.
Наверняка эти неприятные моменты исчезнут с выпуском ближайшего патча, так что о технической стороне вопроса сильно беспокоиться не стоит. В остальном же Metro: Exodus – добротный атмосферный шутер от первого лица с элементами стелса, неплохим сюжетом и конструктором разнообразных пушек.
Независимо от того, какой стиль прохождения выберет игрок, новая часть Metro сможет порадовать грамотной проработкой геймплея и хорошим балансом. Даже на нормальном уровне сложности игра заставляет думать, прежде чем совершить то или иное действие, поэтому удовольствие от прохождения гарантировано практически каждому любителю стелса и экшена. Понравится проект и тем, кто планирует усилить впечатления от прочтения новой книги – этому поспособствуют обилие сюжетных вставок и вменяемая русская озвучка.