Слепая ненависть и желание мести сыграло с Максом Пейном дурную шутку: он вновь пал жертвой передозировки валькирина. Наркотик с дикой скоростью распространился по венам Нью-Йорка, но теперь он простирал свои ядовитые руки в истерзанную ранами душу бывшего полицейского под прикрытием. В череде страшных галлюцинаций он нашел письмо, пригласившее его на новый горизонт безумия: «Ты в компьютерной игре, Макс», – недвусмысленно заявило послание. Но в далеком 2001-ом году оно не сочло нужным уточнить, что речь идет не о простой игре, но о той, которой суждено стать культовой.
Максимальная боль.
Несмотря на то, что сюжет Max Payne – это сборник кинематографических клише, повествование в конечном продукте получилось очень и очень добротное. Безысходность лезет из всех щелей – впервые рядовому геймеру была предложена настолько глубокая атмосфера всеми брошенного копа. Казалось бы, наркоманы режут любимую жену и годовалую дочь, а связного, обеспечивающего должную работу под прикрытием, застреливают и вешают все обвинения на Макса – штампища чистой воды! Однако остроумные диалоги и монологи вкупе с томным стилем повествования заставляют не то, что верить в них, но как никогда переживать судьбу героя.
Времени в обрез.
Не последнее слово в подаче атмосферы сказали стильные комиксы, коими преисполнена вся история. Персонаж-то карикатурный, и стилистика графической новеллы как нельзя кстати подчеркивает этот факт, превращая Макса в сборник всевозможных метафор и острот. Конечно, львиная их доля осталась за рамками отечественной локализации, так что несведущие в английской мове господа пролетели мимо изрядного объема обреченности. Зато молчаливые и пустые трущобы Нью-Йорка на русский язык переводить не надо, и вместе с хлопьями снега они несут с собой доподлинную безысходность. «Ему нечего терять», – говорит слоган Max Payne, и игровой антураж подтверждает эти слова в каждом пикселе.
Ему нечего терять.Даже дюжину лет спустя игра не вызывает отвращения в визуальном плане, что уж говорить о начале 21 века, когда состоялся релиз Max Payne. Игра произвела настоящий фурор. Реальные объекты фотографировались и превращались в текстуры, а лица виртуального населения научились передавать эмоции. Баснословными бюджетами Remedy в ту пору похвастаться не могла, и разработчики обходились, чем могли. Настолько «чем могли», что в качестве главной физиономии было взято лицо сценариста и дизайнера уровней Сэма Лэйка. Лишний раз сетовать на предмет того, что раньше трава была зеленее, смысла мало. Просто заметим, что по части геймплея Max Payne куда выразительнее подавляющего большинства современных шутеров.
Пламенный привет.
Красота по-американски.
На повестке игрока самый линейный из скриптовых и самый скриптовый из линейных шутер. Но местные коридорные перестрелки выполнены на столь высоком уровне, что их можно смело повторять сразу после прохождения – отторжения они не вызовут. Главная причина – невиданная до сих пор функция замедления времени. Нажал кнопку, и Макс отправляется в полет между пулями, попутно превращая в решето всех плохих парней в комнате. Bullet Time, такое название получила ноу-хау разработка, вывела жанр на принципиально новый уровень. С Max Payne началась новая эпоха шутеров – эра кинематографичных игровых боевиков.
Slow-Mамочки мои, что же делается.Что сильно отличает перестрелки прошлого, так это несравненная с современными играми сложность. Вместо хилых врагов и непрошибаемого главного героя здесь наблюдается диаметрально противоположная ситуация: упитанные бронированные супостаты выступают против героя, который расстается с огромным количеством здоровья, даже словив единственную пулю на самом легком уровне сложности. Игра обладает подстраиваемым под пользователя уровнем сложности, так что часто умирающие в итоге получают меньше повреждений, а неуловимые ловкачи все чаще выхватывают вражеские снаряды. Хорошо хоть обезболивающее (painkiller, еще одна непереводимая игра слов) помогает вернуться Максиму в строй с новыми силами. Поведение нехороших дядь пусть заскриптовано, но выяснить это можно лишь снова и снова перепроходя отдельные сцены. Причем набор скриптов у жуликов настолько богатый, что в прошлом на ум приходили опасения, смогут ли вообще виртуальные болванчики быть умнее в принципе.
Хей-хей, а я ведь Макс Пейн!
Порой процесс превращения преступника в бывшего преступника методом передозировки свинца в организме камера показывает в самых выгодных ракурсах, старательно облетая несчастного по кругу. Прибавить к этому постоянное slow-mo, и не мудрено, что среди неподкованных игроманов начал ходить слух, дескать, разработчики Max Payne шибко вдохновлялись кинолентой Матрица тогда еще братьев Вачовски. Это не так. На самом деле отовсюду торчат уши Джона Ву – именно в гонконгских боевиках Remedy сполна черпала идеи своим огромным идейным черпаком.
Пейн. Макс Пейн.Кроме вагона пасхальных яиц и зашкаливающего количества отсылок ко всему и вся, в Max Payne развивается несколько самостоятельных мини-историй. Включил телевизор, прочитал радио или послушал газету – будь любезен узнать дополнительный сюжет. Благодаря проработке подобных деталей и куется неповторимая атмосфера, а зарекомендовавший себя трюк найдет место и в будущих играх студии.
Когда ухмылка ранит сильнее пули.
Никаких рук не хватило бы команде Remedy, чтобы унести все выданные за Max Payne награды. «Игра года», «Лучший экшен», «Самая красивая графика» – всех не перечислить. Куда важнее, что Максу удалось сказать новое слово в жанре, навсегда изменив облик компьютерных игр. В будущем судьба героя сложится не столь однозначно: он претерпит спорную смену внешности в сиквеле, переживет отвратительнейшую киноадаптацию, расскажет несколько увлекательных историй в фанатских фильмах и вернется в виде лысого героя солнечного боевика в триквеле... А между тем ровесники самого известного виртуального копа под прикрытием в обозримом будущем уже закончат школу. Как это не парадоксально, но очередной шедевр, который ты проходил буквально вчера, стал классикой. Классикой игростроя.