После первых демонстраций Marvel Avengers многие опытные геймеры задались вопросом: для кого эта игра? Любители качественного сюжета вряд ли посмотрят в сторону супергероики. Хардкорных геймеров отпугнет сервисная модель распространения. Может, ставка тогда делалась на детей? Но ведь это не условно-бесплатное творение, которое волен скачать любой владелец консолей и ПК. Его разрабатывали несколько студий во главе с Crystal Dynamics и под надзором издательства Square Enix, и позиционируется игра соответственно – как продукт из категории ААА за $60. Немногие родители захотят отдавать такие деньги за цифровое развлечение, которое может надоесть ребенку через несколько дней. Получается, ставка делалась на людей, которых привлекает гринд. Именно он становится основным занятием в Marvel Avengers после прохождения кампании. Что же, в мире, где существует куча лутер-шутеров, выпускать проект с такой концепцией – рисковая затея. Редакция Gamer-Info изучила игру и готова сказать, не ошиблась ли Square Enix с приоритетами в Marvel Avengers.
Так как прохождение творения Crystal Dynamics и прочих студий начинается с сюжетной кампании, ее и положим первой на хирургический стол. В центре повествования находится Камала Хан, она же Мисс Марвел. Девочку пригласили на всемирный праздник День Мстителей, как финалистку конкурса фанфиков. Во время торжества, организованного в Сан-Франциско, игроков знакомят с супергероями, которые позже станут играбельными персонажами – Тором, Халком, Капитаном Америка, Черной вдовой и Железным человеком. Краткое вступление заканчивается взрывом на мосту Золотые Ворота. Мстители отправились на место происшествия и вступили в драку со злоумышленниками под предводительством Таскмастера. Вот только супергерои не учли, что их попросту отвлекают от главной цели – сверхмощного реактора, установленного на геликарриере «Химера». Сбой в его системе вызвал взрыв вместе с мощной энергетической волной. Последняя накрыла город и превратила часть жителей в мутантов, или как их позже будут называть – нелюдей. Они получили сверхъестественные способности и начали считаться угрозой для общества. Тем временем Мстители понесли серьезнейший репутационный удар. Капитан Америка погиб, а оставшуюся команду было решено распустить.
Белую броню Тони надел не случайно.
Дальше события переносятся на четыре года вперед. В США появилась корпорация AIM, сформированная за счет «Старк Индастриз» и прочих активов Тони Старка. Она выпускает роботов и обещает излечить всех нелюдей, называя их больными. Тем временем Камала Хан продолжает верить в Мстителей. Девушка не винит их в случившемся происшествии, а наоборот – расследует деятельность AIM. В один момент она находит очень важный файл, после чего превращается в угрозу для корпорации. За ней начинается охота, но Камала решает сопротивляться, ведь вследствие катастрофы на Дне Мстителей она получила способности полиморфа, то есть возможность увеличивать размеры своего тела. Главной героине удается уйти от преследования и отправиться искать нелюдей из числа сопротивления.
Дальнейший сюжет посвящен восстановлению команды Мстителей, что происходит во многом благодаря Мисс Марвел, сложностям взаимоотношений между супергероями и борьбе со злодеем Модоком, он же Джордж Тарлтон, руководитель AIM. И это не спойлер, так как личность антагониста раскрывается сразу после вступления. Если говорить о сюжете в целом, то он получился удобоваримым. Игроков ждет типичная комиксовая история с якобы неожиданными поворотами, которые легко предсказываются, и множеством шаблонных, а местами детских диалогов. Моментами их будет ну очень сложно перетравливать, особенно фанатам фильмов Marvel, где такое встречается редко. Главным плюсом повествования можно назвать раскрытие персонажей и драматические моменты. Разработчики старались показать каждого из Мстителей личностью со своими проблемами, предпочтениями и характером. Все они разные, из-за чего между супергероями нередко возникают разногласия. Драма на этом поприще работает лишь отчасти, но для типичной комиксовой истории это уже хорошо. Тем не менее, структурно сюжет выстроен плохо. Детские диалоги – это лишь его первый изъян, а вторым выступает логическая связь между миссиями. Порой объяснения, как герой что-то узнал или куда-то попал, заставляют пробить себе ладонью лоб. Сценаристы словно по-быстрому все сшили белыми нитками под девизом «для фанатов комиксов сойдет». Эти банальности в причинно-следственной связи под конец прохождения начинают сильно бесить. А третий значимый недочет заключается в мотивации злодеев. Сколько же раз в книгах, фильмах, играх и комиксах пользователи видели и слышали типичное «я действую во благо» и «прогресс требует жертв». В Marvel Avengers эти фразы тоже используются, причем банальнейшими методами. Вкупе с остальными минусами упомянутые штампы сильно бьют по восприятию.
Задания в сюжетной кампании обычно разворачиваются на линейных локациях, которые совмещают коридоры для беготни или простенького платформинга и арены, где разворачиваются драки. Сразу стоит отметить, что в отдельных основных квестах разработчики пытались трудиться над постановкой. Местами ощущается разнообразие целей, и есть срежиссированные моменты с полетами, QTE и побегами в условиях надвигающейся угрозы. А в начале кампании даже стелс и мини-игры встречаются. Вот только указанные эпизоды выступают больше исключением, нежели правилом. Да и перечисленные моменты далеко не всегда поражают зрелищностью. Например, стелс выполнен максимально топорно и остается только гадать, зачем его нужно было добавлять. А большинство QTE невозможно провалить, из-за чего ухудшается вовлечение. И это речь идет о лучшей части заданий, которые хотя бы способны заинтересовать и удивить зрелищностью.
А вот остальные 60% сюжетных миссий представляют собой безыдейный набор целей. В список входит беготня к маркеру, сражения, оборона и захват точек, уничтожение трех объектов и простенькое взаимодействие с местными замками для открытия двери. Мало того, что разнообразия недостаточно, так авторы еще и совмещают перечисленные задачи на миссиях. Из-за этого квесты ощущаются полностью одинаковыми. Плюс ко всему они разворачиваются в похожих декорациях, что тоже отражается на восприятии. А теперь финальный аккорд. Почти все дополнительные и кооперативные задания выполнены по такой схеме. Они именуются «операциями» и включают в себя три этапа. Чаще всего это убийство каких-то конкретных противников, захват/оборона точки и уничтожение механизмов или сооружений. Уже после прохождения сюжета, который искусственно растянули за счет таких вот заданий, от них начинает воротить. Так потом еще и альтернативы никакой не предлагают: только гринд по одному сценарию.
Вот за этим столом выбираются миссии и происходит переход из мирной локации на задание.
Для этих квестов разработчики построили более обширные локации и наполнили их побочными активностями. Знаете какими? Спасением пленных, убийством специальных роботов и поисками сундуков. Представить, насколько «интересны» такие занятия, не составит труда. Вообще, массовый гринд – это самая краткая и емкая характеристика Marvel Avengers, что отлично показывает предпоследняя сюжетная миссия. В ней игроку дают поручение добыть части тел разных роботов. Где и как их искать пользователь должен разобраться самостоятельно. Такой ход, естественно, призван растянуть кампанию.
В общем, с заданиями в игре не сложилось, так что пора посмотреть, как обстоят дела с драками. Они выступают главным геймплейным элементом, и во многом именно от сражений зависит, сумеет ли проект Crystal Dynamics хоть чутка заинтересовать пользователей. Всего в игре присутствуют шесть героев, которые уже упоминались выше. В сюжетной кампании они открываются постепенно, а если перейти в «Инициативу Мстителей», то есть кооперативный режим с операциями, то можно будет сразу выбрать любого персонажа. Изначально стоит отметить, что бойцы получились уникальными, хотя базово играются одинаково. Каждый из них имеет легкий и тяжелый удары. Первый складывается в серию из 4-5 выпадов зависимо от героя, где все последующие после начального наносят повышенный урон. Тяжелая атака воспроизводится дольше, но и повреждений вызывает больше. Она расходует ресурс особой шкалы, который также применяется на активацию специальных возможностей. У всех персонажей они разные, например, Мисс Марвел автоматически уклоняется от обычных атак, а Капитан Америка ставит блок и проводит парирование, если вовремя нажать клавишу защиты.
Брюс и Наташа в игре, кстати, не пара.
В арсенал навыков каждого бойца входит и дальняя атака. Урон от нее маленький, но для уничтожения дронов и турелей сгодится. Камни Халка и молот Тора, кстати, самые эффективные на дистанции. Для защиты главные герои используют уклонение, так как возможность ставить блоки и отражать выпады есть не у всех. А главное оружие Мстителей – это три суперприема. Первый, атакующий, позволяет нанести существенный урон. Второй, поддержки, зачастую регенерирует здоровье или восстанавливает особую шкалу, накладывая баффы на себя и союзников. Третий, эпический, действует по-разному зависимо от супергероя. Одних он усиливает на небольшой отрезок времени, что сопровождается сменой формы и анимаций ударов, а у других выступает наиболее сильной атакой. Cуперприемы довольно долго перезаряжаются, и побеждать исключительно за счет них не получится.
Все вышеописанное – это базовые элементы, которые более-менее одинаковые у каждого супергероя. Однако у всех бойцов есть и уникальные особенности. Например, тяжелая атака Железного человека может выступать выстрелом из репульсоров, лазера или ракетницы. Режимы можно менять прямиком в сражении. Тони еще способен летать, и его атаки с высоты действуют немного иначе, чем обычные. Тор тоже может взмывать в воздух, а эпический суперприем бога грома позволяет нанести урон всем врагам в избранной области. А Халк умеет хватать обычных противников и использовать их в качестве дубины. Таких вот особенностей у персонажей хватает, и их изучение действительно доставляет удовольствие.
Камала сильно вырастает, когда использует эпический прием.
Рука об руку с боевой системой шагает комплексная прокачка. Она включает три ветки – основную, суперприемы и мастерство. В первой изучаются разнообразные комбинации и усиленные удары, которые выполняются зажатием клавиши. Здесь же прокачиваются защитные способности и дальняя атака. Основная ветка включает преимущественно активные умения. Категория суперприемов говорит сама за себя – здесь они всячески усиливаются и обзаводятся дополнительными эффектами. А мастерство позволяет сформировать и подчеркнуть стиль боя. Это самая многочисленная ветка прокачки, которая добавляет пассивные характеристики навыкам из основной категории. Как результат, каждому герою можно приобрести более сотни талантов, поэтому с выбором в формировании специализации и заточкой персонажа под конкретные задачи в Marvel Avengers нет проблем. Пользователи, например, вольны прокачивать разные виды урона, которых в игре предостаточно. Стандартный, оглушающий, импульсный, электрический, уменьшающий, и это еще не весь список. Каждый, естественно, имеет свой эффект. Первый бьет напрямую по здоровью, второй выводит врагов из строя и позволяет провести добивание, и так далее.
Противниками в Marvel Avengers выступают преимущественно роботы. Есть и люди, но машины их во всем превосходят. На первый взгляд недруги кажутся разнообразными. Они телепортируются, используют щиты, обладают всяческими атаками, в том числе неблокируемыми и непрерываемыми, летают и накладывают дебаффы с запретом на применение суперприемов. Новые виды недругов появляются на протяжении всего прохождения, что, безусловно, хорошо, но есть в этом аспекте и проблемы. Во-первых, из-за высокой концентрации драк противники приедаются. Во-вторых, преимущественное большинство недругов – это губки для впитывания урона. При сражениях с ними крайне сложно почувствовать себя могучим супергероем. Понятно, что таковы правила beat 'em up, на которые накладываются особенности сервисной модели. Игрок должен ощущать вызов, гриндить и видеть прогресс. Но так как прокачиваются персонажи медленно, нужно готовиться, что первые ощущения от знакомства с ними изменятся нескоро. Как результат, боевая система поначалу увлекает, пока изучаешь Мстителей и их тонкости. Но дальше она приедается и редко радует новыми элементами. В сюжетной кампании это могло бы нивелироваться боссами, но их мало, а хоть какой-то интерес вызывает только финальный. Даже если на первых порах сражения увлекут игрока, то спустя 10-20 часов они превратятся в рутину. А задания с повторяющейся концепцией только усугубляют это ощущение.
Подумаешь, робот по воздуху ходит.
Экипировка, как еще один показатель прогресса в Marvel Avengers, реализована неплохо. У персонажей есть семь ячеек для предметов: четыре под основную амуницию, которая повышает урон и защиту, две под малые артефакты и одна под старший. Последний дает бонус не только персонажу, но и союзникам. Кроме повышения параметров, снаряжение увеличивает мощь – общий показатель, который подытоживает силу персонажа. А еще экипировка имеет разные бонусы, которые зависят от ее качества. Да-да, цветовое деление предметов от обычного до эпического никто не отменял.
Снаряжение выдается за выполненные квесты, добывается из сундуков на локациях или покупается у торговцев фракций – Щ.И.Та и нелюдей. У их представителей берутся ежедневные поручения, за которые начисляются специальные очки. Они повышают ранги фракций и открывают доступ к более качественной амуниции и косметике, представленной обликами для героев. Скины также изредка выдаются после миссий и выбиваются в боевых пропусках. Для стартовых героев они бесплатны, но для будущих будут продаваться по $10 за штуку. Самонадеянно? А вот Square Enix так не кажется.
Теперь несколько слов о реализации кооператива. Как уже говорилось, для него нужно зайти в раздел «Инициатива Мстителей» из главного меню. Игрок просто выбирает операцию и нажимает подбор пользователей. В первые дни после релиза техническая часть совместного режима оставляла желать лучшего. При выборе высокоуровневых заданий Marvel Avengers показывала черный экран, и в ней пропадал весь интерфейс, что заставляло перезапускать игру. Другой важный недочет заключается в невозможности заново зайти в покинутую сессию. Если интернет пропал, то прохождение миссии считайте оконченным. Система исключает пользователя из команды и заменяет его ботом под управлением ИИ. Они ведут себя сносно, хотя моментами не слишком охотно воскрешают бойца и приходится подолгу ждать. Такая реализация кооператива была в For Honor 2017 года, и уже тогда ее активно критиковали. Куда смотрела Crystal Dynamics, неизвестно.
Бонусы от предметов нужно подбирать под свой стиль боя
В остальных аспектах игры с технической частью тоже все не будь здоров. Анимации развевающихся волос получились дерганными, дальность прорисовки низкая, а во время заставок кадровая частота может упасть до 10-15 кадров/с, из-за чего начинается слайд-шоу. Долгие загрузки – это, вообще, постоянный спутник игрока в Marvel Avengers. Графика в целом получилась невзрачной и не запоминающейся, за исключением эффектов. Они своей цветастостью часто мешают ориентироваться в драках, так что их еще нужно постараться забыть. Со звуковым сопровождением аналогичная ситуация – оно выветривается из головы, как только выходишь из игры.
Что же по итогу? А по итогу все невесело. У Marvel Avengers был огромный потенциал, но она получилась скучной игрой с типичным комиксовым сюжетом, наполненным штампами, однообразными заданиями и гриндом ради гринда. При этом в игре мало контента – изучить шесть героев можно быстро, а из-за медленной, хоть и комплексной прогрессии, боевая система приедается. Она начинает тонуть в повторяющихся драках, и спасти от этого могут лишь высокоуровневые экспедиции на боссов. Но для участия в них нужно прокачаться и желательно в составе команды друзей. Вот и получается, что посоветовать Marvel Avengers можно только любителям beat 'em up и супергеройской тематики, да и то в качестве второсортного развлечения на 20-30 часов в лучшем случае. Находиться в игре дольше смогут только лютые поклонники гринда.