Трудно бывает описывать игру, манипулирующую нашими чувствами. Но эмоции, которые она вызывает, очень хочется куда-нибудь выплеснуть. Поэтому я попробую написать обзор на Life is Strange, а уж насколько честным и объективным он получится - решать вам.
Жанр интерактивного кино, изначально представленный такими шедеврами, как Fahrenheit и Heavy Rain, долгое время оставался не слишком востребованным среди большинства игроков. Я сам примерил шкуру Лукаса Кейна только два года назад, а всё благодаря Telltale Games. Эта студия планомерно гнула свою линию, начав в далёком 2006 с более квестового ещё CSI, развиваясь, представляя довольно спорные, но в целом играбельные проекты, и наконец выстрелила с The Walking Dead. Именно эта игра, тут многие согласятся, стала отправной точкой в популяризации и безусловном развитии жанра, а визитную карточку студии - эпизодичность - и вовсе стащили позаимствовали многие, вставляя её в игры к месту и не к месту.
Но хватит петь дифирамбы "Сказочникам", мы тут собрались ради других людей - DONTNOD Entertainment. Французы уже успели неплохо заявить о себе, смело реализовав неизбитую концепцию управления воспоминаниями, и после Remember Me лично я от их следующего проекта ждал чего-то не менее атмосферного и самобытного.
И получил.
Начнём с безусловных плюсов Life is Strange.
Первой в этом списке будет музыка. Без преувеличения, саундтрек игры шикарен. Думаю, каждый, попутешествовавший вместе с Макс, утащил к себе хотя бы одну песню из её плеера. Основная тема игры, звучащая в каждом эпизоде, настолько ненавязчива и вместе с тем настолько заполняет всё пространство вокруг и внутри тебя, что любой посторонний звук кажется не настоящим.
Графика в игре выполнена на очень достойном уровне. Наверняка найдутся сторонники небезызвестного на портале Графа, что будут придираться ко всем шероховатостям картинки: кто-то обвинит игру в излишней мультяшности, кто-то возмутится, что грудь у девочек в старшей школе больно маленькая эмоции на лицах героев прописаны недостаточно хорошо. Да, огрехи есть, но есть они и в Ведьмаке, и ни тут, ни там не мешают играть абсолютно. Даже на моём не самом сильном железе Life is Strange спокойно бегала на лучших настройках, и ветер в волосах и кронах, гоняющий так же и листья по земле, и лучи солнца, и общая картинка и прекрасно проработанные локации - всё это оставило самые лучшие впечатления. Никогда не думал, что скажу это про игру, но - операторская работа так же вызывает восхищение. Когда во время диалога камера берёт какой-то невероятный ракурс, дополняющий эмоции персонажей, хочется оказаться на их месте. И игра с перспективой - навскидку я не смог припомнить, где ещё этот приём настолько здорово и к месту используется.
Геймплей здесь тоже является сильной стороной. Всем, знакомым с произведениями Telltale Games, он интуитивно понятен и, кажется, ничем не может удивить. Однако же незначительные, едва-едва заметные мелочи выводят его на совершенно другой уровень. Есть много интересных моментов, которые используются только один-два раза, и все они, кроме не к месту прикрученного стелса (его, слава богу, мало) вовремя разбавляют основное действие. Нельзя не отметить, конечно же, манипуляции со временем, когда любое своё действие ты можешь переиграть, любое решение поменять, пока ещё не ушёл слишком далеко по сюжету. Но в этом кроется и отрицательная сторона, которую DONTNOD спрятать всё же не удалось. Динамичность повествования серьёзно страдает в тот момент, когда, например, человек ждёт тебя на парковке, а ты бегаешь по кампусу, читаешь каждое объявление и позируешь начинающему художнику. С точки зрения игры, перемещения во времени это оправдывают, но нас ведь не проведёшь: такие моменты порой создают впечатление несерьёзности происходящего, неважности конфликтов, слабой мотивации Макс в их разрешении. Парадоксально то, что это же одновременно является и плюсом (тут меня могут закидать тапками). Геймплей построен таким образом, что тебе ХОЧЕТСЯ читать все эти объявления, сопровождаемые комментариями главной героини, хочется пообщаться с каждым персонажем, хочется залезть в каждый компьютер и узнать все тайны - от подростковых беременностей до чего-то более ужасного. Проблема в том, что последствия наших действий, последствия регулярно подсовываемого выбора местами столь незначительны, что на них не обращаешь внимания. Но нужно быть справедливым: в некоторых моментах действительно хватаешься за голову, понимая, какую ошибку совершил два эпизода назад, или наоборот, хвалишь себя за правильное решение.
Сюжет. Тема перемещений во времени не нова, а уж бабочки вкупе с ними - и вовсе непрекращающийся реверанс в сторону гения Брэдбери. Как бы трудно ни было это признавать, но сейчас, когда первые эмоции схлынули, понимаешь - сюжетом авторы могли распорядиться лучше. Нет, не поймите меня неправильно: сюжет хорош. Есть две пересекающиеся линии, и детективная выполнена здорово - я правда не ожидал, кто окажется садовником главным антагонистом в итоге. Персонажи прописаны круто, тебе действительно становятся интересны их характеры и судьба. Но основной конфликт, на чём всё изначально и было построено, имеет пару существенных дыр. Провисание повествования моментами сказывается, несколько раз у меня возникали мысли вроде "у тебя
, а ты спокойно занимаешься обычными вещами, будто ничего не происходит". Финальный выбор, который предлагают авторы, становится тебе ясен заранее и не является сюрпризом. И то, что выбираешь ты в конце меньшее зло только из двух вариантов, немного разочаровывает, хотя и вписывается в дух игры.
Ну и на сладкое я оставил главный момент. По сути, это квинтессенция всего вышеперечисленного - атмосфера. Нет, не так: АТМОСФЕРА. Не вижу смысла много о ней говорить, - её каждый должен прочувствовать сам. DONTNOD удалось создать свой мир таким, что от него на самом деле не оторваться (а это удаётся далеко-о не всем играм). И каждый раз, когда думаешь выйти из игры в мир реальный, в голове звучит голос Макс: "Нет, мне туда не нужно". Тебе хочется вместе с главными героинями забыть про
, остановить время и просто наслаждаться жизнью в этом странном городке.
Да, Life is Strange могла быть ещё лучше. Да, нам могли дать больше влияния на мир (или вообще дать всего того же самого, но больше!). Да, авторам немного не хватило смелости, чтобы развить сюжет; если бы они, например, сделали одной из реальных полноценных концовок
, пусть и нарушив правила собственного геймплея, то я бы аплодировал стоя.
Но ведь она и так чудо как хороша! В ней полно просто гениальных моментов: например, когда Макс вставила наушники и пошли начальные титры, я уже был готов аплодировать. Я считаю за плюс даже то, что нам так и не объяснили, откуда у Макс взялись сверхспособности - ведь мы же прощаем то же самое всем прочим бабочкам. И этот мир, этот потрясающий мир - за него, кажется, я готов простить DONTNOD абсолютно всё. И теперь, хоть я и не терплю вампирскую тематику, я буду с нетерпением ждать их следующую игру. Если она окажется хотя бы настолько же прекрасной, как эта - а я уверен, что французы и дальше будут совершенствоваться, - я могу вампиров и полюбить. Воистину, странная штука - жизнь...
Итог
Геймплей - 4,7
Графика - 4,5
Музыка - 5,0
Сюжет - 4,4
Общая оценка - 4,6