Kingdom Come Deliverance привлекла всеобщее внимание сразу со старта кампании на Kickstarter в 2014 году. Студия-разработчик Warhorse старательно рисовали игру мечты: детально воссозданный кусок Европы; уникальная реалистичная боевая система; эпичная нелинейная история от Даниэля Вавра – главного создателя Mafia: The City of Lost Heaven. Никаких драконов, никакой магии и мифических рас – только настоящее средневековье с упором на историческую достоверность. Студия даже привлекла к работе исторического консультанта, с которым взаимодействовала на протяжении всей разработки. RPG, о который «все мечтали, но боялись попросить» – как бы избито не звучала данная фраза.
Warhorse достигли цели кампании спустя 36 часов после ее запуска. Финальная сумма в четыре раза превысила ожидания новой студии Вавры. Игра росла в масштабах, превращаясь из смелого инди в многообещающий проект класса ААА. Каждый новый ролик от разработчиков завораживал потрясающей графикой, масштабными баталиями «стенка на стенку» и фразами вроде «Different kind of RPG». Дата релиза сдвигалась несколько раз. За это время даже внешность главного героя успела измениться минимум трижды. И вот, спустя четыре года – встречайте! «Игра мечты» вышла!
Однажды в Богемии…
Мир Kingdom Come Deliverance уютно расположился на 9 квадратных километрах. Согласитесь – это немного, в сравнении с тем же The Witcher III и недавней Assassin’s Creed Origins. Данную территорию игра использует «на полную катушку» – по ходу сюжета мы исследуем ее «вдоль и поперек», но тесно не будет. В игре нас ждут живописные пейзажи восточной Европы той эпохи: небольшие поселения, нетронутые поля, густые леса и извилистые реки.
1403 год, Богемия – территория нынешней Чехии. Не так давно королевство лишилось своего великого правителя Карла IV. В 1378 году на трон вступает его сын – Вацлав IV. Несмотря на то, что отец с детства готовил отпрыска к престолу, Вацлав делам государственным предпочитает праздную жизнь, свободную от забот. Богемия вынуждена терпеть нападки со стороны сводного брата Вацлава, а по совместительству короля Венгрии, Сигизмунда. Узурпатор берет Вацлава в плен и принуждает его отречься от престола, а сам совершает периодические набеги на богемские земли, пытаясь разорить королевство. На фоне таких, мягко говоря, непростых для жителей Богемии обстоятельств и развивается сюжет Kingdom Come Deliverance.
Главный герой подкупает в первую очередь тем, что в нем нет ничего особенного.
Мы отыгрываем роль обычного человека с ничем не примечательной внешностью.
Игра рассказывает историю конкретного человека, поэтому генератора персонажа здесь нет. Герой игры – Индржих (Индро) – сын простого кузнеца. Кстати, в английской версии его именуют более привычно на слух – Генри. Живет Индро обычной размеренной жизнью сельчанина той эпохи: закидывает с друзьями дом «снежками» из навоза, ухлестывает за трактирщицей, помогает отцу на кузнице. Парень не очень-то спешит перенимать отцовское ремесло. Он хочет повидать мир. Жаждет приключений. Говорят, бойся своих желаний: на деревню нападает войско Сигизмунда, вырезает всех жителей и сжигает деревню дотла. Индро становится свидетелем смерти всех, кого он знал и любил. Единственное, что осталось от его прежней жизни – это меч – последний «Опус» отца, да и тот герой потеряет почти сразу. Сын кузнеца вынужден спасаться бегством. Позже, Индро поступает на службу к местному пану, ведомый целью вернуть меч, отомстить за смерть близких и, конечно же, принести мир и порядок на родные земли.
Скалица – родная деревня Индро ДО и ПОСЛЕ нападения.
Не стоит ждать от Deliverance ответов на все вопросы и закрытия всех сюжетных арок. Даниэль Вавра видит проект, как историю в трех актах. Впереди еще два, которые не только расширят сюжет, но и привнесут новые локации.
Kingdom Calling
Warhorse сразу заявили, что их игра будет исключительно от первого лица: «Мы верим, что вид от первого лица наилучшим образом влияет на погружение в этот мир» – сказали разработчики. Индро отнюдь не классический немой протагонист – герой активно общается с окружающими его людьми, а его облик мы постоянно видим в катсценах.
Перемещаемся мы по миру либо пешком, либо верхом. Причем сразу вам никто коня не даст, вы ведь сын кузнеца, забыли? Лошадь можно либо купить, либо украсть. По сюжету также будет возможность получить коня. Кстати, скакуны в игре различаются характеристиками. Есть возможность сравнить «лошадиные силы» и, при желании, обновить свое транспортное средство. Почти сразу будут доступны «быстрые перемещения», которые на деле не такие уж и быстрые – еще один реверанс реализму. Мы наблюдаем на карте, как метка игрока двигается по заданному маршруту. Нудный переход разбавляют разбойники, торговцы и обычные люди, которых можно встретить на пути. В такие моменты игра дает сделать выбор. Например, если вы наткнулись на «романтика с большой дороги», то можно попробовать убежать либо остановиться и принять бой.
Средневековье, такое средневековье.
Главная фича местной боевой системы – это возможность выбора направления удара. Условно данная система представлена в виде пятиконечной звезды, каждая вершина которой соответствует голове и конечностям персонажа. Вы задаете направление правым стиком в промежутках между ударами. Конечно же имеют место обманные маневры. Например, вы можете последовательно наносить удары по корпусу оппонента, а затем резко ударить оппонента в голову. Всего доступно 3 вида ударов: прямой (колющий), боковой (рубящий) и удар ногой. Во время схваток важно следить за уровнем стамины: тот же глухой блок стремительно расходует выносливость и неизбежно пробивается под градом ударов противника. Естественно, это работает и против вашего оппонента. Так выглядит основа, на которую с вашим развитием накладываются различные связки ударов, уклонения, парирования и т.д.
При разработке боевой системы Warhorse анализировали поведение различного оружия при ударах о доспехи. Кстати о вооружении: в Kingdom Come Deliverance большое количество холодного оружия, а также различные вариации луков. Активными могут быть по одному виду холодного и стрелкового. Если захотите переключится с меча на топор, то придется лезть в инвентарь – быстрой смены оружия не предусмотрено, что порой сильно мешает (на консолях). Трудно судить насколько боевая система реалистична. Большую часть времени бои напоминают реконструкцию: удары выглядят топорно, в силу отсутствия навыков у главного героя, а противники в стиле плохих актеров аккуратно ложатся на землю. Не покидает ощущение, что они вот-вот встанут и пойдут пить кофе на перерыве.
Назвать боевую систему доступной «язык не повернется». Бои здесь требуют от игрока полного погружения в процесс, как и все остальные геймплейные элементы. Готовьтесь первое время «отгребать» и больше практикуйтесь. Впрочем, на то она и RPG, что проблемы можно решить словами.
Хардкорная система взлома уже успела наделать шуму. Разработчики обещали принять меры.
Общаться можно практически со всеми людьми. Если персонаж не сюжетный, то реплики стандартные: можно узнать о жизни в данной местности, мнение человека о здешнем правителе и т.д. Почти любому NPC можно предложить помощь и он, скорее всего, в ней не нуждается. Да, такой вот разрыв шаблона от Warhorse! С чего вы вообще взяли, что всем от вас что-то нужно – эти люди вас в первый раз видят. Разве что, вы кому-то задолжали денег – здесь и такое случается.
Диалоговая система аналогична тому, что мы видели у лучших представителей жанра, но с поправкой на местный реализм. Вы можете воздействовать на собеседника, играя на его чувствах. Можете надавить на него своим авторитетом, если, конечно, он у вас есть. А можете действовать и по старинке – угрозами и крепким словцом. Самое интересное, что на отношение людей влияет внешний вид! Причем речь идет не только об одежде, но и о гигиене. Пятна крови необходимо выводить, раны залечивать, да и самому периодически мыться не помешает. Ваш уровень популярности различается от поселения к поселению, в зависимости от ваших действий. Конечно же на исход беседы влияет и уровень вашего красноречия.
Если вдруг с вами все перестали общаться – к вашим услугам местные купальни!
Опытные мыльщицы быстро сделают из вас человека.
В Kingdom Come Deliverance отсутствует древо навыков. Вы развиваете те скилы, которые больше применяете по ходу игры – похожая схема действует в играх TES. Пристаете ко всем со своими вопросами – повышаете навык красноречия, часто бегаете от стражей – повышаете выносливость, от частых сражений повышаются боевые навыки. После достижения определенных пунктов в развитии, каждый навык открывает вам умения на выбор. «Супермена» сделать не получится, система прокачки неплохо сбалансирована. Например, выбирая навык спринтера, вы увеличиваете вашу скорость, но уменьшаете продолжительность бега. Перков достаточно много, но большинство может вам вовсе не пригодиться.
Шел 1403 год, мы выживали как могли.
Kingdom Come Deliverance – игра, которая позволяет немного ослабить хватку вашего внутреннего перфекциониста. Карта мира не перегружена миллионами различных символов, а второстепенные квесты действительно являются второстепенными. Они могут совсем ни к чему не привести, их можно с чистой совестью пропустить. Правда, в таком случае вы рискуете проглядеть довольно интересные ситуации из жизни Индро: какая еще игра вам предложит уйти в отрыв со священником?
Порой разработчики в своем стремлении к реализму уходят в крайность. Например, Индро на старте не умеет читать. Зато получив грамотность, у нас появляется возможность использовать алхимию для приготовления полезных снадобий, зелий, отрав и т.д. Процесс алхимии представляет собой отдельную мини-игру и поверьте, вы вряд ли видели крафтинг, который настолько вовлекает игрока в процесс.
Помимо алхимии, нам доступны и другие занятия. Например, можно промышлять воровством: вы даже встретите своеобразную «гильдию воров». Есть весьма увлекательная вариация игры в кости, похожая на покер из первого Ведьмака. Можно надолго засесть с луком в местных лесах и оттачивать свое мастерство – живности там хватает.
Любителям ночной охоты стоит смотреть в оба. Случайно встретившийся Егерь
легко может принять вас за браконьера, а для верности проверит пожитки.
Успешность любых ваших действий в игре зависит от вашего состояния. Индро нужно высыпаться и хорошо есть, особенно перед важными схватками. От недостатка сна в игре можно умереть. От голода в игре можно умереть. От переедания вы получите красноречивую метку свиньи и тяжесть в движениях. Можно запросто стать зависимым от алкоголя. Можно отравиться. Можно повредить ногу, спрыгнув с большой высоты, что непременно отразится на вашем передвижении.
И будто не зная, чем же еще осложнить жизнь игроку, разработчики нашли решение… В Kingdom Come Deliverance отсутствует система быстрых сохранений. Игра сохраняется либо в определенных точках, завязанных на прогрессе, либо в момент сна. Сохраниться в любой момент времени позволяет спасительный Шнапс. Напиток этот крайне редкий, а носить с собой можно не больше трех бутылок. Скрафтить его тоже не так просто – нужны редкие травы. В сети уже появилась модификация, добавляющая привычную систему сохранений. Логично, что не всем такой «реализм» пришелся по вкусу: на момент написания обзора модификацию скачали более тридцати тысяч раз. Позже и сам Вавра признал, что с этим моментом они переборщили.
Средневековая Богемия в Kingdom Come Deliverance весьма недружелюбна к игроку и одновременно прекрасна. Разработчики ставят знак равенства между слов реализм и сложность, а затем старательно возводят это выражение в Абсолют. Но этот мир хочется прочувствовать. Хочется научиться в нем жить и погрузиться в него с головой. Но как бы нам этого ни хотелось, сейчас получить удовольствие от игры мешают мириады технических проблем.
Первое, чем вам запомнится средневековье – долгие загрузки, оставим это на совести CryEngine – в Prey (2017) было тоже самое. Да, здесь загрузка происходит и перед каждым диалогом, но ничего – и к этому можно привыкнуть. Да, в игре встречаются различные баги – это помимо вылетов и бесноватых ракурсов камеры. Например, вы наступаете в обычную средневековую лужу и проваливаетесь сквозь текстуры. Вы можете намертво застрять в кустах и пожалеть, что решили сократить путь. А еще вы можете купить место для ночлега в корчме, но провести ночь на улице по причине невозможности героя взобраться по лестнице на чердак. Но ведь мелочи, не так ли? Главное, что мир живой и проработанный.
В полной мере насладиться данной сценой мешает оптимизация.
А ведь это далеко не самая масштабная битва в игре.
И все бы ничего, если бы не ужасная оптимизация. Судя по отзывам, сейчас игра лучше всего себя чувствует на Xbox One X. На стандартной PS4 большую часть времени игра выдает разрешение 900p при 30 кадрах, которые в сценах массовых сражений (главное, что подкупало в роликах) падают до 20. В такие моменты даже эта уникальная реалистичная боевая система становится просто неиграбельной. И если внимательно приглядеться к мечам, «реалистично» проходящим в слоу-мо сквозь врагов, то можно заметить, как величественные амбиции разработчиков волнами разбиваются о скалы технических недоработок и банальной нехватки времени.
Kingdom Come Deliverance – это масштабный смелый проект, разработчикам которого просто не хватило времени. Здесь отличные идеи соседствуют с багами и спорными геймдизайнерскими решениями. Впереди нас ждет огромное количество массивных патчей. Не самый лучший старт, но ведь и культовая ныне серия «Ведьмак» когда-то начиналась точно также. С главной целью Warhorse справилась – это действительно самое реалистичное и красивое средневековье, которое мы видели. Не рискнем рекомендовать данную игру каждому – многих игроков местный «реализм» может отпугнуть. Но если вы открыты новому уникальному опыту, имеете в запасе 35+ часов свободного времени, а оптимизация вас не пугает, то новая игра Даниэля Вавра вполне может стать для вас главной RPG последних лет. А свою лучшую форму проект еще обретет… Надеемся, скоро…