Любит американский (да и не только) народ игры про конец света, и то, что будет после него. Оно и понятно – тема будоражащая, а для тех, кто верит в критическое значение 2012 года, и вовсе очень актуальная. А уж какая почва для различных игр жанра survival. Разруха, голод, жажда и болезни, и все это приправлено мутантами и одичавшими людьми, так что помощи ждать неоткуда. Но тематика ядерных войн уже немного поднадоела, и студия Darkworks, позже передавшая разработку Ubisoft Shanghai (в связи со своим закрытием) решила пойти другим путем – рассказать нам о мире после былинных землетрясений и о месте человека в нем. У компании был опыт в создании экшн хорроров с элементами "выживания" вроде Alone in the Dark: The New Nightmare и Cold Fear.
Боевой скалолаз
В неведомо каком году, но явно в наши дни, произошел Апокалипсис. Предыстория I Am Alive не рассказывает о его причинах и не показывает сам процесс. И немудрено, ведь всё действие разворачивается спустя год с того самого События. Да, местные жители называют его с придыханием и трепетом – Событие. Череда невиданных землетрясений обрушила американскую цивилизацию, а возможно и весь мир в полудикое состояние. Вслед за землетрясениями пришли удушающие пылевые штормы, которые убивали всех, кто не мог найти укрытия, а потом, судя по некоторым признакам, цунами или потоп. По стечению обстоятельств, главный герой был на другом конце страны в это время. Его семья осталась в Хэвентоне – стандартном крупном американском городе. Мужик целый год добирался обратно через разрушенные США, и вот, наконец, он приходит в пригород родного города – тут то и начинается игра.
Welcome to Silent... Haventon.
Сразу же нам дают понять, чем придется заниматься большую часть времени в I Am Alive. Лазать по всему подряд. Причины понятны: после таких-то мощных катаклизмов часть строений и даже улиц попросту обрушилась, а часть – невероятным образом исказилась, создавая новые возможности для путешествий по этому безумному трехмерному ландшафту. К счастью, нам не придется выучивать все правила скалолазания, но без некоторых нюансов не обошлось.
У главного героя есть выносливость, и она в этой игре чуть ли не важнее шкалы жизненных сил. Отнимается буквально от всего, начиная от бега и сражений, и заканчивая, естественно, скалолазанием (точнее, чаще всего, стенолазаньем или трубокарабканьем). Не думайте, что у вас получится восполнить её, просто остановившись и повисев на руках. Коварная выносливость будет сгорать и в этом случае, и как только она кончится, у вас останется последний шанс добраться за несколько секунд до ближайшего устойчивого места, или сорваться-таки в пропасть. Но даже если у вас получилось спастись, это финальное усилие не пройдет бесследно. Оно исчерпает вместимость выносливости, и придется что-то съесть, чтобы в следующий раз не свалиться сразу после пары движений. И что, вы думаете, I Am Alive заставит вас попотеть и загружаться раз за разом? Не тут-то было! Прямо во время очередного проползания по стене можно беспрепятственно выпить воды или что-нибудь скушать. Интересно, как герой открывает бутылку, если висит на двух руках?
Чуть позже вы сможете найти альпинистские "питоны" - болты с крюками и тросами, при помощи которых можно немного передохнуть прямо на стене. В общем, если вам хочется хардкора и испытаний, начинайте игру сразу на большой сложности, иначе разочаруетесь, потому что сначала она манит вас конфеткой трудностей, а потом оставляет наедине с массой ресурсов и крюками. Проблем добавляет лишь немного неудобное управление, а точнее склонность главного героя хвататься не за те уступы, или начинать ползать по балке вдоль, когда надо спуститься с неё, например.
Лучше гор могут быть только... трубы.
В I Am Alive помимо падения с высоты вам будет угрожать и та самая пыль. В определенный момент она заполнит все нижние уровни города, и если вы будете разгуливать без маски (которой, впрочем, разжиться удастся не сразу) готовьтесь к тому, что ваша драгоценная выносливость будет медленно, но верно убывать, а потом под откос пойдет и здоровье. Единственный способ спастись от пылевой угрозы – зайти в какое-нибудь здание или забраться повыше, оставив эту гадость внизу.
На этом закончим тему вредной для здоровья окружающей среды, и расскажем о не менее вредных обитателях этого "дивного нового мира". Конечно же, большую часть людей эвакуировали, многие погибли, но остались и те, кто не могли и не хотели уходить. Не все из них скурвились и потеряли человеческий вид, но если вы наткнётесь на таких, выход только один - убивать, пока не убили тебя. Игра прекрасно обходится без мутантов и демонов, потому что тут хватает людей, ведущих себя как монстры. Но битвы происходят в довольно неожиданной манере. Местные гопники чаще всего не бросаются на игрока сразу, а сначала подходят узнать "с какого ты района" - тут-то ближайшего можно внезапно зарубить мачете, а потом как-нибудь разделаться и с остальными. В первую очередь приходится убивать обладателей огнестрельного оружия, оно и понятно, ведь вас могут убить с одного или двух выстрелов. К счастью, если вы сами разжились пулями для пистолета, то на врага также хватит одной пули. Все как в жизни. Внезапно, пистолет можно использовать и как психологическое оружие. Даже если у вас нет патронов, просто наставьте дуло на врага, и он, чаще всего, взмолится о пощаде. В общем, залог победы – думать и решать быстро, и действовать без сомнений, иначе вы погибнете за считанные секунды.
Я жив! А ты скоро не сможешь похвастаться этим.
Пыльное дело
Разработчики I Am Alive хитро подошли к вопросу графики. Вся эта пыль, участвующая в сюжете, позволила им не заморачиваться особо с текстурами окружающего мира. Они действительно пыльные (а порой и мыльные), но раз уж это обусловлено самим местом действия, жаловаться грех. Также вы не особо далеко видите даже на свежем воздухе, а в "пыльном даунтауне" видимость и вовсе снижается до нескольких шагов, что создает эффект первого Сайлент Хилла – становится немного страшнее. Атмосферы добавляет палитра, состоящая из серых и гнетущих тонов и болезненной белесости неба, бесстрастно взирающего на уничтоженный город.
Музыка здесь почти незаметна, и начинает играть громко лишь тогда, когда у героя остается половина шкалы выносливости. Тревожная мелодия становится громче и громче, давая нам понять, что пора что-то делать. Персонажи озвучены вполне себе обычно, я бы даже сказал – средненько.
***
Если разработчики пытались создать хардкорную игру про выживание - у них вряд ли это получилось, потому что на обычном уровне сложности тут и там они разбросали слишком много ресурсов. Хотите действительно побороться с недружелюбной средой? Ставьте сразу высокий уровень сложности – мой вам совет. В игре хватает свежих идей. Геймплей сильно отличается от других survival-проектов, и пусть не все выполнено идеально, но I Am Alive, безусловно, достойна вашего внимания.