GreedFall – новая игра от французской студии Spiders, известной нам по Of Orcs and Men, Bound by Flame, The Technomancer и ряду других проектов. Их новейшее творение – масштабная ролевая игра, что повествует о дипломате Де Сарде, который отправляется на таинственный остров, чтобы помочь своему кузену-наместнику наладить отношения с аборигенами и представителями других государств. На континенте бушует болезнь малихор, от которой пока нет лекарства, но остров Тир Фради, по слухам, полон невиданных ранее растений, среди которых наверняка можно отыскать нужное средство. Кроме того, там же живут дикие племена, хорошо знакомые с местной флорой и фауной. С ними бы тоже хорошо поладить, а заодно и подружиться с остальными колонизаторами, прибывшими с материка.
Итак, его (или ее) светлость Де Сарде, закончив дела на материке, отправляется на остров, готовясь к невероятным приключениям и выполнению своих прямых обязанностей, а игрок, насмотревшись на местные красоты и погуляв по заплеванным улочкам, уже раскатывает губу, предвкушая эпичное приключение с крутой боевкой, качем и тактическими наворотами. Сюжет разворачивается неспешно. На острове полно дел, среди которых можно найти время для собственных исследований и новых знакомств, также тут очень легко нажить врагов, порой даже не покидая центра города.
В первые несколько часов GreedFall упорно нагоняет важности, демонстрируя игроку серьезную проработку множества ролевых аспектов, однако, обжившись на острове и вступив в пару стычек, начинаешь понимать, что здесь что-то не так. И дело даже не в том, что главный герой почему-то подозрительно похож на коренных жителей острова, а стража затевает что-то недоброе. Интриг в игре хватает, поэтому она продолжает удерживать внимание, не давая все бросить, но в процессе изучения огромного острова начинаешь замечать, что сама игра словно доделана лишь наполовину, причем, чем дольше играешь, тем это ощущение становится сильнее. Первые «звоночки» появляются уже в процессе выполнения нескольких заданий.
Чтобы пробраться мимо стражи, персонажам советуют применить зелье скрытности, однако, случайно нажав не ту кнопку, можно обнаружить, что и без зелья даже днем троих чужаков никто не замечает с расстояния пары метров, без каких-либо проблем позволяя вынести из охраняемого здания все, что нам нужно для развития наших дипломатических отношений.
Кажущаяся вариативность при исполнении квестов тоже хромает на обе ноги, попутно не забывая удивлять неожиданными выкрутасами. В прошлый раз мы днем пробрались в двух метрах мимо стражи совершенно легко, но в другой раз нас заметили ночью с расстояния в пару сотен метров, когда мы сидели в кустах и за каменной стеной.
Задание провалено, нужно начинать заново. А давайте переоденемся в моряков, напоим вином со снотворным стражу, они уснут, а мы все сделаем! Нужные тряпки есть, ингредиенты имеются, бутылка вина куплена, но не хватает навыков, чтобы намешать снотворного в вино. И никто на всем острове этого не может сделать! Значит, остается всех убить и продвинуться по сюжету. Забегаем в контору, валим стражу, забираем свое, исчезаем! Удивительно, но отношения с моряками не испортились даже несмотря на то, что бучу видела половина города, а вместе с главным героем на дело ходил один из командированных на сушу капитанов.
Через два часа придет местный рэкет, чтобы убить несчастного торговца? Не спешите, сходите пешком в другой город, спросите, нет ли у них готового лекарства от малихоры, а отморозки пока покурят. Вернетесь – наваляете и им.
– О! Вы посол торгового содружества! Здравствуйте! Очень рады! Вас ждут во дворце. Мы – инквизиторы. А вы веруете?
– Нет.
– Убейте этих еретиков!
Этот замечательный диалог из GreedFall тоже ни на что не влияет, как и большинство других разговоров, знакомств и стычек, хотя о возможных последствиях от действий игрока прямо предупреждают еще в самом начале. Можно плохо повести себя в беседе с аборигенами, после чего их отношение к герою понизится на два пункта, но они также радушно будут принимать у себя протагониста, да и их совместные планы тоже особо не поменяются.
Зачем тогда вся эта напускная вариативность, сложности в отношениях и стелс? Подобные вопросы возникают очень часто, зачастую провоцируя игрока плюнуть на все предосторожности, да и ломануться по прямой проходить даже самые сложные задания. В самом деле, зачем париться, если все равно ничего в итоге не изменится? Чтобы получить новый уровень и прокачать красноречие? Помилуйте! Любой конфликт всегда можно разрулить при помощи пары сотен монет или угроз напарника. Вот вам и дипломатия. Не получилось? Давайте их убьем!
Похоже, пришло время поговорить и о хваленой парнями из Spiders боевке. Герой в совершенстве владеет фехтованием, двуручным холодным и огнестрельным оружием, способен уворачиваться от ударов, делать блоки и отвешивать соперникам увесистые пинки. Все это смотрится весьма неплохо, но на деле тоже начинает довольно быстро утомлять, ведь независимо от тактики, выбранной игроком при очередной стычке, ее исход уже заранее более или менее известен.
Враги прут на расставленные у них на глазах ловушки, смело бросаются на горящие магическим пламенем мечи, не меняют тактик и храбро погибают, оставив после себя гору шмотья, денег, шкур и магических ингредиентов, а заодно позволяя персонажу нехило прокачаться.
Если враг силен, а вы – не очень, используйте активную паузу. Она даст вам возможность разложить по сумочкам зелья, ловушки и прочие нужные в бою вещи. После этого смело снимайте игру с паузы и начинайте жать клавиши: 1,2,3,4, ПКМ! ЛКМ! Все, вы восхитительны, враг повержен, получите очередной навык в соответствующем меню. Никаких тактических наворотов от игры можно даже не ждать, раздать команде поручения из меню активной паузы тоже не получится – игрой этого не предусмотрено.
Теперь, когда вы знаете все тонкости сражений GreedFall при помощи активной паузы и смертельное комбо, настало время сообщить самый крутой боевой прием, способный помочь в любой ситуации. Если вас хотят убить, вы можете просто убежать, оставив ботов отдуваться за троих. В большинстве рядовых стычек работает безотказно. Лут вы все равно соберете после боя, но зато вам не придется горбатиться. Чтобы это работало почаще, нужно всего лишь не забывать экипировать друзей лучшими доспехами и оружием из того, что имеется в инвентаре.
Впрочем, стычки с таинственными существами, которых местные называют Хранителями Леса, выглядят очень эффектно, особенно если поставить уровень сложности повыше. К сожалению, встречаются они не так часто, как хотелось бы, поэтому в большинстве случаев товарищам придется иметь дело с обычными свинособаками, ящерицами и летающими штуками, похожими на гарпий: убил, содрал шкуру, нацедил желчи монстра – иди дальше.
Да, собранные во время путешествий вкусности можно использовать для самостоятельного создания зелий и прочего, но тут в дело снова вступает великое и могучее ЗАЧЕМ. Все то, что можно накрафтить, в избытке продается у местных торговцев, поэтому собранное с павших врагов и зверей зачастую гораздо выгоднее продать, а на вырученные деньги купить тех же зелий и ловушек.
Нет денег на покупку – чаще копайтесь в ящиках, которые стоят в домах или прямо на улицах. Там есть и деньги с патронами, и ловушки, и те же самые зелья. Благодаря разработчикам, щедро раскидавшим такие сундуки на расстоянии десяти метров друг от друга, необходимый запас нужных вещей будет походя собран уже через полчаса даже у Великого Нехочухи.
Иногда ящики закрыты, поэтому нужно качать навык взлома? Зачем?! Просто следует внимательно шариться по соседним ящикам. Вероятно, именно там лежит ключ! Впрочем, в закрытых ящиках тоже редко можно встретить что-то отличное от пары тряпок и склянок, поэтому подумайте несколько раз, стоит ли для этого горбатиться?
Что касается навыков в GreedFall, тут тоже не все так однозначно. Классов персонажей всего три, да и прокачивать можно навыки, характеристики и таланты, но большинство из них второстепенны. Очков же за повышение уровней дают очень мало. Как и в любой другой RPG, качать приходится только самые важные способности, не пытаясь прыгнуть выше головы. Воин с развитыми магическими умениями, навыками взлома и уверенным владением оружием из персонажа получится только при максимальном погружении в игру и безбожном каче. В остальных же случаях сделать воина-мага, например, лучше не пытаться. В итоге ему все равно не хватит умений, чтобы эффектно применить их в бою с какой-нибудь продвинутой болотной тварью. Если уж выбрал воина, то учи его как следует стрелять, ставить ловушки, махать мечом и твердо стоять на ногах – пригодится. Без взлома, ловкости и прочих трюков тут, к сожалению, можно обойтись даже на приличном уровне сложности.
Видимо, решили не заморачиваться и те, кто делал для игры русскую локализацию: опечатки, грубые ошибки, отсутствие важной информации, сообщаемой персонажами в диалогах, и другие прелести ждут вас уже в самом начале приключения. Локализаторы даже не удосужились подогнать перевод под пол персонажей. Автор обзора играл девочкой, которую в половине случаев называли «молодым человеком», «пареньком» и другими обидными для такой красавицы словами.
Серьезных багов в игре нет, но имеется огромное количество мелких косяков, способных превратить в Ад жизнь даже самого дипломатичного игрока на свете. Провалиться в текстуру или застрять на переходе от одной локации на другую никому не пожелаешь, но есть вещи и похуже. Сохрани вас все духи острова от того, чтобы случайно по ходу задания выпотрошить очередной сундук! В нем вполне могут лежать вещи, которые, например, через несколько минут вас попросят найти. Зачем их искать, если они уже найдены?! Вот они! Нееееет, найди, и дело с концом.
Разгильдяйство чувствуется буквально во всем. Если уж даже художникам GreedFall было лень нарисовать несколько разных лиц для горстки торговцев и придумать три разных дворца, стоит ли ругать их коллег по опасному видеоигровому бизнесу? Впрочем, ругать художников мы сильно не будем. Все-таки кое-где они расстарались. Островные пейзажи в игре действительно удались, а каждая локация, если не говорить о городах, совершенно не похожа на предыдущую. Глядя на все это великолепие, невольно задумываешься о том, что и игра-то могла получиться очень хорошей, дожми ее разработчики по всем параметрам. Но нет, видимо, не хватило времени, терпения, навыков, а может это карма студии Spiders.