В последние годы детективные игры стали редким явлением. Кроме Disco Elysium, Return of the Obra Dinn и не слишком удачной The Sinking City вряд ли получится вспомнить какие-то проекты. И это странно, ведь многие пользователи любят перевоплотиться в виртуального следователя и распутывать загадочные дела. Такая печальная тенденция, кстати, продолжится в обозримом будущем. Из более или менее крупных детективных игр в ближайшие годы появятся лишь Sherlock Holmes Chapter One и The Wolf Among Us 2, поэтому фанатам жанра следует присмотреться к творениям независимых разработчиков.
К ним относится Gamedec – изометрическая RPG в антураже киберпанковой Польши XXII века. За ее создание отвечает Anshar Studios, которая собрала деньги на производство своего проекта на Kickstarter. Разработчики хотели выпустить игру еще в 2020-м, но планы изменились. Релиз Gamedec состоится лишь 16 сентября 2021 года, однако редакция Gamer-Info смогла опробовать ее уже сейчас благодаря полученной превью-версии. В тексте ниже мы попытаемся подробно объяснить, что собой представляет творение Anshar Studios, и кому оно может понравиться.
В Gamedec главным героем, простите за тавтологию, выступает геймдек. Так в мире игры называют детективов, которые расследуют преступления в виртуальной среде. Интерактивные развлечения в киберпанковом будущем проекта стали важной частью человеческого быта. Жители проводят в них часы напролет, чем и решили воспользоваться недоброжелатели. Они промышляют в цифровых мирах разбоем, рабством и даже убийствами. А так как в Gamedec люди переносят в видеоигры свое сознание, то и последствия упомянутых преступлений оказываются существенными.
Заренее созданный разработчиками персонаж.
Anshar Studios обещает реализовать в проекте множество аватаров геймдеков со своими особенностями. Однако в пробном варианте персонаж уже был заготовлен – им стала девушка со специализацией Toywomen. Несмотря на то, что разработчики ограничили демоверсию одним заданием, оно позволяет примерно понять, как будут обустроены миссии в игре. Суть квеста – разобраться в гибели некоего Эзры Онаи. Главная героиня договорилась встретиться с ним в реальном мире, но после прибытия в Лоу-Сити – район Варшавы для бедняков – обнаружила лишь труп и полицию. Собственно, с этого момента и начинается расследование.
Так как Gamedec позиционируется настоящей RPG, в первую очередь стоит рассказать о вариативности в проекте. Задание из демоверсии было построено по схеме «кристалла» с делением на два этапа. Сначала пользователь собирает улики в небольшой области на улице, где умер Эзра Онаи. Первым делом нужно расспросить полицию, чтобы разузнать их версии случившегося с жертвой. Они записываются в специальное меню дедукции, куда игроку придется регулярно заглядывать при прохождении. Все дальнейшие зацепки, которые обнаружит пользователь, будут относиться к той или иной версии. Найденные факты, в свою очередь, откроют теории относительно гибели Эзры Онаи. Из них пользователь должен сформировать итоговый вывод, чтобы продвинуться дальше по сюжету.
Вот так выглядит окно внутри каждой версии – слева факты, а справа – теории.
Поиск улик сводится к разговорам с NPC и выполнению определенных действий при взаимодействии с интерактивными точками. В диалогах всегда есть несколько вариантов ответа, и от них зависит, как неигровой персонаж отнесется к геймдеку. Пользователь может легко разозлить собеседника, после чего тот откажется делиться сведениями. Однако ту же информацию, как правило, удается раздобыть иным путем. Редко бывает такое, что из-за неудачного разговора навсегда закрывается доступ к каким-то фактам в одной из версий.
Отдельные варианты действий открываются только при наличии конкретных особенностей, навыков и профессий. Первые зачастую зависят от избранного аватара, а вот вторые и третьи приходят вместе с аспектами – специальными показателями, которые автоматические развиваются при прохождении. Они всецело зависят от того, как именно поступает персонаж в разнообразных ситуациях. Насколько глубокой получилась система аспектов, по демоверсии судить нельзя. То же самое касается глобальной вариативности. Намеки на ее присутствие в Gamedec есть, но сказать наверняка пока невозможно.
Зал, где люди с помощью специальных устройств входят в видеоигры.
Вот так и проходит первый этап: ищем зацепки, пытаемся раздобыть информацию любыми из доступных способов, а потом делаем финальное умозаключение. Правильное оно или нет – неважно, ведь от решения игрока в этом моменте ничего не зависит. В любом случае далее наступит сценка, которой невозможно избежать. То есть Gamedec на мгновение переходит на линейные рельсы, а потом снова предлагает разветвление. Если в этом эпизоде просто согласиться отправиться домой, то задание будет завершено. Но игрок также волен проявить упорство, и тогда ему откроется второй этап задания в баре старого Йета.
После перехода на новую локацию геймдек должен действовать точно так же, как и прежде – добывать улики любыми из возможных способов. Здесь стоит отметить, что часть вариантов действий в демоверсии разработчики намеренно закрыли, и это доставляло дополнительные сложности при прохождении. В финальном варианте таких проблем быть не должно. Единственное отличие второго этапа от первого – присутствие двух банд. Игроку требуется заслужить доверие одной из них, чтобы получить важные зацепки.
Локации выглядят привлекательно, отдают мрачностью, несмотря на обилие света.
А в финале квест с Эзрой Онаи снова радует вариативностью. Разработчики предусмотрели как минимум две концовки, причем довольно логичные. Во время развязки игрокам тоже придется совершать выбор посредством диалога. Здесь, наверное, пора уточнить, что Gamedec своей структурой отсылает к Disco Elysium. В игре нет сражений, а весь геймплей сводится к разговорам, исследованию локаций и операциям в меню дедукции. И это неплохо, если разработчики сумеют предложить много любопытных ситуаций и представить добрый десяток хорошо прописанных персонажей. Но вот сумеют ли? Вопрос пока открытый.
История Эзры Онаи получилась отличной и глубокой, ведь в процессе расследования игроки способны узнать о корпоративных заговорах, киберспорте в мире Gamedec, дружбе, ненависти и зависти. Вести дело и постепенно распутывать гибель парня весьма увлекательно, особенно когда параллельно разворачиваются небольшие драматические истории. Диалоги в проекте написаны неплохо и изобилуют местными терминами. Расшифровывать их на английском довольно муторно, но в финальной версии будет локализация, так что пользователям не стоит беспокоиться. Запоминающихся второстепенных персонажей в рамках задания тоже хватает, хотя полноценно раскрыть их не успевают.
В кодексе записывается информация о мире.
С точки зрения графики, к Gamedec ровно одна претензия – слабые модели персонажей и анимации. Окружение тоже не особо детализировано, но благодаря сочной стилистике и хорошо настроенному освещению этого не замечаешь. Еще хотелось бы увидеть в финальной версии игры функцию поворота камеры, так как ракурсы не всегда получаются удачными. Ну и с музыкальным сопровождением срочно нужно что-то делать. В Gamedec есть ощущение густой киберпанковой атмосферы, однако саундтрек не старается его усилить. Он выступает фоном, на который даже не обращаешь внимания.
В целом после изучения превью-версии Gamedec остаются положительные впечатления. Игра ощущается крепко сбитой разговорной RPG на детективную тематику. Разработчики сформировали неплохую вселенную и заложили фундамент для глобальной вариативности. Теперь остается лишь реализовать в аналогичном формате весь проект, чтобы добиться успеха. Надеемся, у Anshar Studios получится воплотить все амбиции и не споткнуться по пути.