Один день и двенадцать часов в пути сквозь снежную бурю. На подходе к заброшенному городу, ожидаемо богатому ресурсами, я направил караван к пещере неподалеку. На встречу выбежали дети – видимо, так «заботливые» родители близлежащего городка избавились от обузы. Позже я узнаю, что им это не помогло… К сожалению, или к счастью. Но теперь дети – это моя проблема.
Есть варианты. Можно сопроводить детей в лагерь, но тогда вылазка за ресурсами займет в два раза больше времени. Можно лишь указать им маршрут в надежде, что часть из них все-таки доберется до места. Наконец, можно отправить ребятишек по ложному следу, тогда они вряд ли найдут лагерь и очень скоро умрут от холода.
Я не стал провожать детей, но маршрутом поделился. Оправдывая себя естественным отбором, мы с караваном двинулись дальше. Из двадцати детей до лагеря дошло восемь. Frostpunk вынуждает вас принимать отнюдь не самые приятные решения, а потом жить (нет, выживать) с их последствиями. Кстати, ресурсов в городе не оказалось…
Белый хлад
Завязка у игры достаточно проста. В девятнадцатом веке мир поглотила вечная мерзлота. Жители Лондона снаряжают экспедицию на Север с целью найти для себя новый дом. Вы берете на себя роль лидера вновь образовавшегося поселения, в центре которого огромная тепловая пушка. При должном обслуживании генератор согреет всех нуждающихся.
По закону жанра, Frostpunk долго «запрягает», но затем – градус напряжения,
как и температуры в игре, не дает расслабиться.
В начале игры у вас группа из восьмидесяти человек, которых нужно согреть, накормить, да обеспечить крышей над головой. Генератор работает на угле, а для любых построек вам потребуется дерево и металл. По началу не обращаешь внимания на ограниченность ресурсов: прямо на поверхности обильное количество «черного золота», тут и там обломки металлоконструкций, да и древесины достаточно. Так беззаботно проходит день, второй, а на третий ты замечаешь, что материалы заканчиваются и необходимо создавать производство. Для начала можно построить лесопилку по добыче древесины из замерзших деревьев.
Вы постоянно следите за производством, решаете сиюминутные проблемы граждан, перераспределяете ресурсы, которых катастрофически не хватает. В таких условиях ведь нет ничего зазорного в том, чтобы ввести круглосуточную смену? Да и детский труд сквозь белую мглу уже не выглядит таким варварским. А как поступить с умершими? Захоронить с почестями, растрачивая трудовые ресурсы, или скидать всех в одну кучу? На первый взгляд ответ очевиден, но только на первый. Например, при должном развитии медицины, можно заняться пересадкой органов – звучит это может и дико, но позволит сохранить множество жизней.
Бывает, что жители не довольны вашими действиями. Им ведь нужен результат здесь и сейчас. Все хотят тепла и уюта в домах, но никто не хочет работать круглые сутки на лесопилке и угольных шахтах. Всю игру вы балансируете между двумя настроениями в вашем Фростлэнде: надеждой и недовольством. Они отображаются специальными шкалами внизу экрана. Каждый подписанный закон, ущемляющий права жителей, повышает недовольство. И наоборот – каждый ваш маленький успех повышает веру жителей в спасение. Когда недовольство переполнит чашу, будьте готовы к волнениям, сопротивлению и, возможно, перевороту. Поэтому иногда придется идти на поводу у толпы.
А вот и «свежее мясо». Мест, к сожалению, на всех не хватит.
Кому-то придется ночевать снаружи, у генератора.
По сюжету, народ таки доходит до точки кипения. Чтобы восстановить в сердцах надежду, нам предлагают выбрать стратегию управления: дисциплина и контроль или вера и духовное единение. С практической точки зрения разницы между ними нет, отличаются только декорации. Оба варианта предлагают действенные инструменты для работы с обществом, в одном случае за счет пропаганды и контроля большого брата, а в другом – за счет проповедей и обрядов. Но главное, что авторы наглядно показывают, – и то и другое в избытке неизбежно ведет к катастрофе.
Выжить любой ценой
Как водится, сюжет двигают вперед заскриптованные события в мире игры. Вы только более-менее обосновались, а народ уже требует отправиться на поиски отбившихся от основной группы. Для этого вы создаете поисковый маяк для изучения окружающей территории и снаряжаете караван. На маяк начнут сбегаться другие выжившие. Пускать всех подряд – решение неоднозначное. Тут семьдесят человек, двадцать из них больны: у нас мед-палаты и так ломятся от своих, да и лишние рты нам совсем ни к чему. Впрочем, изоляционизм неизбежно приведет к тупику в развитии.
Спустя время вам перестанет хватать имеющейся рабочей силы или начнут иссякать ресурсы, а возможный переход на автоматизированное производство потребует уникальных материалов. Наконец, вам просто станет «тесно»: все игровые механики будут известны, события внутри поселения перестанут сколько-нибудь удивлять, а вот окружающему миру есть чего вам предложить.
Изучать окружающий мир интересно. Никогда не знаешь, что тебя ждет впереди.
В игре можно встретить покинутый лагерь исследователей компании Tesla Manufacturing, инновационные разработки которых не помогли побороть стихию. Можно обнаружить богатую угольную шахту и организовать ежедневные поставки сырья. Можно наткнуться на поселение каннибалов: повезет, если о пристрастиях его жителей вы узнаете до того, как приведете тех в свой городок. Впрочем, с каннибалами вы вольны познакомиться гораздо раньше: есть в игре и такая ветка развития.
Игроки, не знакомые с жанром, могут иметь сложности с познанием Frostpunk. Туториал здесь достаточно подробный, но сама игра вас обучать решительно не хочет. Очень многие аспекты становятся ясны уже после одной-двух слитых партий. Так что будьте готовы к тому, что учиться придется на собственном, порой горьком, опыте. Дополнительных сложностей доставляет интерфейс: когда у вас стоит пара домишек – никаких проблем нет, они начинаются на поздних этапах игры. Исчерпание ресурсов на каком-либо источнике отображается лишь текстовым уведомлением, которое легко пропустить, а при хаотичном размещении объектов – переключаться между ними и контролировать их состояние становится очень сложно. Все это решается, если заранее разбить территорию на зоны в соответствии с видом деятельности, но функция выделения определенных построек явно пошла бы на пользу.
Заветное долгожданное: We made it!
Больше всего вопросов появляется ближе к концу игры. В один момент ваше общество достигнет гармонии, все производство будет налажено, все территории будут успешно изведаны. Что тогда? А ничего. Остается ждать своего часа – больше никаких уникальных и интересных событий игра вам не предложит. Да и сама концовка у 11 bit studios получилась смазанной. Думаешь: вот сейчас разработчики сыграют на контрасте и выдадут что-нибудь очень теплое, пронзающее до глубины души, но увы… Этого нет.
Благодаря удачно переданной атмосфере Frostpunk убеждает игрока мыслить в отрыве от привычных представлений о справедливости, гуманизме и прочем. Новый проект от создателей This War of Mine регулярно подкидывает вам моральные дилеммы, словно уголь в печь прожорливого генератора. Каждую минуту разработчики под разным углом задают вам один и тот же вопрос: на что вы готовы пойти ради выживания? Ответ может вас удивить.
Жаль, что игра быстро заканчивается. Дело тут не в продолжительности: прохождение только основного сценария может занять от получаса до двадцати, – дело в наполнении контентом. Впрочем, разработчикам ничего не мешает в будущем расширить игру по аналогии со своим предыдущим проектом.