Обзор принимает участие в творческом конкурсе
Архив
В 2005 году вышел F.E.A.R. - боевик с элементами хоррора, который прославился благодаря качественной графике, добротной хоррор-составляющей и умным по тем временам ИИ. Сюжет игры повествовал о том, как военная корпорация Армахем, занимающаяся поставками вооружения для армии США, с помощью бесчеловечных экспериментов создала армию клонов под командованием командиров-телепатов. Нераскрытый до конца сюжет и смена разработчика породили несколько дополнений к оригиналу - Extraction Point и Perseus Mandate, которые еще больше запутали историю. После выхода в 2009 году F.E.A.R. 2: Project Origin, многие фанаты первой части вбили последний гвоздь в гроб серии, а первые ролики, посвященные F.E.A.R. 3, и вовсе извели последние надежды на достойное завершение истории Альмы и ее детей. Однако вышедшее 21-го июня сего года окончание трилогии оказалось неожиданно достойным продуктом, который не грех пройти (даже пару раз).
Разработкой F3AR занималась малоизвестная Day 1 Studios, которая до недавнего времени ничем не отличилась, кроме порта первой части F.E.A.R. на консоли. «Отцы» серии – Monolith, выступали в качестве консультантов. Также в разработке принимали участие кинорежиссер Джон Карпентер («Деревня проклятых») и автор комиксов Стив Найлс (30 Days of Night).
Начнем с сюжета
События игры начинаются спустя 9 месяцев по окончании Project Origin - Альма скоро родит 3-го ребенка, а протагонист первой части Оперативник оказывается в руках солдат Армахем. Вырваться из дурдома (где и находился протагонист) помогает его покойный брат Пакстон Феттел. После многих попыток прикончить Поинтмена, такой поступок со стороны телепата-каннибала немного смущает, однако объясняется достаточно просто - и Оперативник, и Пакстон хотят добраться до Альмы, однако Армахем этому всеми силами препятствует. Вдвоем шансы братьев заметно возрастают. Впрочем мотивы их кардинально отличаются – Пакстон стремится быть рядом с матерью в тот момент когда она родит 3-го ребенка и вместе с ней стать свидетелем того апокалипсиса, который нам обещали еще со второй части. Оперативник же стремится отправить мать на вечный покой, при необходимости вместе с 3-им братом (сестрой). Единственным вполне вменяемым персонажем является лишь Джин Сун-Квон, знакомая нам еще по первой части, она общается с Оперативником, предлагает ему новые точки маршрута, Пакстон в свою очередь призывает брата не слушать ее и поступать иным образом. Однако это всего лишь декорации, реально принять то или иное решение игрок не может и все равно придерживается единого маршрута. В игре мы встретимся и с Харланом Уейдом (в воспоминаниях и в концовке) и с протагонистом Project Origin - сержантом Беккетом (а по совместительству отцом будущего ребенка Альмы).
Теперь несколько слов о графике
F.3.A.R. использует движок Despair - собственную разработку Day 1 Studios, доселе замеченную в ее же шутере «Fracture». Нельзя сказать, что графика совсем плоха, но это явно не уровень 2011 года. Свет сделан неплохо, смотрится симпатично, однако замыленные текстуры (да еще, похоже, специально), и средние по качеству эффекты портят картину. Качество локаций находится на достаточном уровне – заметно, что дизайнеры старались и вкладывали всю фантазию в свою работу. При оценке звука можно заметить сильный разброс в качестве - звуки выстрелов местами звучат правдоподобно и «вкусно», а местами действуют на нервы и заставляют предположить, что их записывали где-то в цеху. Звуки окружения показывают хороший уровень качества, правда в ущерб разнообразию (вы поймете, о чем речь, когда будете проходить вторую главу, а главным звуковым сопровождением кроме стрельбы и музыки будет собачий лай). Сама музыка в игре не запоминается, но со своей задачей - созданием атмосферы, более-менее справляется.
Геймплей
Жанр F3AR – fps/survival horror, что подразумевает для игрока перспективу не только распылять NPC на атомы, но еще и пугаться в процессе. Фишка игры в том, что игрок имеет возможность играть за любого из братьев. Кроме того есть режим кооперативного прохождения, в этом случае братья действуют вместе (в одиночном режиме второй брат всегда за кадром и в процессе игры никак не участвует). Играя за Поинтмена мы получаем классический шутер с отличительной чертой F.E.A.R. – замедлением времени. В арсенале имеются пистолет, снайперские и штурмовые винтовки, дробовики, и знакомый еще по первой части пенетратор, позволяющий буквально распинать противников на каждой стенке.
ИИ врагов выглядит достойно - противники вполне могут обойти вас с фланга, кинуть в неподходящий момент гранату под нос, или покинуть неудачное укрытие. Казалось бы, NPC ничему не научились со времен первой части, однако если призадуматься, в шутере от них ничего больше и не нужно.
Тем же, кто выбрал в качестве протагониста Пакстона Феттела, разработчики обещали совершенно новый игровой опыт, благодаря уникальным способностям телепата - Пакстон может вселяться в противников, поднимать их в воздух с помощью телекинеза и расстреливать их сгустками энергии. Иногда способность вселяться в кого не попадя здорово выручает - не нужно обходить решетки и взламывать двери, но это едва ли не единственный плюс. Дело в том, что в теле несчастного NPC мы получаем тот же геймплей что и за Оперативника - пальбу во все что движется, правда без замедления времени. Стрельба сгустками энергии неэффективна, а поднятого в воздух врага нельзя запустить, к примеру, в ближайшую стену или окно, потому большую часть сцен со стрельбой мы проведем на правах квартиранта. Печалит так же то, что под нашим управлением Пакстон моментально забывает, что он невидимый и умеет проходить сквозь стены - притом, что как в прошлых играх серии, так и в роликах F3AR, он подобными трюками не брезгует. Время от времени игроку будут предлагать продолжить путь на мехе - бронированном экзоскелете с тяжёлым вооружением. Сев в такую махину мы получим возможность проламывать стены (правда только там где это задумано разработчиками), и отстреливать солдат Армахем в промышленных масштабах. В конце каждой главы игроку начисляются очки - за стиль прохождения - будь то тактика, дар или агрессия. По мере прохождения очки накапливаются (в кооперативном режиме отдельно для обоих братьев) и в последней главе именно от количества очков будет зависеть концовка (Оперативника или Пакстона).
Несколько слов о horror-составляющей
Фанаты первой части (да и второй наверно) хоррора в том виде, как мы помним, не встретят. Можете смело забыть про гнетущее чувство одиночества, когда прислушиваешься к каждому шороху и реагируешь на дрогнувшую тень от лампы на столе. Давящая атмосфера осталась, но выглядит теперь совершенно иначе - катализатором страха в игре выступает не ужас неизвестности или фатальные явления Альмы, а безумие сошедших с ума жителей Феирпорта. Нас будут пугать килограммами внутренностей, оторванными конечностями солдат и обезумевших жителей, а также росписью безумцев кровью по штукатурке (думаю не ошибусь, если предположу что именно в «настенных рисунках», татуировках сумасшедших выживших, а так же некоторых декорациях проявился вклад Стива Найлса), где изображены беременная Альма, гриб ядерного взрыва и тому подобное. Вторым источником хоррора явится призрак из прошлого братьев, который преследует их.
В завершение хотелось бы сказать, что, не смотря на ощутимое количество недостатков, F.E.A.R. 3 показал себя достойной игрой, которая более-менее изящно смогла поставить точку в истории Альмы и ее детей. После откровенно неудачных роликов, пессимистичных прогнозов и общего отсутствия надежды на реабилитацию серии, Day 1 Studios умудрились создать качественный шутер, который вобрал в себя понемногу от каждой из предыдущих игр. Конечно же, атмосфера далека от первого F.E.A.R., однако в этом есть и свой плюс - нам предоставили новый продукт, а не очередного клона. Касательно сюжета тоже остались загадки - куда делся Холидей? Откуда у Пакстона дыра на лбу (ведь в дополнении Reborn он получил новое тело), да и имя Оперативника мы так и не узнали. Конечно же, у F3AR недостаточно шансов стать шутером года - слишком много конкурентов, да и графика не блещет, но лично я, как и многие фанаты серии, вздохнул с облегчением, что история, наконец-то, завершилась - у кого-то хеппиэндом, у кого-то триумфом Феттела, но подошла к логическому финалу. Выражаю лишь надежду, что в порыве за длинным долларом разработчики не станут вновь тревожить покой Альмы и ее неспокойного семейства.
Оценки игре: