Разработчики студии Media Molecule, подарившей миру серию Little Big Planet и Tearaway, не в первый раз экспериментируют с конструктором. Впервые они добавили возможность создавать уровни в платформер Little Big Planet. Уже тогда получилось неплохо: игроки настолько увлеклись процессом, что начали не просто делать новые уровни и делиться ими онлайн. Многие демонстрировали завидный талант, создавая на базе конструктора собственные игры, например, классическую Contra.
В то время автор, как и сейчас, будучи поклонником классических платформеров от Nintendo, проект не оценил. Игра показалась слишком скучной, легкой, и от того однообразной, хотя и баловала буйством красок, юмором и качественным, но простым игровым процессом. Уже на середине прохождения LBP был благополучно заброшен, да и конструктор уровней особого энтузиазма тоже не вызвал. После этого диск с игрой был убран на полку без малейшего желания к нему возвращаться. Вторую часть постигла та же участь.
Карма настигла вашего покорного слугу около двух недель назад в виде курьера с конвертом, внутри которого оказались те самые «Грезы», о которых сейчас и пойдет речь. Аааа, Dreams! Что-то такое припоминая, автор вставил диск в привод консоли и обновился. В телевизоре приятный сказочный голос какой-то волшебницы предложил расслабиться, начать творить и получать удовольствие. А заодно и писать обзор.
Расслабиться не получилось. Перед глазами замаячило какое-то мохнатое существо, которое в игре называется Чертом, и умеет вселяться в тела имеющихся тут болванчиков, а также выполняет роль целеуказателя. Пройдя небольшой уровень, автор вместе с чертиком получил первое задание, призванное научить игрока ориентироваться в этом непростом трехмерном конструкторе, пользоваться его навороченным инструментарием, а также грамотно расставлять в нем объекты.
Первые уроки дались более или менее легко, но происходящее далее все больше начало вводить в ступор. Сочетания кнопок, навигация и огромное количество разных опций, применимых к каждому объекту, начали невероятно пугать, натурально выбивая из колеи. Призыв на помощь двух хорошисток-пятикласниц помог обнаружить режим с уже готовыми играми, уровнями и творениями, созданными другими пользователями, поэтому следующие несколько дней были бесславно потрачены на прохождение чужих игр и ознакомление с возможностями конструктора в готовом виде. И, поверьте, возможности у «Грез» действительно впечатляющие.
Трехмерный конструктор на первый взгляд представляет собой эдакий «майнкрафт на максималках», который не ограничивает игрока возможностью строить что-то из квадратных кубиков. Грезы гораздо красочнее, разнообразнее и сложнее. Набор элементов для творчества включает в себя не только разного рода предметы вроде камней, стен, растений, дверей, пола и крыш с лестницами. Тут есть развалины древнего храма, первобытные каменные изваяния, вполне современные элементы, готовые украсить самую навороченную квартиру, если хотите, элементы умного дома, и много чего еще!
Для каждой локации можно выбрать собственное освещение, музыкальное сопровождение, настроить каждый элемент, включив его определенным образом в работу, а затем опробовав в деле, запустив сцену, сняв с паузы. Можно отредактировать отдельный элемент, работающий с ошибкой, вновь расставить все, а затем снова включить сцену и удостовериться в том, что оно, наконец, работает! Тут есть даже собственный музыкальный редактор! Так что, если вы не дизайнер уровней, не художник, и ко всему прочему не любите Minecraft, не отчаивайтесь, вам тоже будет, чем себя занять.
Игра позволяет творить сколько угодно и что угодно, не ограничивая свою фантазию абсолютно ничем, и это подкупает. Было бы больше времени и прямых рук, за пару недель можно было бы уже создать что-то более или менее толковое, но, к сожалению, этого не случилось. Твердо, но шепотом дав себе обещание как следует разобраться в нюансах строительного и музыкального редакторов в ближайшие праздничные дни и выходные, автор приступил к написанию обзора, решив не прилагать к материалу большинство своих работ, дабы не позориться. Кто знает, может, из этих недоделок через недельку и удастся соорудить если и не очередной шедевр игровой индустрии, то еще что-нибудь узнаваемое и красивое?
Наверняка получится. Главное – меньше отвлекаться. Впрочем, если очень хочется, то почему бы и нет? Умельцы уже воссоздали на просторах «Грез» замок из Гарри Поттера, полностью рабочую локацию из Fallout 4, играбельный Dead Space, точнейшую копию Super Mario и первого нормального за последние лет двадцать Соника со всеми музыкальными, звуковыми и графическими эффектами, и это еще не все. Даже напрочь лишенному воображения и слуха обзорщику игр, которого не взяли в программисты, вежливо отправив на журфак, конструктор способен доставить массу удовольствия. Сами разработчики не только сделали подборку прикольных игр, но и выбрали лучшее из сделанного пользователями, поэтому всегда можно зайти в соответствующий раздел, подивиться способностям людей, возможностям игры, и порадоваться.
Как и обещал таинственный голос в самом начале, путешествие по стране «Грез» действительно может стать не только увлекательным, но и бесконечным. Людям с творческой «жилкой» игра наверняка покажется очень интересной, став для них бесконечным источником вдохновения и одновременно инструментом, способным реализовать все задумки разом. Даже доступного на старте наполнения с лихвой должно хватить для воплощения самых невероятных фантазий и образов, а если представить, что разработчики не ограничатся стартовым набором, а со временем выпустят еще пару-тройку DLC, «залипнуть» в «Грезах» можно будет очень надолго.
Главное – начинать с простого и внимательно читать инструкции, не пытаясь прыгать выше головы, тогда вся информация будет усваиваться быстрее, а дело – спориться. Не стоит забывать, что тут можно создавать не только миры, но и музыку, образы, картины. Все это делает «Грезы» универсальным инструментом для творчества, который позволит каждому раскрыть свой потенциал в интересующей его сфере искусства.
По началу казалось, что «Грезы» будут сложноваты для детей младше десяти лет, но, к счастью, опасения не оправдались. Уж кто, а ребятишечки отлично справляются, начиная что-то строить и малевать даже без всяких нудных обучающих заданий. Особенно хорошо это получается, если у вас есть контроллеры Move – с ними творить становится еще органичнее. Получается с переменным успехом, но кого это волнует? Уж точно не их.