Анонс Disciples: Liberation многих удивил, и сразу же появилось множество скептиков, утверждающих, что игра провалится. Критики были уверены: это дешевая спекуляция на популярной некогда серии не будет иметь с классикой ничего общего! Вообще, те самые Disciples – это культ, а это вот – всего лишь поделка на коленке.
Разработчики пропустили все это мимо ушей и пообещали 270 разных квестов, тщательно проработанный мир и сюжет, который напрямую зависит от поступков и решений игрока. Давайте посмотрим, что там получилось на самом деле.
Невендаар погрузился во тьму. Раздор и война терзают некогда процветавшие земли. Люди в отчаянии ищут ответов, обращая взоры к небесам, но небеса молчат, как и боги. Само собой, в такие времена по дорогам ходят всякие проходимцы, наемники и убийцы, не брезгующие хорошим гонораром за очередное грязное дельце. Вот и Авианна вместе со своим подельником Орионом решила не отказываться от контракта на убийство местной «шишки» – деньги-то немаленькие! Увы, все пошло наперекосяк, а горе-наемники с трудом смогли нарезать лыжи через портал. Их чудом закинуло в заброшенную цитадель Иллиан, которую они немедля начали обживать. Ну а почему бы и нет? Стены стоят, казармы работают. Ребята тут же сколотили небольшое войско, да и отправились в поход, цель которого – объединиться с ближайшими фракциями, зазвать побольше народу, победить зло, а потом начать жить-поживать.
Известно, что прошлые части серии – это такие пошаговые стратегии, похожие на Heroes of Might and Magic. Есть карта, по которой нужно передвигаться, захватывая города и ресурсы. Один ход – один день. Походил герой, дальше ходит противник из другой фракции. Чем он там занимается – до поры до времени не очень понятно, потому что все скрывает туман войны: большинство карты закрыто черным.
У каждой фракции есть собственная столица и еще несколько крепостей, в которых сидит небольшое, а иногда и наоборот, довольно сильное войско. Герой может заходить в принадлежащий ему город и брать войска с собой, если у него есть свободные слоты. Вражеские города и ресурсы нужно завоевывать и развивать, открывая новые возможности для армии. Еще у каждой фракции есть уникальные юниты.
Сейчас все гораздо проще: цитадель у вас одна, а строить там можно любые казармы для найма бойцов. Еще можно сколотить рынок для покупки наемников и кузницу для прокачки оружия и доспехов – были бы чертежи и ресурсы. От ходов в Liberation тоже отказались, а карты стали заметно меньше. Теперь игровой процесс напоминает скорее King’s Bounty: скачи себе на лошадке, завоевывай шахты, лесопилки и другие полезные источники ресурсов, общайся с персонажами. Последнее тут особенно важно.
Герой может врать, льстить, говорить с собеседником прямо, в некоторых случаях общение может закончиться и вовсе неожиданно. Сексом, например. Последнее, кстати, дико смешно читать. Наверное, у разработчиков просто не хватило денег на красивые кат-сцены или хотя бы арты. Еще в разговоре можно кому-нибудь наврать, а когда тот поверит, добиться своего, после чего кидануть доверчивого дурачка на бабки, здоровье или недвижимость. Словом, вариативность диалогов действительно весьма и весьма впечатляет. Много интересного могут рассказать и компаньоны. Часто именно они помогают двигаться дальше по сюжету, так что лучше всего взять за правило посещение новых друзей в цитадели. Их сложно пропустить – постепенно вы встретите всех, кого нужно.
Старая добрая драка – еще один возможный вариант решения местных проблем. Сражения тут очень похожи на то, что мы видели в третьей части. Гексагональное поле битвы осталось, но добавились тыл и передовая линия. Игрок перед началом схватки может изучить войско, добавив в него нужные юниты, поменять их количество и порядок расположения на поле. На передовую следует выставлять сильных и прокачанных бойцов высокого уровня, способных сражаться врукопашную. Тыл подойдет для тех, кто умеет стрелять из лука, кастовать фаерболы или блевать трупным ядом, например. Да, такие красавцы тоже есть, что не может не радовать.
Так вот, когда на передовой никого не остается, битва заканчивается, а ребят из тыла, видимо, добивают и доедают уже за кадром. Впрочем, менее зрелищными бои от этого не становятся благодаря тактической составляющей. Если войска противника слабее ваших, можно пропустить бой. Для этого в меню перед сражением достаточно нажать кнопку «Завоевание». Эта кнопка тут реально очень к месту, но вот незадача: слабые отряды обычно охраняют шахты, лесопилки, сундуки, внутри которых лежит пара кожаных сапог или еще какая-нибудь фигня. Сюжетные же противники обычно довольно сильны, поэтому пропустить именно их не выйдет!
Деритесь! Ведь из-за постоянных битв игрок качается, как ужаленный, постоянно получая новые очки опыта. С ним раскачиваются и его спутники вместе с войском. Кач – это необходимость, а скучать придется только в самом начале, так как уже спустя каких-то 10-15 часов можно встретить противника, который значительно превосходит игрока и его юнитов по уровню и силе. Впрочем, в большинстве случаев драки проходят более или менее на равных. Спасибо за это равномерной прокачке юнитов, компаньонам Авианны, а также ее магическим умениям и другим качествам. К древу умений, начиная уровня с 13-го, добавится одна из специализаций, которая позволит сделать из персонажа действительно грозную воительницу, волшебницу или боевую ведьму.
Со временем, когда вы окончательно определитесь с классом героини, а также со стилем игры, сражаться будет гораздо легче. Уровня сложности в игре нет, так что все идет таким образом, как задумали разработчики. Рано или поздно вы все равно прокачаетесь и всех победите. Главное – терпение и прокачка, отдохнуть от которых можно при помощи сюжетных и побочных миссии, коих в игре действительно хватает. Стоит отметить, что они довольно разнообразны, поэтому повеселиться при их выполнении у вас обязательно получится. При этом бывают случаи, что в процессе даже не приходится ни с кем биться.
Увы, но выглядит Disciples: Liberation куда хуже, чем играется. Нет, автор ни в коем случае не из тех, кто жить не может без всех этих 8K-текстур и прочих прелестей современности. Более того, на 15-дюймовом дисплее ноутбука игра вполне даже симпатично смотрится, пока не начинаешь вглядываться в отдельные элементы. Особенно расстраивают юниты и персонажи. Да, среди них есть крутые ребята с нормальным дизайном, но все же большинство выглядит весьма посредственно и уныло, особенно при ближайшем рассмотрении.
Немногим лучше обстоят дела с русской озвучкой. Озвучивали, как водится, по бумажке, не видя происходящего на экране. Именно поэтому в русской локализации все реплики звучат, как это сейчас модно говорить, кринжово. Особенно отличились ребята, которые озвучивали паладинов и эльфов. Такое ощущение, что первый актер не знает, кто такие паладины, поэтому озвучил он их соответственно, второй и вовсе перепутал эльфов с гномами.
Зато спасает музыка, которая представляет собой нечто на стыке нео-фолка и эмбиента. Звучит она офигенно! Видно, что игру делали не на огромные деньжищи, которые сами падали на разработчиков с неба. Disciples: Liberation выглядит, что называется, бедненько, но чистенько. Кроме того, простенький графон и другие недостатки разработчики не без успехов попытались компенсировать добротным сюжетом и хорошей понятной ролевой системой.
Еще в глаза бросается другой косяк, он же и прикол. Туман войны в Disciples: Liberation тоже есть, он скрывает собой некоторые части локации. Но зачем – не очень понятно. Во-первых, сквозь него часто видно ресурсы и персонажей. Во-вторых, даже если не видно, проводя по черному туману курсором, можно спалить персонажа, который прячется в тумане. Вопрос: зачем нужен туман войны?
Маститые фанаты серии Disciples и эксперты по части ролевых игр с элементами стратегии уверяют, что все плохо, но, положа руку на сердце, стоит отметить, что это далеко не так, а кое-где и очень даже хорошо. Да, это не та самая Disciples из далекой уже теперь и ушедшей навсегда нашей юности. Да, смотрится она как-то не очень современно, да, опять двадцать пять. Когда в какой-нибудь условный кол-оф-дьюти годами не добавляют ничего нового, кроме совершенно идиотских и ужасно несмешных сюжетных кампаний, то это нормально и 10 из 10. Когда DLC продают по цене полноценной игры – это тоже круто! А вот когда студия, имея весьма ограниченный бюджет, темную фэнтезийную вселенную и армию ее злых поклонников, выпускает вполне качественную, пусть и не хватающую с неба звезд игру, то ее тут же почему-то нужно опустить ниже плинтуса. Кто-то это обязательно сделает, кто-то уже сделал. А мы, пожалуй, не будем. Хотя бы потому, что играть в нее довольно приятно и увлекательно, а еще Disciples: Liberation вышла практически без багов и быстро грузится.