Видеоигр про зомби, мутантов, инфицированных и обезумевших людей на сегодняшний день существует тьма тьмущая. The Last of Us, Dying Light, Resident Evil, Left 4 Dead, The Walking Dead, Dead Rising, State of Decay, Deadlight, Lollipop Chainsaw, Dead Island, ZombiU, Zombies Ate My Neighbors, DayZ и даже Plants vs. Zombies. Продолжать список можно бесконечно. Но Sony решила подарить миру еще одну игру в атмосфере постапокалипсиса. И имя ей – Days Gone («Жизнь после» в российской адаптации).
На этот раз в центре сюжета не девочка-подросток, не группа выживших, не фотожурналист и даже не специалист по паркуру. Главным героем Days Gone стал измотанный жизнью байкер по имени Дикон Сент-Джон. Примерно два года назад в самом начале апокалипсиса он потерял свою жену Сару. С тех пор Дикон стал черствым, замкнулся в себе, общается лишь с близким другом – байкером по кличке Бухарь, и изо всех сил сторонится крупных скоплений выживших людей.
Дикон Сент-Джон собственной персоной.
Вообще, сюжет Days Gone – явление довольно странное. С первых минут игры может показаться, что сценарий писался прямо перед отправкой проекта «на золото», а затем белыми нитками пришивался к игре. Слишком уж все странно, плоско и не на своих местах. Постановка сюжетных вставок и кривой монтаж заставят многих игроков удивленно вскинуть бровь: почему Sony допустила такое безобразие в своем эксклюзиве? Но не все так плохо в датском королевстве. После скомканного вступления и неимоверно затянутого обучения игра начинает набирать обороты. Сюжет начинает исправляться, а затем и вовсе увлекает игрока по полной программе.
Сильно сбивает с толку тот факт, что в игре параллельно сосуществуют многочисленные сюжетные линии, тесно переплетенные между собой. Выполняя одно задание, вы, сами того не ведая, продвигаетесь вперед сразу в нескольких сюжетных ветках. Понять, как они взаимосвязаны друг с другом – не так просто. Кроме того, задания, отвечающие за прохождение основного сюжета, часто исчезают из поля зрения, поэтому приходится выполнять тонны второстепенных сайд-квестов, чтобы в итоге вновь вернуться к основному сюжету. Другими словами, выполнять сайд-миссии придется в обязательном порядке. И никак иначе. А они в этой игре не всегда увлекательны и разнообразны.
Действие Days Gone разворачивается в постапокалиптическом штате Орегон. Неизвестный инцидент привел к тому, что сотни тысяч людей стали жертвами неизвестного науке вируса, превращающего их в обезумевших и жаждущих плоти тварей. Нет, в Days Gone вы имеете дело не с ожившими мертвецами, а именно с зараженными, постоянно мутирующими людьми, организмы которых проходят через несколько стадий физиологических изменений. Выжившие местные жители прозвали зараженных «фрикерами».
Мутанты быстры и ловки, умеют перебираться через заборы, выламывать двери, разбивать окна. Иногда фрикеры сбиваются в группы из нескольких сотен особей. Противостоять такой орде – практически бессмысленно. Наибольшая активность противника наблюдается в ночное время. Днем фрикеры пытаются найти пещеру или другое убежище, чтобы отоспаться и приготовиться к очередной охоте на выживших. Иногда они свивают в заброшенных домах гнезда из прутьев, листвы и мусора, в которых находят временное убежище. Впрочем, речь не идет о вампирах, поэтому отбившихся от орды фрикеров вполне можно встретить и в дневное время суток.
Я, пожалуй, здесь постою, пока они не разойдутся по своим делам.
Не только фрикеры представляют опасность для главного героя. Периодически Дикон натыкается на безжалостных мародеров, готовых на все, чтобы заполучить его оружие, ценности и байк. Засады вдоль дорог – дело обыденное. Бандитские группировки отстроили в орегонских лесах множество блокпостов. Но самое страшное – попасться в руки безумцев из религиозного культа «Упокоители», которые зверски пытают людей, не желающих пополнить их ряды. Для этих безжалостных монстров нет ничего святого. И порой фрикеры кажутся куда более гуманными, чем сектанты.
Несмотря на то, что убийцы, грабители и насильники в игре встречаются на каждом шагу, существуют островки безопасности, обитатели которых не растеряли своей человечности. Речь идет о лагерях выживших, огороженных высокими заборами и тщательно охраняемых от вторжения, как мутантов, так и бандитов. Люди, живущие здесь, обязаны много трудиться на благо своей коммуны, иначе им просто не выжить. Но лучше уж так, чем стать жертвой фрикеров или сектантов. Дикон хорошо знаком с главами поселений, но присоединяться ни к одной из групп он не хочет. Поэтому периодически выполняет для них разные задания: охотится, добывает медикаменты, устраняет бандитов, угрожающих безопасности жителей лагеря, и так далее.
Важным союзником главного героя является его байк. Именно благодаря мотоциклу Дикон ускользает от орд фрикеров, перемещается по опустевшим просторам Орегона и догоняет пытающихся скрыться от него бандитов, также использующих байки в качестве транспортных средств. Мотоцикл требует бензина, который можно найти в канистрах или же приобрести в поселениях за местную валюту (в каждом поселении валюта своя!). Реалистичности добавляет тот факт, что бензин расходуется даже во время быстрых перемещений между ключевыми точками на карте, поэтому следить за оставшимся количеством топлива – задача первоочередная. Заглохнуть, когда за тобой гонится толпа мутантов – это верная смерть.
Железного коня надо периодически баловать новыми наклейками.
Байк можно повредить, врезавшись в препятствие или сбив фрикера, внезапно выскочившего на дорогу. Чинится он в полевых условиях с помощью подручных инструментов или же у механика в ближайшем поселении. Механики, кроме всего прочего, могут модифицировать байк: поменять двигатель на более мощный, установить улучшенную вилку, сделать выхлопную трубу тише, заменить колеса, укрепить раму. Можно даже оборудовать мотоцикл впрыском закиси азота, придающей ему пусть и непродолжительное, но ускорение. Любители декоративных украшательств могут перекрасить своего железного коня и покрыть его яркими байкерскими наклейками.
Крафтинг в Days Gone играет важную роль. Дикон собирает пустые бутылки, палки, прутья, тряпки, металлолом, жестянки с керосином, а затем мастерит из них коктейли Молотова, прикручивает к бейсбольным битам гвозди и лезвия от дисковой пилы, создает болты для арбалета и прочие полезные для выживания штуковины. Порой крафтить приходится прямо на бегу, спасаясь от преследующих тебя мутантов. Благо, что в эти моменты время замедляется, позволяя игроку сосредоточиться на процессе создания необходимой «лечилки» или какого-либо другого предмета.
Боевой арсенал протагониста включает в себя нож с длинным лезвием, который он использует для скрытных убийств и взлома замков. В отличие от всего остального холодного оружия, нож этот не изнашивается со временем и не ломается в самый ответственный момент, но и уроном большим он похвастать не может. Дикону также доступны пистолеты, штурмовые и снайперские винтовки, дробовики и арбалеты. Их можно отобрать у противников или приобрести в поселениях выживших. Большая часть из них оборудуется глушителями и расширенными магазинами для патронов. Но, чтобы получить доступ к улучшениям и более мощным образцам оружия, сначала придется завоевать доверие обитателей поселения, выполняя для них сайд-квесты.
Вышки Ubisoft не дают покоя ни одной студии.
Прокачка главного героя представляет собой дерево навыков с тремя ветвями. Первая – «Рукопашный бой». Она позволяет увеличить урон, наносимый с помощью холодного оружия, быстрее восстанавливать выносливость Дикона и даже оглушать врагов, налетая на них с разбегу. Вторая ветвь – «Стрельба». Улучшаем прицеливание, уменьшаем отдачу оружия, а также продлеваем замедление времени (концентрацию), которое активируется при нажатии на R3 – крайне полезный навык, если вы отстреливаетесь на бегу от преследующей вас орды. Третья ветвь – «Выживание». Она позволяет развить талант следопыта, своеобразную разновидность «ведьмачьего чутья», когда главный герой видит на земле следы людей и животных, а также замечает важные детали вокруг себя. Здесь же навыки, делающие вас менее заметным для врагов и позволяющие собирать больше целебных трав. Прокачиваться можно также с помощью особых «инъекторов», которые можно найти в заброшенных лагерях таинственной правительственной организации «НЕРО». С помощью этих инъекций Дикон может повысить количество максимального здоровья, выносливости и концентрации.
Стелс-механики в Days Gone присутствуют вовсе не для галочки. Довольно часто игрок просто вынужден красться, словно испуганная мышь, переживая за каждый издаваемый им шорох. Вообще, скрытные убийства в игре являются наиболее эффективным средством борьбы с противниками. Ведь они осуществляются с помощью обычного ножа и убивают врага с первого удара в череп или горло. Расходовать на борьбу с фрикерами патроны, которых вечно не хватает, или ломать о них только что созданную «супербиту» с гвоздями – крайняя форма расточительства. Поэтому, приходится прятаться по кустам, обходить врага со спины и подлым образом нападать на него исподтишка.
Никакой ливень не способен потушить местные костры.
В игре реализована динамическая смена времени суток и погодных условий. Игрокам доведется попасть под проливной дождь и увидеть, как орегонские дороги покрывает толстый слой снега. От погоды и температуры зависит поведение фрикеров, и, в зависимости от этого, игрок сможет выстраивать стратегию борьбы с ними. Любители собирательства будут рады тому, что Days Gone предложит им найти огромное количество всевозможных записок, брошюр, листовок, диктофонов с важными записями, чертежей для крафтинга ценных предметов и нового оружия. Не стоит забывать, что с убитых фрикеров Дикон срезает уши, после чего продает эти трофеи скупщикам в поселениях выживших.
Удивительно, но Days Gone не затронула характерная для современной игровой индустрии черта – цензура, исключающая изображение убийств женщин и детей. Дикон без особых раздумий сворачивает шеи нападающим на него бандиткам (бандитессам? бандиням? или как там сейчас модно?), а также фрикерам-детям, которых местные жители называют «шакалами». Вообще, игра отличается повышенным уровнем жестокости, особенно в моменты добиваний противников. В плане цензуры русской речи здесь тоже все обстоит на удивление неплохо. Герои ругаются матом, хоть и не так часто, как подобает людям, оказавшимся в столь непростой жизненной ситуации. Наряду с детсадовскими «черт» и «хрен» игроки услышат слова ощутимо крепче.
Российская локализация хоть и страдает местами от не совсем корректной передачи смысла некоторых фраз, в общем и целом – не так уж плоха. Многих коробит от перевода названия Days Gone, как «Жизнь после», но, если задуматься, не такой уж и плохой этот вариант. Как и литературная адаптация некоторых других названий внутри игры. Озвучка очень странная. И нет, речь сейчас идет не о работе российских актеров. Странно звучат даже некоторые диалоги на английском языке. Ощущение, что актеры не совсем понимали, с какой интонацией следует произносить те или иные реплики, из-за чего нарушается восприятие ряда сцен. Возможно, диалоги менялись на ходу, команда озвучки просто не поспевала за сценаристами, из-за чего работать приходилось в спешке.
Музыка в игре очень аскетична. Порой колесить по дорогам Орегона придется исключительно под шум дождя и рев двигателя мотоцикла. Изредка путешествия главного героя разбавляются тоскливыми мелодиями, лишь усиливающими ощущение безысходности и одиночества Дикона. Приятно, что в игре есть треки с вокальными партиями, очень красивые, надо заметить. Звуковой дизайн в Days Gone заслуживает отдельной похвалы. Постапокалиптический мир изобилует тысячами звуков, сплетающихся в потрясающую акустическую картину. При езде слышно, как мелкие камушки ударяются о металлическое крыло мотоцикла, где-то вдали завывают голодные волки, а на деревьях каркают вороны. Говоря об игровой фауне, она не очень богата, но сражения с медведями вам запомнятся надолго.
Визуально игра выглядит приятно. Но не хватает звезд с неба. Нет, это даже близко не уровень проектов Naughty Dog или Santa Monica Studio, стремящихся к совершенству. Bend Studio в последние годы занималась разработкой игр для мобильных консолей Sony, поэтому работа над столь масштабным PS4-проектом стала для коллектива серьезным испытанием. Чувствуется, что разработчики вложили душу в свое детище, но где-то им не хватило опыта, где-то они не успели разобраться в новых для себя технологиях, а где-то им просто нужно было дополнительное время на полировку, предоставить которое издатель уже не мог, ведь релиз и так переносили пару раз. Вот и получается, что картинка вроде приличная, но не лишена многочисленных шероховатостей. Например, анимация, в том числе и лицевая, могла бы быть значительно лучше.
Плавно переходим к недостаткам игры, коих в Days Gone, к сожалению, хватает. Во-первых, это обилие багов в релизной версии. Многочисленные глюки, клиппинг и откровенные недоработки бросаются в глаза с первых минут прохождения. Один из самых неприятных багов – периодическое исчезновение практически всех окружающих звуков, которое лечится перезапуском игры. К счастью, разработчики не сидят сложа руки. В течение нескольких дней после релиза они выпустили два патча, исправляющих большую часть недоработок и досадных ошибок. Даже подтормаживания на самой первой модели PS4 были сведены к минимуму. Уже за это создателей игры можно искренне уважать.
Думаете, что это удобное меню – вовсе нет.
Запутанный интерфейс тоже начинает напрягать практически сразу. Меню инвентаря, навыков и сюжетных квестов совершенно не интуитивны. За интерфейс Days Gone отвечал человек, который создал меню для игры Mafia III. Он перенес некоторые свои наработки в игру Sony без каких-либо изменений, что наталкивает на мысль о его лени и нежелании совершенствоваться. Читать крошечные субтитры даже на экране большого телевизора достаточно тяжело, поэтому российским игрокам рекомендуется играть с локализованной озвучкой. В Days Gone активно используется QTE-механика с экранными подсказками. Но подсказки эти настолько мелкие и невзрачные, что сливаются с фоном, из-за чего игрок теряет ценные секунды, а персонаж за это время может погибнуть.
Days Gone – не плохая игра. Да, она страдает от многочисленных недоработок и багов, которые разработчики активно исправляют, но, в общем и целом, она способна подарить положительные эмоции. Просто дело в том, что игра эта – не ровня большинству эксклюзивов Sony PlayStation 4 последних лет. Ну не дотягивает она до их уровня, как ни крути. Прихрамывающая сюжетная постановка, обязательные к прохождению унылые сайд-миссии, проблемы с озвучкой и анимацией, шероховатый видеоряд, пустой открытый мир, где не всегда знаешь, чем себя занять. Все это смазывает общую картину. Days Gone можно назвать «The Last of Us на минималках». Идея – отличная, даже несмотря на заезженную тематику, а вот реализация подкачала. Тем не менее, игра заслуживает внимания поклонников темы зомби-апокалипсисов, которые испытывают острую нехватку новых проектов этого жанра. Удовольствие от приключений Дикона Сент-Джона они точно получат.