Едва ли найдется много игроков, сумевших выдать пятой Цивилизации титул неграненого алмаза. Стратегия пришлась по вкусу как молодым геймерам, не знакомым с серией, так и их более подкованным в жанре коллегам, сумевшим простить не самую удачную оптимизацию игры. Так или иначе, ювелирный салон имени Сида Мэйера принял верное решение не останавливаться на достигнутом, явив миру первое полновесное дополнение, после которого многогранность проекта не смогут не оценить даже самые скептично настроенные пользователи.
Боги.
Главдизайнер всея Civilization V, Эд Бич (Ed Beach), уже на ранних этапах развития проекта обнадежил любителей серии: в игру вернется религия. Заявление человека с неблагозвучной для русского уха фамилией сделало выражение «слава богу» как никогда уместным, и переместило показания термометра ожидания с положения «можно оценить» в позицию «обязательно для ознакомления». О чем речь? О возрождении легенды.
Купированная со времен четвертой части, религия заиграла во Всевышних-и-Правителях новыми красками, уже не выступая сторонним участником игрового процесса, но органично вписываясь в него. На ранних этапах игры, основывая божественный пантеон в государстве, игрок вправе выбрать один из двадцати бонусов, как то улучшение производства или усиление культуры. Следует отдать должное дизайнерам проекта – любой бонус вовсе не носит характер галочки, но весьма существенен для каждого стиля игры. Одно лишь тридцатипроцентное повышение оборонительных способностей городов чего стоит.
Как говорил гоблин в лавке гоблина: «Не спеши, выбирай с умом».
Дальше – больше. Получив в свои владения носителя слова божия, правитель волен выбрать одно из одиннадцати вероисповеданий. Каждое из них, в свою очередь, также делится на несколько уровней становления, с дополнительным выбором возможностей. Полагаясь лишь на свои стратегические изыски и фантазию, игроку следует быть осторожным: соседи по планете могут не разделять взгляды на религиозное мироустройство, что чревато суровой беседой о том, чей же боженька солиднее, в весьма жестком формате. Римлянам, испокон веков проповедующих иудаизм, наверняка не понравятся закоренелые буддисты – россияне. Хорошие новости для тех, кто всегда мечтал организовать свою религию, но по незнанию просил такую возможность у Деда Мороза: любое вероисповедание в игре можно назвать своими словами, плодя многочисленные «стаканизмы» и «пофигизмы».
И.
Количественной прибавкой в юнитах, чудесах света и постройках сложно удивить кого-либо из игроков, но что не пройдет мимо, так это работа над оптимизацией движка. Пусть революционных графических нововведений лист изменений не коснулся, зато уже первая версия игры не относится наплевательски к производственным мощностям ЭВМ.
Масштаб до жителей города не увеличить, но и так понятно, что все, как один, носят пейсы.
Мощностей же этих потребуется на толику больше, в силу изменений, коснувшихся боевой системы. Вместо десяти пунктов здоровья юниты отныне могут похвастаться сотней. Правда, наносимые повреждения уже также измеряются десятками, но это лишь добавляет игре вариативности. Конечно, копейщики не побеждают танки, но при определенном сочетании бонусов слабые юниты могут без проблем одерживать верх над их более суровыми врагами. В общем и целом, завоевание городов, как и случайные стычки с войсками неприятеля, проводятся масштабнее и динамичнее.
Вовсе избежать конфликтов не получится, но уменьшить их количество поможет система разведки, также добавленная в игру. Местный шпионаж – замечательный пример того, как доминантные признаки передаются через поколение. Как у бабушки-Civilization III, Боженьки-и-Государи отказалась от шпионов в роли юнитов, оставив для деликатной процедуры подсматривания-подслушивания отдельное окно. Невидимый лазутчик отображается иконкой на экране, и, не уступая всем подвластным юнитам, улучшает свои навыки по мере взросления. Умение повлиять на настроения городов-государств, заимствование технологии или осведомление планами неприятеля методом разнюхивания – вот основные пункты, значащиеся в резюме шпиона. Важность такого рода проверок сложно переоценить: информация о том, что через десять ходов лучший друг и коллега собирается напасть на один из подконтрольных городов, всегда полезна.
Схемы, явки, пароли в ассортименте.
Короли.
Помимо прочих многочисленных инноваций, дополнение не могло обойти стороной принятие новичков в королевский штат. Свежие лица – всегда хорошо, но что является более значимым, так это расширенный формат их взаимоотношений. Окно дипломатии, на котором самое время ставить гриф «ГОСТ», спешит дополнить безмолвное взаимоотношение. Знакомство с тихой ненавистью начинает протекать при несовпадении религиозных взглядов на жизнь. Пункта «извинится за конфессию» в диалоге с государством-конкурентом не представлено, а попытки подкупа воспринимаются разгневанным АИ не иначе, как попытки подкупа.
Если влияние религии на отношения начинает уменьшаться, то лишь для того, чтобы уступить место конфликтам на почве различия во мнении относительно государственного строя. Казалось бы, что могут не поделить комерционалисты и автократы? На практике получается, очень многое. Угодить всем сложно. Хоть товарищество между государствами – величина видимая, найти оптимальную совокупность решающих факторов приятельства со всем и каждым – без малого искусство.
Говорю тебе, у той горгульи была вот такая голова! (с)
***
Мы строили, строили, и наконец, достроили. Приятно осознать, что путь совершенствования Civilization V складывается куда удачнее, чем у Disciples III. Не менее симпатична оптимизация движка, пусть все еще не такая резвая, как у Warlock: Master of Arcane. Самым ценным и значимым для этой стратегии всегда же было бескомпромиссное соперничество с огромным выбором действий. Новый проект под эгидой Сида Мейера полностью удовлетворяет требованиям семейства, лишь расширяя их. Господи-и-Господины смотрит на шахматы, как на давно забытую, простую забаву. С нововведениями игроку открываются тысячи, миллионы возможных вариантов событий, поучаствовать в которых рекомендуется категорически всем.