Вторжение России в Украину

Civilization V: Brave New World - обзор

Дата публикации: 08.07.2013 15:03:38
Поделиться:  

Наверное, мало какой игровой сериал может похвастаться такой долгой историей, как знаменитая стратегическая игра Civilization, первая часть которой увидела свет в далёком 1991 году. 22 года назад «игроки со стажем» в большинстве своём ходили пешком под стол, «неискушённых игроков» ещё не существовало в природе, а персональный компьютер был таинственным артефактом из будущего, где боевые роботы ходят по поверхности Марса.

Не менее удивителен и тот факт, что за всё время своего существования игра претерпела удивительно мало изменений. Нет, бесспорно, менялись движки, появлялись и исчезали те или иные детали, но в общих чертах Civilization осталась удивительно консервативной.

И, что ещё более странно, несмотря на относительную стабильность серии, играть в Civilization V не менее интересно, чем в первую часть. А новое глобальное дополнение Brave New World по замыслу его создателей, должно сделать игровой процесс ещё более интересным и многогранным.

 

Civilization V: Brave New World

 

Басня, в которую договорились верить.

 

Несмотря на то, что к 2001 году стало понятно, что Великий Немецкий Рейх – единственная настоящая сверхдержава на континенте, Венецианская Империя не теряла надежды потеснить её с трона, активно манипулируя общественным мнением на очередной сессии Всемирного Конгресса. Тем временем, президент Великобритании сбросил атомную бомбу на Португальскую Советскую Социалистическую Республику, а панцерваффе Рейха начали штурм Токио. Несмотря на то, что после ядерного удара по Киото японский император уже пытался капитулировать, автарх Великого Рейха постановил стереть эту подлую нацию, не единожды бившую немцев в спину, с лица Земли. Тем временем гауляйтер захваченной Бразилии доложил, что последний очаг сопротивления в бразильских городах-сателлитах Рейха подавлен, и некогда главная туристическая страна мира готовится к принятию арийской идеологии...

Все вышеописанное – вовсе не горячечный бред, а вполне себе банальный пересказ происходящего в очередной партии в Civilization V: Brave New World. Всеми любимая стратегия от Сида Мейера славится именно такими, безумными, но очень интересными сюжетными поворотами в каждой новой партии, периодически возводя египетские пирамиды в Берлине, и переселяя инженера Эйфеля в зулусские деревни.

Новая система торговли позволяет грабить корованы. Набигающих деревянных домиков всё ещё нет.Второе масштабное дополнение к пятой части игры получилось весьма неоднозначным, но, традиционно уже для игр серии, небезынтересным. Главными нововведениями игры можно назвать новые системы дипломатической и культурной побед, продвинутую систему торговли (можно грабить корованы, набигающих деревянных домиков всё ещё нет), понятие идеологии, несколько новых интересных цивилизаций и один новый ресурс. С одной стороны в игре появилось немало новшеств. С другой стороны – гораздо меньше, чем может показаться на первый взгляд.

 

Бразильскому туризму нечего противопоставить немецким полкам.
Бразильскому туризму нечего противопоставить немецким полкам.

 

Я джва года хочу такую игру!

 

Пожалуй, главной удачей новой игры можно назвать переработанную систему торговли. Отныне она строится не на каких-то эфемерных «торговых путях», которые автоматически появляются, когда два города соединяешь дорогой, но от вполне материальных... кхм... торговых путей, по которым туда-сюда снуют всеми любимые караваны. Возможность отправлять купцов появляется в самом начале игры, и до самого конца партии не теряет своей актуальности, являясь очень серьёзным подспорьем для финансового развития. С каждым ходом налаженный торговый маршрут приносит вам фиксированный доход золотом – при этом, доход зависит как от города, из которого был отправлен караван, так и от города, куда его послали. Скажем, торговля со столицей цивилизации, находящейся на другом конце карты, буквально озолотит вас. Обладание редкими и уникальными ресурсами и специальные постройки тоже позволят вам добавить на свой счёт пару лишних монет в ход. Вдобавок караваны могут распространять вашу религию на чужие города и давать бонус к науке. Впрочем, варвары и другие цивилизации, которым вы объявите войну, тоже не прочь разбогатеть за счёт торговли – налаженный маршрут необходимо хорошо защищать от посягательств врага, иначе его мигом разграбят.

Кроме того караваны можно направлять и в собственные города. Денег от этого вы не получите, но, например, наполнить только что построенный город едой, чтобы его население росло быстрее, вполне реально. На поздних этапах игры в собственные города при помощи караванов можно перенаправлять и производство. Одновременно игрок может иметь ограниченное количество торговых путей, однако изучение определённых технологий и возведение некоторых Чудес Света повышают их количество. Но даже три хороших торговых маршрута обеспечивают вас огромными средствами.

 

На караванах строится львиная доля игровой экономики.
На караванах строится львиная доля игровой экономики.

 

Сделки – это для равных.

 

Вторым новшеством стали археология и сопутствующий ей туризм. Археология становится доступна после изучения одноименной технологии – на карте появляется новый специальный ресурс «историческое место». Отправив туда специальный отряд – археологов – вы можете раскопать там ценный артефакт или построить памятник. Разработчики утверждают, что «исторические места» возникают на месте реальных событий из игры, лагеря варваров или битвы. Тем не менее, практика показывает, что появление их все же случайно.

Туризм – значительно более серьёзное нововведение. Отныне в каждой «культурной» постройке присутствует ячейка для культурного шедевра или артефакта. Шедевры создаются Великими Людьми, артефакты, как говорилось выше, выкапываются археологами. Каждый артефакт или шедевр добавляет цивилизации определенный плюс к культурному развитию, влияющий на туристический рейтинг. Рейтинг, это своего рода атакующее оружие культуры. Чем он выше, тем больше шансов, что ваша культура распространится на чужие города, и тем ближе культурная победа. Сама же культура отныне представляет собой только инструмент сдерживания, не позволяя вражеским привычкам пробраться в ваше славное общество. Другой способ повысить туристический рейтинг – строить Чудеса Света. В игре всё это функционирует ещё запутаннее и непонятнее, чем звучит, так что достичь культурной победы стало сложнее.

Исторические места представляют собой одноразовый ресурс, который можно смело игнорировать.На деле археология представляет собой обременительный довесок, предлагающий гонять ни на что другое не годных археологов по всей карте в поисках очередного «исторического места». Преодолеть культурный показатель развитых империй непросто, даже собрав все артефакты на карте, а обгонять таким образом слабые и недоразвитые страны бессмысленно. Единственное исключение здесь – Бразилия, новая держава с изначальным бонусом к туризму.

 

Если как следует поискать, в Берлине можно найти и Колосс, и Пирамиды.
Если как следует поискать, в Берлине можно найти и Колосс, и Пирамиды.

 

Игроки и фигуры.

 

Но пальму первенства по умению вывести игрока из себя держит Всемирный конгресс – средство получения дипломатической победы в игре. Подобно Чуду Света ООН, конгресс представляет собой совещание всех держав. Он основывается первой цивилизацией, которая узнает все остальные державы и изобретает печатный пресс.

В ходе сессий конгресса принимающая страна может выносить на обсуждение ту или иную резолюцию. Вторым лидером конгресса, который так же может предлагать резолюции, является государство с наибольшим количеством делегатов. Их количество зависит от технологического прогресса, союзов с городами-государствами и некоторыми принятыми законопроектами.

На первый взгляд это смотрится просто замечательно. Можно, например, протолкнуть идею проведения международной выставки, и вложив в неё наибольшее количество очков индустрии, получить серьёзный бонус. На деле же это рассадник игрового идиотизма – отсутствие мозгов у компьютера начисто нивелирует всю полезность конгресса, решения на котором принимает чья-то левая пятка. Председатель конгресса может легко предложить резолюцию о всемирном эмбарго против себя самого. При этом он смертельно обидится на вас, независимо от вашего голоса. Проголосуете «за» – обвинит в том, что вы действуете против него. Проголосуете «против» – буквально взбесится оттого, что вы не поддерживаете его инициативу на международной арене.

Компьютер до конца игры будет держать на вас обиду за то, что в 3500 году до нашей эры вы отказались продать ему лошадей.Соответственно, достижение дипломатической победы – избирания вас лидером планеты – становится делом везения и случая, а не продуманной игры. Компьютер ведёт себя как злопамятная и капризная истеричка, он до конца игры будет держать на вас обиду за то, что в 3500 году до нашей эры вы отказались продать ему лошадей. Искусственный интеллект окончательно выжил из ума – держава, состоящая из одного города и имеющая в своём распоряжении двух копейщиков, легко может объявить войну империи, раскинувшейся по всей карте. Союзник, затеяв войну с превосходящими силами, втянет в неё вас, и когда ваши полки начнут своё победоносное шествие по территории врага, смертельно на вас обидится за то, что «вы угрожаете войной всему миру». К сожалению, последние этапы игры в большинстве своём сводятся к тотальному уничтожению других соперников. И даже если вы будете тихо сидеть в уголке, AI вас возненавидит, потому что «они хотят обладать землёй, который вы владеете».

 

Археологические раскопки лучше всего вести киркой.
Археологические раскопки лучше всего вести киркой.

 

Что касается идеологии, то это никакое не нововведение. Сюда просто перенесли три знакомые нам ветки социальных институтов – автократию, порядок и свободу. Приятно, что страны, которые изберут такую же идеологию, как и вы, будут относиться к вам немного лучше всех остальных, но опять же, пользы от этого минимум. Компьютерные соперники непроходимо тупы.

Напоследок, несколько слов о сетевой игре – помимо долгих и чрезвычайно скучных противостояний между игроками можно сыграть совместно с приятелем. В кооперативной игре можно вместе проводить исследования – причём, если оба игрока выбрали один проект, скорость его исследования удваивается. Ну а совместно давить культурой врагов и вовсе неинтересно.

 

 

 

Дополнение Civilization V: Brave New World получилось любопытным, перспективным, но откровенно сырым и не слишком удачно реализованным. Новое DLC как нельзя лучше доказывает, что главное достоинство игры – консервативность – становится её главным недостатком. Попытка привнести что-то новое выглядит весьма сомнительно, однако в неизменном виде игра становится скучной. Может быть, пришло время более серьёзных перемен, мистер Мейер?

Сильные и слабые стороны проекта
Огромная польза от новой торговой системыИнтересные новые цивилизации
Невнятная система туризмаАрхеология приносит больше проблем, чем пользыAI ведёт себя глупее, чем обычноРаздражающий Мировой конгресс
Оценка игре: 3.9/5
Загрузка...
новыестарые10 ком.
Ком. на странице5102050100
Герой Пустошей
HARKS (уровень 11)22.06.2014 07:52:26
Обзор понравился, некотором месте было смешно. Археология приносит пользы чем проблем, AI конечно странные можно было лучше сделать, но туризм так себе...
Игровой разум
redComicsar (уровень 20)22.07.2013 07:19:13
Ильюха писал(а):
даже на то, что выбрал другую идеологию
Это естественно. В этом и смысл введения идеологий. Ты же знаешь, что люди с разными идеологиями в реальной жизни обидевшись друг-на-друга устроили Вторую Мировую, и чуть не устроили Третью?
Ильюха писал(а):
И надоедает ещё тем, что почти каждый ход говрят с кем они подружились или кого осудили. раздражает
А вот это и правда раздражает неимоверно, особенно когда у тебя 12 противников и 24 ГГ. Могли бы сделать получение этих сообщений настраиваемым. Отличный пример можно взять с Парадоксов в чьих играх можно настроить способ отображения всех видов (тысячи их!!!) сообщений, и просто убрать лишние.
Игровой разум
Ильюха (уровень 22)21.07.2013 19:07:14
Компьютер действительно обижается на всё подряд, даже на то, что выбрал другую идеологию или за постройку чудес света. Просит много,а сам ничего не даёт. И надоедает ещё тем, что почти каждый ход говрят с кем они подружились или кого осудили. раздражает
Игровой разум
redComicsar (уровень 20)20.07.2013 02:04:05
 
Компьютер ведёт себя как злопамятная и капризная истеричка, он до конца игры будет держать на вас обиду за то, что в 3500 году до нашей эры вы отказались продать ему лошадей
Не соглашусь со столь категоричным утверждением. Тут, видимо, всё зависит от уровня сложности. Я играю на "князе", и совершенно непринуждённо посылаю КЕМ и попрошаек, и провокаторов пытающихся втянуть меня в неинтересную войну, и желающих пересечь мою территорию и построить свой город у меня в тылу. Никто не обижается. Вот на более сложных уровнях как раз логично сделать оппонентов более чувствительными. Хотя... Даже ПМС проходит, и истерички успокаиваются за такой сорок.
Игровой разум
Vadosmen (уровень 17)10.07.2013 07:07:56
как то мало нововведений, я ожидал большего(
Игровой разум
logoped (уровень 20)09.07.2013 21:49:05
А с мировым конгрессом это конечно Firaxis интересно придумали, но похоже не доработали(
Игровой мастер
Nord68 (уровень 14)09.07.2013 13:28:44
Жаль что ИИ так и не поправили, союзников фактически быть не может из-за этого идиотизма, и да нападают на заведомо сильного противника, даже если всячески им помогаешь. Но это проблема не только Цивилизации.
Последняя надежда человечества
fmn1959 (уровень 30)09.07.2013 09:11:57
Обзор тот. Стратегия и есть стратегия. Строишь месяцами - умирает за неделю.
Капитан
Fylaret (уровень 15)09.07.2013 09:08:10
 
первая часть которой увидела свет в далёком 1991 году.
Помню-помню эту первую часть. Хотя в неё я играл уже в 96'ом, но до сих пор помню этот бли-пи-пикающий звук из спикера издающий заглавную тему игры... что могло быть роднее и приятнее?!)

Жаль что в пятой так и не поумнел противник. В четвертую играл по сети (через LAN) с человеком-товарищем :) - он игрок заядлый, и меня и мою цивилизацию он стёр с лица земли минут за сорок))

Спасибо за обзор!
Подполковник
Gendalf (уровень 20)08.07.2013 16:52:53
Отличный обзор! От Дополнения ждал большего, а именно улучшение AI.. Ну да ладно, может патчами исправят.
 
Может быть, пришло время более серьёзных перемен, мистер Мейер?
Civilization VI?