Предисловие
Выход на мировой рынок в 2017 году японской ролевой игры Persona 5 произвел настоящий фурор. Стильная jRPG про тайную жизнь японских школьников заслуженно завоевала сердца критиков и игроков, отхватила охапку всевозможных премий и номинаций (в том числе была номинирована на “Игру Года” на The Game Awards-2017) и породила огромной число новых фанатов у вселенной. Как недвусмысленно намекает название, до Persona 5 было как минимум несколько номерных частей. На самом деле, Persona сама по себе является подсерией, отпочковавшейся от еще более внушительной “материнской” серии jRPG за пером крупного разработчика и издателя Atlus - Shin Megami Tensei. Но в данном блоге мы про “маму” говорить не будем, иначе закопаемся по самые уши. Здесь исключительно про саму серию Persona. Наверняка, есть немало людей (я вхожу в их число), которые, пройдя пятую часть, захотели ознакомиться со вселенной подробнее. И пришли в культурный шок от обилия различных игр и платформ, на которые они выходили. Структурирование полученной информации заняло у меня некоторое время, и я готов поделиться ей с вами, чтобы вы не страдали, как я
Нетленная классика.
“Классическими” принято считать первые две части Persona. Хотя их на самом деле три. Уже голова кругом, верно? На практике, всё довольно просто. Первая игра серии, Shin Megami Tensei: Persona, имеет сиквел, разделенный сразу на две части, сюжетно перетекающие друг в друга – Persona 2: Innocent Sin и Persona 2: Eternal Punishment. Все три игры изначально вышли на PS1, и все имеют переиздание на PSP, а первая часть, единственная из всей серии, даже посещала ПК на платформе Windows в далеком 1999 году. Однако, исходя из собственного опыта, личное ознакомление с классикой серии рекомендуется только хардкорным фанатам олдскульных jRPG. Геймплей первых частей Persona серьезно устарел (а он и на релизе не отличался чем-то феноменальным), в них нет того самого социального взаимодействия™, ставшего визитной карточкой серии. Однако, P1 и обе P2 обладают весьма нетривиальным и захватывающим сюжетом, поэтому для общего развития ознакомиться с ними стоит, например, на Youtube.
Persona 3
Начиная с третьей части, Persona приобрела тот вид, который знаком многим – симулятор жизни школьника с социальными связями и различной учебной ерундой, переплетающийся с мистической историей о внутреннем “Я”, заставляющей путешествовать по опасным “данжам”. Persona 3 вышла на PS2, а спустя пару лет получила переиздание Persona 3 FES, где был добавлен крупный эпилог, раскрывающий концовку базовой версии игры. P3FES стала доступна также и на PS3 (доступна именно PS2-версия, без всяких изменений). Именно в Persona 3 FES, по моему мнению, стоит играть, чтобы получить наибольшее погружение в историю. У Persona 3 также есть издание для PSP под названием Persona 3 Portable. И хотя в портативной версии добавили несколько отличных фишек – перелопатили боевую систему и ввели нового главного героя женского пола, ее также серьезно “понерфили”, чтобы вместить всё задуманное на PSP – из игры вырезали почти все кат-сцены, а передвижение по многим социальным объектам превратилось в Point’n’Click квест. Именно поэтому, лично я предпочел Persona 3 FES, пусть она и не совсем полноценна. Также, для интересующихся, Persona 3 является самой “темной” и “депрессивной” игрой из современных частей. Кстати, Persona 3, единственная из трех последних, имеет полный перевод на русский язык в виде субтитров (разумеется, перевод неофициальный, сделан фанатами-любителями)
Persona 4
Четверка же, напротив, самая светлая и позитивная. Геймплейная механика принципиально не поменялась – совмещаем школьную жизнь с опасными приключениями в параллельном измерении. Поменялась боевая система – стала более гибкой и современной. Persona 4 также изначально вышла на PS2, и также имеет PS3-версию в рамках “PS2-classic” (это значит прямой порт на PS3 без изменений). Однако, как и предшественник, P4 имеет полное переиздание под название Persona 4 Golden (доступна только на PS Vita и стриминговой системе Playstation TV). В Golden-версии появится новый персонаж со своей историей, расширятся существующие и появятся новые данжи и социальные события. Именно в Persona 4 Golden рекомендуется играть, при наличии технической возможности (к сожалению, в отличие от всех перечисленных выше устройств, PS Vita не имеет рабочего эмулятора, а значит, запустить на ПК P4 Golden пока невозможно)
Persona 5
Квинтэссенция идей разработчика, идеальный баланс между “темным” и “светлым”, между социальными взаимодействиями и боевым исследованием параллельного измерения. Доступна на PS3 (да, на эмуляторе тоже работает) и PS4. Пока переизданий не имеет (в планах Persona 5 The Royal, но когда она выйдет, и что там изменится – остается загадкой).
Спин-оффы
По прекрасной японской традиции, любая популярная серия обзаводится своими ответвлениями. В случае с Persona этих ответвлений так много, что неподготовленного человека (например, меня) может запросто свести с ума. Постараемся структурировать.
Танцевальные ритм-игры.
Начиная с третьей части, у всех номерных частей Persona есть свои танцевальные спин-оффы. Первой вышла Persona 4: Dancing All Night, на PS Vita (почему-то Atlus решил посвятить Вите четвертую часть). Эта “танцевалка”, кроме, собственно, ритм-элементов, имеет серьезный сюжет на 12-15 часов, признанный “каноничным”. Фанатам не очень понравилось, что герои далеко не шуточной игры решают проблемы танцами, поэтому в дальнейшем от каноничных сюжетов разработчики отказались в пользу голого фансервиса.
Persona 3: Dancing in Moonlight и Persona 5: Dancing in Starlight вышли на Западе одновременно и совсем недавно. Обе доступны на PS4 и на PS Vita.
Файтинги.
По Persona вышло два файтинга, сюжетно продолжающих друг друга (и являющихся продолжением четвертой части основной серии, хотя там также имеется много персонажей и отсылок к Persona 3) – Persona 4 Arena и Persona 4 Arena Ultimax (оба вышли на PS3 и Xbox360 и могут быть запущены на эмуляторах этих устройств на ПК). “Файтингами” эти игры можно назвать лишь условно. Да, геймплей там сводится к двухмерной драке между персонажами с использованием всяких приемов и комбо, однако основная часть игры – большой (часов на 30), мощный сюжет, поданный в виде визуальной новеллы.
Кроссоверы.
Куда же без них. Первая игра-кроссовер, Persona Q: Shadow of Labyrinth, переплетает судьбы героев Persona 3 и Persona 4, вышла она эксклюзивно для Nintendo 3DS. Вторая часть, Persona Q2: New Cinema Labyrinth, объединяет каст всех трех последних игр – начиная с Persona 3, заканчивая Persona 5. Вышла она также для 3DS, но пока лишь на территории Японии. Мировой релиз (увы, без дубляжа, только с субтитрами) запланирован на лето 2019 года.
Анимационные сериалы
Аниме-адаптации Persona имеет, начиная с третьей части. Анимация по Persona 3 представлена в виде 4 полнометражных мультфильмов длительностью по 1,5 часа. Всё немного сумбурно, но в целом сюжетную канву и общее настроение игры передать удалось. Официальная озвучка только японская.
Аниме по Persona 4 имеется в виде двух сериалов – изначально представлена 26 получасовыми сериями. Пожалуй, лучшая адаптация Персоны на данный момент. Сюжет передан достаточно для полного понимания, социальные связи скомкано, но раскрыты, характеры основных персонажей отражены, и даже главный герой получился уникальным и очень харизматичным. Более “Расширенная версия” с “обновленной анимацией” называется как и переиздание – Persona 4 Golden (12 эпизодов). Смотреть только если вы ознакомились с оригинальным анимационным сериалом, ибо в плане адаптации Golden на порядок хуже. Официальный дубляж японский и английский (для Golden только японский).
Анимационный сериал по Persona 5 это 26 основных серий и 2 специальных эпизода. Самая слабая адаптация. Без предварительной игры не поймете ничего. Сама анимация халтурная (хуже, чем в самой игре), персонажи раскрыты очень поверхностно. Разве что некоторые социальные связи им удалось более или менее уловить.
Послесловие
На этом экскурс во вселенную Persona заканчивается. Данный блог создавался исключительно как гайд по тому, во что и на чем играть и что смотреть, все сюжетно-геймплейные подробности и личные впечатления оставляем за скобками. Надеюсь, кому-то пригодится данная информация.