Мы, наконец, дошли до точки, с которой начинается вселенная NieR. Предыстория оригинальной NieR также разбросана по разным источникам информации, и в самой игре представлена слабо (лишь отдельные разрозненные факты). Во многом, это связано с тем, что предыстория может проспойлерить некоторые сюжетные повороты игры. Поэтому, если вы планируете поиграть в NieR (или в грядущий ремейк) сами, вам стоит прекратить чтение блога и вернуться к нему после прохождения, чтобы узнать какие-то упущенные подробности.
В прошлый раз мы остановились на уничтожении и распаде на частицы Королевы Чудовищ, а также на убийстве Каима и Анджелус военно-воздушными силами Японии. Инцидент с гостями из другого мира получил название 6/12 (по дате происшествия) и был строго засекречен, подаваясь мирному населению под соусом вымышленных фактов о техногенной катастрофе. Останки дракона были отправлены в лабораторию на изучение. Спустя несколько месяцев, в районе Токио под названием Шинджику, где и происходили небезызвестные события, обнаружилась странная болезнь, при которой люди необратимо превращались в соляные статуи и, в конце концов, распадались на частицы (прямо как Королева при смерти, хмм…). Болезнь стала быстро распространяться по району, а у части зараженных появлялся новый симптом – они становились безумно агрессивными и нападали на других людей, как безмозглые зомби. Лекарства от болезни, которую назвали Синдромом Белой Хлоринации (СБХ), не существовало, поэтому весь район Шинджику было решено обнести огромной стеной, названной Иерихонской. Это помогло сдержать распространение СБХ, но внутри стены нарастало количество обезумевших людей, которыми теперь управляла какая-то красноглазая сущность. В народе эту безумную, но управляемую, массу заболевших стали называть Легион.
Засекреченные кадры Легиона с его управляющим
Ни правительство, ни учёные, однако, в это время не знали одной детали об этой болезни: вызвана она была попаданием частиц, оставшихся от Королевы, в человеческое тело. При этом, заболевший представал перед божественными сущностями (предположительно – Наблюдателями), и ему давался выбор: либо умереть, превратившись в соляную статую и обратившись в пыль, либо стать бездумной марионеткой богов, потеряв всяческую волю и влившись в Легион. В конце концов, в 2008 году, Легион набрал достаточную массу людей, чтобы проломить Иерихонскую стену изнутри и начать кошмарить близлежащие регионы. Япония, не в силах справиться с распространением СБХ и Легиона сама, запросила военную помощь у США, в обмен на трупы Легиона для изучения. Совместных усилий двух армий, однако, всё равно не хватало, поэтому было принято единственное, по мнению двух правительств, верное решение – ядерная бомбардировка Шинджику и ближайших к нему районов. Разумеется, такое решение было встречено обычным населением в штыки, тем не менее, других альтернатив никто не называл, а времени на принятие решения не оставалось. Поддерживаемая правительствами других стран, боящимися появления СБХ на их территории, Япония запускает ядерные бомбы на Легион и его “красноглазого” управленца. Шинджику сравнивают с землёй, от Легиона ничего не остаётся, а наземная армия подтверждает ликвидацию красноглазого. Мир вздохнул с облегчением. Вот только ненадолго.
Оказалось, что взрыв от ядерных бомб разнес частицы, вызывающие СБХ (их чуть позже назвали “частицы Масо”) по всему миру, и в 2010 году был зарегистрирован первый случай СБХ за пределами Японии – в Китае. СБХ начал распространяться по всей Земле с невероятной скоростью, убивая миллионы людей и превращая выживших в часть нового Легиона. К тому же, “красноглазый”, оказывается, выжил, и Легион, под его управлением, отправился зачищать мир. К исследованию СБХ подключаются все мировые державы. Общими усилиями им удалось выяснить, что дракон, как и Королева и оставшиеся от неё частицы, появились из другого измерения, где существует магия. С полученными знаниями, ученые, с помощью тех же самых частиц Масо, научились отделять души людей от их тела.
Количество жертв СБХ продолжает расти
В 2014 году был впервые представлен проект “Гештальт”, целью которого было отделить души от тел людей, переждать окончание пандемии СБХ, а затем вернуть души обратно. В тот момент проект был принят прохладно из-за несовершенства технологий и свёрнут, зато начался другой проект – Люциферизация. Солдатам стали давать определенную выжимку из частиц Масо, и те, кто переживал процедуру, становились значительно сильнее. Через какое-то время ученые выяснили, что процессу люциферизации лучше всего поддаются дети, и стали организовывать специальные военные лагеря для взращения суперсолдат, которых потом отправляли на битву с Легионом. Военная организация Хамелин, под патронажем которой всё это и проводилось, набрала огромную популярность и вес в мировом сообществе, которое к тому времени переживало крайний упадок – пропасть между богатыми и бедными становилась всё больше каждый месяц, а угроза Легиона повисла над всеми странами мира. В одной из битв с Легионом, армии Хамелина удалось убить “красноглазого”, оставив Легион без координации. Безумные массы, оставшись без управления, перестали представлять серьёзную угрозу, но СБХ продолжал распространяться, а лечения всё ещё не было (и не могло быть, так как заболевание пришло из другого мира).
Информация о проекте "Гештальт" из самой игры
В 2025 году создаются первые Репликанты – копии тел людей, которые должны были служить сосудом для возвращения гештальтизированных душ в случае, если с их настоящими телами что-то случится, а заодно они же могли бороться с остатками Легиона. А в 2032-м ученые снова подняли вопрос об использовании проекта Гештальт, и в этот раз, доведенная до отчаяния общественность согласилась. Люди подписывались на гештальтизацию, отделяя свои души от тел, и отправляя души в “спячку”, пока не закончится распространение СБХ. В это же время, благодаря наработкам по магии из другого мира, учеными начинается проект “Гримуар”: из специально отобранных 13 людей создаются сосуды в форме книг-гримуаров для хранения бесчисленного множества гештальтов, что-то вроде магических аналогов базы данных. Две главные книги – гримуар Нуар (чёрная книга) и гримуар Вайсс (белая книга) должны объединиться по окончании пандемии, чтобы выпустить наружу всех хранящихся гештальтов и воссоединить их с репликантами. Также (и это важная веха в истории мира), создаются андроиды, задачей которых является наблюдение за успешным выполнением проекта Гештальт и защита человечества.
События пролога NieR, в зависимости от версии игры, начинаются либо в 2049, либо в 2053 году.
2053 год, заброшенный супермаркет в каком-то разрушенном пустующем городе. Нам показывают двух героев – парня Ниера и его младшую сестру Йону. Парнишке на вид лет 15-17, а девочка совсем малышка, ей еще нет и 10. Рядом с ними валяется какая-то странная книга с лицом на обложке, и Ниер, к удивлению сестры, строго-настрого запрещает ей прикасаться этой книге. Йона явно не совсем здорова, выглядит истощенной и постоянно покашливает, а в этот момент на магазин нападают какие-то странные создания, которых наши герои называют “Тени” (Shades). Ниер берет первое, что подвернулось ему под руку – металлическую трубу, но шансов против явно нечеловеческих созданий просто нет. И тут в дело вмешивается валяющаяся на полу странная книга, которая заговаривает с Ниером и предлагает ему помощь в уничтожении врагов. Наш герой принимает предложение в отсутствие всяких альтернатив, и получает огромную магическую мощь, с помощью которой легко расправляется с тенями. Вернувшись к Йоне, он обнаруживает, что девочке резко поплохело, а на теле у неё начали появляться какие-то чёрные руны. Оказывается, в попытке помочь брату, она все-таки открыла книгу (именно поэтому та и смогла связаться с Ниером), но подхватила какую-то заразу. Крик Ниера о помощи утонул в руинах покинутого города.
События ВНЕЗАПНО переносятся на 1300(!!) лет вперёд, и мы попадаем в какое-то небольшое поселение в средневековом стиле, где перед нами предстают…Ниер и Йона, внешне ничуть не изменившиеся с прошлой сцены. “Какого чёрта, Йоко Таро?” - спросите вы. И так, как у нас разбор истории игрового мира, а не пересказ сюжета игры со всеми его перипетиями и поворотами, я вам подробно отвечу на этот вопрос. Но знайте – сейчас раскрываются главные интриги всей игры.
Начнем с Ниера и Йоны в супермаркете. Провзаимодействовав с книгой, которой оказался гримуар Нуар, Йона непроизвольно запустила процесс гештальтизации. И теперь, её отделяющейся душе нужно попасть в гримуар в спячку, иначе она улетит вникуда. Чтобы Йона попала в проект Гештальт, Ниер соглашается на сделку: его тоже сделают Гештальтом, но не погрузят в сон. Он будет собирать для проекта крайне необходимые для его успеха частицы Масо. Ниер превращается в гештальта и берет себе имя Лорд Теней (Shadowlord, или, в большинстве транскрипций, просто Шэдоулорд). Почему лорд теней, какая связь с тенями, которые напали на Ниера и Йону в магазине, и зачем проекту Гештальт нужны частицы Масо? Сейчас разберемся. Как выяснилось спустя несколько лет после начала массовой гештальтизации, технология всё ещё далека от совершенства. Некоторые души, находясь вне тел, со временем сходят с ума, пробуждаются и начинают проявлять агрессию, превращаясь в теней. Однако, ученые выяснили, что гештальтизированные души можно “успокаивать” и продлевать их безмятежный сон, используя частицы Масо. Поэтому, частицы были им необходимы в огромном количестве, ну а так, как в скором времени весь мир должен был гештальтизироваться, нужно было выбрать кого-то, кто останется и будет собирать частицы, пока все остальные дремлют. Ниер без разговоров соглашается на эту роль, дабы защитить свою сестру, ну а Йону берут на гештальтизацию и погружают в сон до тех пор, пока не уйдет СБХ, и можно будет спокойно соединить душу с репликантом и жить дальше. На этом отрезок истории настоящих Ниера и Йоны заканчивается.
Кто же тогда перед нами спустя 1300 лет? Думаю, вы уже догадались, что это репликанты. После того, как практически весь мир прошел гештальтизацию, СБХ потихоньку сошел на нет, но за это время репликанты, бездушные оболочки, обрели самосознание и стали строить свои неуклюжие общества и коммуны на останках цивилизации людей. Уровень прогресса репликантов находился где-то в районе средневековья, отсюда такой “сеттинг”. Репликанты, при этом, не подозревали о своем предназначении обычных сосудов. Большинство репликантов жили в различных общинах, организованных по всему миру, под наблюдением специально подготовленных андроидов модели “Девола и Попола”, внешне выглядящих как девушки-близнецы. В деревушке, где живут Ниер с Йоной, Девола и Попола считаются управляющими поселением. Разумеется, репликанты не в курсе, что они андроиды, и считают и их, и себя, полноценными живыми существами, можно сказать “людьми”.
Йона-репликант больна, потому что её создавали уже после того, как настоящая Йона начала гештальтизироваться. Её болезнь называется “Чёрные письмена” (Black Scrawl), и Ниер отчаянно ищет лекарство для своей сестры, попутно берясь за любую работу, которую ему дают в деревушке.
В своих поисках Ниер, кроме сражения с бесчисленным количеством теней, встречает верных компаньонов. Первым из них становится странная говорящая книга – гримуар Вайсс. Это один из тех самых главных гримуаров, который должен провзаимодействовать с гримуаром Нуар и вернуть человечество к жизни, но вот незадача – Вайсс потерял свою память, а вместе с ней и немалую часть магических сил. Вайсс весьма болтлив и заносчив, но при этом искренне пытается помочь Ниеру.
Суровый снаружи, но добрый внутри
Далее мы знакомимся с эффектной девушкой в ночном белье по имени Кайнэ. У Кайнэ сразу два “секрета”: один из них раскрывается сразу же – она частично одержима безумной и агрессивной тенью по имени Тиран; вторую тайну Кайнэ мы узнаём лишь во время второго прохождения игры – в детстве всё её родное поселение издевалось над ней и сторонилось её за то, что девочка была гермафродитом, и имела набор половых органов обоих полов. Родителей своих она не знала, и единственным человеком, который нормально к ней относился, была её бабушка. Вместе они жили на отшибе, чтобы сильно не мозолить глаза местному населению, но в один день их дом атаковала гигантская тень, убившая бабушку Кайнэ и практически убившая её саму, и именно в этот момент ей частично овладевает Тиран, предлагая свою помощь.
Да, та самая, по которой миллион фан-артов и косплеев
Третий важный персонаж – слепой мальчик Эмиль. На самом деле он не слепой, но постоянно носит повязку на глазах, потому что его взгляд необратимо превращает в камень абсолютно всё, на что он посмотрит. Сразу, забегая вперёд, расскажу его историю: во-первых, Эмиль – один из немногих (если не вообще единственный) реальный человек в игре на момент событий основной части. Во-вторых, Эмиль – результат генетических опытов организации Хамелин, которая пыталась создать идеальное оружие. У Эмиля была сестра Халуа, которую изначально и накачивали частицами Масо, создавая смертоносное оружие, но проект вышел из-под контроля, потому что измененная до неузнаваемости, совершенно безумная Халуа стала неуправляемой. Тогда организация задействовала свой план по противодействию таким ситуациям, этим планом и был Эмиль, который “запечатал” свою сестру.
Эмиль, правда, всех этих событий до определенного времени не помнит. Но в один из поздних этапов игры, мы, вместе с ним, узнаём о нём правду, а также находим его запечатанную сестру в теле ужасного монстра. Мы находим способ “распечатать” Халуа, и Эмиль даёт ей себя сожрать в надежде, что Ниер победит её и таким образом спасёт души обоих. Ниер успешно справляется с задачей, однако, выживший Эмиль полностью утратил своё человеческое тело и превратился в странное создание с металлической головой со страшным оскалом. Да-да, именно маску Эмиля постоянно носит Йоко Таро на различных мероприятиях. Тем не менее, несмотря на вселенскую печаль Эмиля фактом превращения в уродца, он обретает новые магические силы, позаимствованные у сестры, а также теперь спокойно может смотреть на мир “своими” глазами, не боясь превратить кого-то в камень.
Эмиль после превращения в Йоко Таро бестелесное существо
Возвращаясь к событиям игры: наша разношерстная компашка безуспешно ищет лекарство для Йоны, путешествую по разным локациям, и натыкаясь на самые различные виды общин репликантов, и, конечно же, на бесчисленное количество теней, которых Ниер со товарищи без зазрения совести вырезает. На втором прохождении, когда мы, благодаря тени внутри Кайнэ, можем видеть в виде субтитров речь теней, мы понимаем, что это такие же осознанные, и далеко не всегда враждебные существа, как и репликанты, а по сути – души людей, самых разных, от агрессивных до мирных, от стариков до детишек и даже животных (тень волка, например, имеет очень трогательную и грустную историю, хотя, во время первого прохождения, это просто страшный безжалостный зверь-враг). Репликанты видят их как злобных созданий только по причине того, что, обретя самосознание, они подсознательно противятся процессу возвращения в них гештальтизированных душ, которые просто заменят собой их личности, и где-то на уровне подкорки воспринимают их как строго враждебных.
Тень лидера волчьей стаи с трагичной судьбой
Тем временем, Шэдоулорду надоело ждать больше тысячи лет, пока репликанты там сообразят вернуть тела людям, и он решает взять инициативу в свои руки, врываясь вместе со своей небольшой армией теней в деревушку Ниера, чтобы похитить Йону-репликанта. И ему это удаётся. В то же время происходит занимательный диалог встретившихся гримуаров Вайсса и Нуара. Нуар пытается втолковать своему сородичу, что они вообще-то должны слиться и выпустить в мир всех “теней”, хранящихся в них. Вайсс, в конце концов, восстанавливает воспоминания, но отказывается от слияния, желая помочь своим друзьям-репликантам. Конечно, в этот момент игрок еще не знает об истинной природе теней и Шэдоулорда, воспринимая их как максимально враждебных созданий, пытающихся устроить апокалипсис, а потому решение Вайсса выглядит логичным. В сражении с одной из самых сильных теней, у наших героев не остаётся другого выхода, кроме как запечатать дверь вместе с этой тенью и удерживающей её Кайнэ с помощью силы Эмиля (тогда он еще был в человеческом обличии). В итоге, Кайнэ становится камнем, Йона похищена, и Ниер-репликант остаётся у разбитого корыта.
Как они умудрились создать потрясающую постановочную сцену разговора двух КНИГ - уму непостижимо
Далее игра пропускает 5 лет, и показывает повзрослевшего и заматеревшего в бесчисленных битвах с тенями Ниера, который не оставляет попыток вернуть сестру. Тогда же происходят события с Эмилем, о которых я писал выше, а Ниер находит место “обитания” Шэдоулорда. Но чтобы туда попасть, надо собрать несколько “ключей”. При этом Девола и Попола, активно помогавшие нам всю первую половину игры (судя по всему, в стремлении свести Вайсса и Нуара), теперь начинают действовать как-то уклончиво, будто с неохотой, хотя всё ещё периодически делятся полезной информацией. Зато Эмиль, в своей новой форме, смог распечатать несчастную каменную Кайнэ и вернуть её к жизни. Путешествуя по различным локациям (большую часть которых мы уже посещали ранее), наши герои потихоньку находят ключи, попутно занимаясь такими замечательными делами, как геноцид волчьей стаи (не, ну а чё они тут ходят, СКАЙРИМ ДЛЯ НОРД…в смысле, пустыня для людей!), геноцид целой деревни со всеми жителями (Эмиль – МОЩЬ), геноцид “детского садика” теней…в общем, прекрасными общественно-важными действиями.
Девола и Попола не пускают героев дальше
Собрав все ключи, Ниер с компанией добираются до жилища Шэдоулорда, но сначала, путь им преграждают Девола и Попола. Именно в этот момент они и раскрывают основной сюжетный твист игры – Ниер-то не настоящий!
Рассказывая про теней, которые на самом деле души людей, про роль Шэдоулорда и их самих в проекте Гештальт, они надеются отговорить Ниера от битвы, но всё тщетно. В итоге, запрограммированные защищать проект любой ценой, они вступают в схватку с Ниером и его друзьями. Сначала, битва проходит довольно спокойно, так как обе стороны не особо хотят вредить друг другу. Но в пылу сражения Ниер смертельно ранит Деволу, от чего Попола приходит в неконтролируемую ярость, выпуская сумасшедшей силы магическую волну в наших героев.
Эмиль жертвует собой, чтобы спасти Ниера и Кайнэ, всё это сопровождается душещипательной сценой прощания, и в итоге Кайнэ, Ниер и Вайсс идут на Шэдоулорда уже без Эмиля. Мы видим Йону, которая до сих пор без сознания, хотя её гештальтизированная душа уже в теле репликанта. Шэдоулорд – финальный босс игры. Ниер-репликант побеждает своего “настоящего” двойника и убивает его, при этом Вайсс жертвует своей оболочкой, превращаясь в бестелесную форму. Перед тем, как Ниер нанес Шэдоулорду смертельный удар, просыпается Йона, но это именно та Йона, которая была с Ниером-человеком в супермаркете в начале игры. Она толкает трогательную речь о “другой девочке внутри неё, которая тоже хочет встретиться с братом”, и говорит, что не может так жить. Таким образом, душа Йоны покидает тело репликанта и воссоединяется с душой брата, после его смерти, в “загробном мире” (миленькая сценка в концовке B). А Ниер и Йона - репликанты теперь вместе. Кайнэ, чувствуя, что “размякла”, и тень Тирана берет над ней контроль, предпочитает удалиться куда подальше. Это концовка [A] игры NieR: Replicant.
Последний бой игры (да, перед вами папа-Ниер из версии Gestalt)
В других концовках, кроме упомянутой сцены воссоединения, можно наблюдать, например, битву между захватившей Кайнэ тенью и Ниером, в результате которой у нас есть развилка на два пути: первый – убить Кайнэ и избавить её от страданий, второй (который открывается только любимым извращённым путём Йоко Таро, как и в предыдущих играх – сбором и прокачкой всех существующих в игре видов оружия) – спасти Кайнэ, но “стереть” Ниера из этого мира, как будто его никогда и не существовало. Последняя концовка удалит весь ваш игровой прогресс, все собранные вещи и все сохранения.
Как вы уже поняли, независимо от концовки, наши игровые действия приведут к вымиранию цивилизации. Со смертью Шэдоулорда и Вайсса гештальты никогда не смогут вернуться в тела, и постепенно будут превращаться в теней и исчезать, а репликанты, не способные к воспроизведению и потерявшие гештальтов, обречены на смерть от "чёрных письмён" . На этом, история NieR заканчивается, и начинается огромная и сложная для понимания предыстория NieR: Automata, но об этом мы поговорим уже в следующей части.
Напоследок, хотелось бы упомянуть про потрясающей красоты музыку в этой игре. NieR - первая совместная работа Йоко Таро и композитора Кейчи Окабе (далее они будут вместе работать над Drakengard 3 и NieR: Automata). Музыка в NieR замечательно дополняет атмосферу самыми разнообразными мотивами и вокалом на несуществующем языке, являющимся смесью нескольких европейских и азиатских языков сразу. Просто послушайте как-нибудь отдельно весь саундтрек игры - вы не разочаруетесь.