Вторжение России в Украину

Памятка для общения с непрофильной прессой

Дата публикации: 22.10.2014 16:27:41
Поделиться:  

Статья Константина Говоруна с сайта ru.ign.com.

В последнее время участились истории, когда федеральный телеканал делает отвратительный репортаж о геймерах, косплеерах или анимешниках. Казалось бы: все людям показали, все рассказали, те дружелюбно покивали, а на выходе – какая-то злобная ерунда. Что с этим делать? Если опытный игровой журналист еще более-менее подготовлен к тому, чтобы правильно давать комментарий на камеру федерального телеканала, то посетители «Игромира» или аниме-фестивалей – нет. Поэтому я подготовил для вас простую памятку, которая поможет справиться в сложной ситуации и выставить всех нас в правильном свете.

Узнайте, какую историю хочет рассказать журналист.

Телеканалу неинтересно сделать просто «репортаж с Игромира» и рассказать, что было на выставке. Им нужен сюжет, с моралью и репликами героев, которые эту мораль легитимизируют. Все остальное будет нещадно вырезано. Поэтому прежде, чем участвовать в любых передачах или съемках, спросите, как это будет использовано, в каком ключе готовится история. Проще все спросить невинно в лоб: «А как вам выставка?» или «А что сами думаете об этой игре?». Журналисты тупы, они честно вам скажут, что аниме убивает, а все косплееры – идиоты. После этого вы можете смело говорить им «до свидания» и уходить из кадра. Бывает и так, что съемочная группа только что приехала и пока не знает, под какую историю проще подобрать персонажей. Тогда ей можно дать совет: например, восторженно сказать, что на стенде Wargaming проходит конкурс на знание Второй мировой или что косплеерши такой-то игры особенно красивы. Журналисты могут и клюнуть.

Помните, что по умолчанию журналист – ваш враг

Съемочным группам или фотографам часто еще в редакции дают задание - снимать самую грязюку, трэш, фриков и задротов. Дело в том, что очень просто сделать негативный репортаж и объяснить зрителям, почему явление X – полный кошмар. Зато объяснить тем же зрителям, почему то же явление X – это хорошо, довольно сложно. Тут нужно подумать, разобраться в теме, тут нужно снять все красиво, помочь героям не тушеваться и рассказывать живо и интересно. И это даже если не считать того, что в представлении общества игры – зло, и для трансляции другой точки зрения нужна некоторая смелость. А журналисту ведь наплевать, у него такие репортажи – на потоке.

Есть исключения. Например, в авторскую программу Ирины Прохоровой на радио меня позвали, объяснив, что ведущая хочет рассказать аудитории, что игры (как и комиксы, например), – это такое современное искусство. И это была правда. Но если журналист не говорит вам, что у него за история, то считайте, что он скорее всего враг, и просто отказывайтесь ему в чем-либо помогать.

Не участвуйте в заведомо враждебных историях

Не стоит думать, что вот вы такие смелые сейчас все расскажете миру, и телевизионщики зарукоплещут, а хейтеры на коленях приползут просить прощения за наезды на игры. Всю вашу аргументацию вырежут на монтаже. Я хорошо помню историю, когда я час рассказывал на камеру о жанрах игр, а в программу попали только пять секунд шутки о том, что в симуляторах тенниса у спортсменок грудь покачивается. А когда я пришел в ТВ-передачу с прямым эфиром и в гримерке упомянул, что собираюсь защищать игры, меня исключили из числа основных гостей передачи, посадили в зрительный зал и дали слово только секунд на десять и только чтобы моим участием поднять статус всего балагана. И слава богу! Потому что я бы не смог дискутировать с пятью профессиональными истеричными клоунами. В заведомо враждебных историях вы либо проиграете и выставите любимое увлечение в плохом свете, либо вас просто не покажут.

Знайте, что любое сказанное вами слово будет извращено и использовано против вас

Это особенно важно для посетителей выставки. Не разговаривайте с журналистами так, словно это нормальные люди, и они хотят разобраться в теме. Разговаривайте с ними как с ментами, которые шьют вам дело. Вот, допустим, вы – косплеер. И рассказываете на камеру, что вживаетесь в роль любимого персонажа. С точки зрения журналиста, вы – ребенок-аниме, который мечтает стать орком с планеты Железяка и насиловать учительницу свернутой в трубочку конституцией РФ. Вы ненормальный. Можно взять вашу реплику «хочу вжиться в роль любимого персонажа» и наложить видеоряд из Call of Duty: Modern Warfare 2 с расстрелом в аэропорту. Или Sonic the Hedgehog. Вроде бы, здоровая двадцатилетняя девушка, бедра широкие, грудь вздымается, а вместо подвенечного платья ходит прилюдно в костюме синего ежика-мутанта. Обвинят в том, что рождаемость из-за игр такая низкая. Это журналисты. У них работа такая – сочинять сенсационные, острые истории на кончиках пальцев.

Поэтому придумайте себе предельно понятную и безупречную легенду на цивильном языке и не отклоняйтесь от нее. «Я пришел посмотреть на игру Metal Gear Solid 5 от режиссера Хидео Кодзимы». «Косплей – это творческое хобби. Мы шьем красивые костюмы по сложным выкройкам и участвуем в любительских постановках по мотивам игр». Не «мне важно точно воспроизвести каждую заклепку на сапогах, чтобы фанаты на форумах не обложили матом», а «у меня творческое хобби». Если вы – девушка, которая сшила себе костюм персонажа-мужчины, ссылайтесь на театральный опыт. Дескать, Сара Бернар в роли Гамлета – ваш кумир. И вот вы тоже хотите развить актерские навыки. Если вы играете в Dota 2 или World of Tanks, объясняйте: «Киберспорт – это официальный вид спорта, признанный в РФ. Это как шахматы, только здесь еще нужны реакция и работа в команде». Журналисты не настолько тупые, но зато очень ленивые, они ухватятся за аналогию с шахматами и раскрутят ее дальше (что вам и требуется!). Если вы играете в The Last of Us, – только не смейтесь, – скажите с умным видом, что это «Гражданин Кейн» от видеоигр. «Новый способ излагать историю через игру». А, например, Assassin’s Creed – это игра, где в точности воспроизведен Нотр-Дам времен Великой французской революции, и вообще ее следовало бы изучать на уроках истории в школе. И вот хрен к чему-либо из этого журналист придерется. Можно преувеличивать и передергивать, это нормально! Все равно журналист не сможет проверить и опровергнуть.

Не ввязывайтесь в дискуссии

Насилие в играх, изображение русских в играх, – это все темы, где любая попытка переспорить соперника, скорее всего, обернется против вас. Потому что у него наверняка будет больше опыта, и ведущий с редактором будут на его стороне. Займите оборонительную позицию и повторяйте простые, безупречные реплики. Насилие в играх вредит детям? Возрастной рейтинг. Игры с насилием – как табак. Сделаны для взрослых. Но дети все равно покупают игры? Возрастной рейтинг. Родители покупают детям игры? Возрастной рейтинг. Предоставьте собеседнику или, скажем, государству право строить теории, как наказывать родителей. Вы ничего не знаете, ваша броня – возрастной рейтинг. Руки прочь от нашего взрослого Mortal Kombat. «Русские в играх изображены плохо?» «Да, такое бывает, но подобных игр мало, а из скандальной Call of Duty: Modern Warfare 2 сцену изъял издатель. Кто ее видел – тот пират».

Не надо пытаться объяснять, что это всего лишь игры или что в Call of Duty есть и хорошие русские. Достаточно сказать: случаев мало, мы их тоже осуждаем, издатели их тоже осуждают, а от остальных нормальных игр – руки прочь. Геймеры убивают? Просто скажите, что каждый второй молодой человек в развитых странах – это геймер. И если один-два геймера за год во всем мире кого-то убьют, то по статистике выходит, что это простое совпадение. Кто-то соленые огурцы ест, но если он убьет человека, то не будут же винить соленые огурцы? Убийств геймерами мало, геймеров – сотни миллионов. Повторяйте это, пока от вас не отстанут.

Напротив, не нужно пытаться объяснить, что игры не влияют на детскую психику (вы же не психолог) или что в Call of Duty на самом деле русские изображены нормально (там же их надо убивать). Это слишком сложно. Вас сожрут.

Запомните наизусть несколько простых объективных позитивных фактов

Журналисты зачастую думают, что игры – это какая-то субкультурная фигня. Козыряйте фактами и цифрами. «В России – сорок миллионов геймеров». «Популярные игры вроде Grand Theft Auto и Mario Kart собирают в прокате по миллиарду долларов». «Авторы игры World of Tanks помогают музеям Великой Отечественной войны и способствуют военно-патриотическому воспитанию молодежи». «Рынок игр в мире уже обогнал рынок кинопроката». «Британская киноакадемия признала игры новым видом искусства». Обязательно вставляйте эти факты в любую вашу реплику по любому поводу. Высок шанс того, что журналист их оставит или даже, возможно, сделает основой для истории репортажа. И тогда все будет если не прекрасно, то хотя бы нормально.

P.S. Также рекомендую почитать другую статью об игровых стереотипах непрофильной прессы.

Рейтинг публикации 6 нравится 3 не нравится
Загрузка...
новыестарые3 ком.
Ком. на странице5102050100
Инкогнито22.10.2014 19:44:56
Говорун (Wren) теперь вон оказывается где.
Игровой разум
Прометей (уровень 29)22.10.2014 19:39:45
Полезная статейка. Спасибо!
 
игры не влияют на детскую психику
Вообще-то они весьма неслабо влияют на психику, в особенности на детскую, однако, вовсе не так, как нам постоянно втирают СМИ, а в точности наоборот.
Игры стимулируют работу головного мозга, совершенствуют воображение, помогают развивать творческие способности, глубже раскрывают внутренний мир. Игры являются неотъемлемой потребностью человеческой психики.
Последняя надежда человечества
fmn1959 (уровень 30)22.10.2014 17:24:21
Главное при общении со СМИ это лицо, которое с Вами общается или берет интервью. Если Ваше intelligence quotient или психологическая подготовка выше, то смело можно экспериментировать, если нет, то можно и "поиграть".)