Игры - штука странная. На 2017-й год их так много, что глаза разбегаются. Ты ищешь и ищешь во что бы поиграть и, в конце-концов, находишь. Кого-то тянет на стелсы, кто-то любит шутеры, кому-то стратегии подавай. Я же последние полгода выбираю игры по ощущениям, которые они мне дарят во время игры.
Инквизиция, вперед!
Dragon Age: Inquisition получилась довольно противоречивой игрой, кто-то ругал её за обилие квестов типа "принеси-подай", кто-то превозносил за сюжет и проработанных персонажей. Лично я отношусь к тем, кто эту игру ругал, но вместе с тем, провел там более 100 часов. Как же так? Ответ прост. Игра, при всех своих минусах даёт очень насыщенное и полное ощущение того, что ты являешься главой Инквизиции, могущественной организации, которая чуть ли не отдельная страна. У тебя есть замки, армия, территории. Персонажи, которых ты встречаешь, оказывают тебе всякие почести и благоговеют перед тобой. Конечно, большинство этого происходит на словах, но несколько геймплейных механик помогают претворить это ощущение в жизнь.
Как видите, механик немного, все довольно простые, но все работают. Игрок, не командуя огромными армиями и не отстраивая города, тем не менее чувствует себя настоящим правителем, лидером и самодержцем, чья власть практически безгранична, а авторитет непререкаем.
Пришельцы наступают.
Другим примером игры, которая дарит то самое ощущение, может служить мой любимый XCOM: Enemy Unknown. Игра, не перегружает игрока деталями, но аккуратно вовлекает его во все процессы, помогая почувствовать себя настоящим Командиром XCOM. Здесь механик так же немного, но они влияют на геймплей гораздо сильнее.
По сути, эти 3 механики и есть вся игра. Как я и сказал, игрока не перегружают деталями, но вместе с тем дают достаточно возможностей для того, чтобы именно почувствовать себя главой секретной организации, которая борется с пришельцами.
Так почему же не все игры умеют передавать ощущение?
Хороший вопрос, рад, что спросили. Дело в том, что многие игры перегружают игрока ненужными деталями, дают ему слишком много возможностей и информации, в результате чего игрок просто слишком занят, чтобы почувствовать, ощутить себя в роли того, кем он должен быть в игре. Ощущения также лишает и отсутствие возможностей у игрока. Когда тебя только и говорят, что ты тот-то и тот-то, но не дают никаких механик для того, чтобы ты сделал что-то сам и ощутил себя тем, кем должен ощущать по сюжету игры.
Ярым примером тут могут служить Mass Effect и XCOM 2. В них тебе постоянно говорят, что ты СПЕКТР или Сопротивление, но ты не занимаешься ничем, что помогло бы тебе почувствовать себя СПЕКТРом или Сопротивлением. Шепард в МЕ1 - это просто стандартный РПГ-путешественник, который бегает из точки А в точку Б и решает какие-то квесты и вопросы. Никаких полномочий, никакой отчетности, финансирования и тд. Тебе на словах говорят, что ты СПЕКТР - важная шишка, но ощущение от этого не появляется, увы!
То же и с XCOM 2, тебе втирают на каждом шагу, что, мол, ты Сопротивление и сейчас вы как устроите пришельцам революцию! Но на деле игрок просто перемещается по миру, выполняя операции, которые ничем не отличаются от операций в первой части. Для того, чтобы почувствовать себя Сопротивлением, нужно было дать в руки инициативу игроку, чтобы он решал когда нападать, на кого нападать, как нападать. Грабить ли корованы поезда или совершить теракт, атаковав местные войска Адвента. Только так можно было передать ощущение Сопротивления и Революции, ведь они как белые в шахматах - всегда ходят первыми. А власть, против которой они борются, отвечает на их нападения, начиная охоту на "террористов" и закручивая гайки в обществе.
В XCOM 2 же решили пойти по схеме первой части, не давая игроку никаких инициатив. Вот на карте появилась миссия - иди и делай, не сделаешь, будет а-я-яй. Даже стелс разрешили только до первого выстрела, никакой возможности стелсить весь уровень. А ведь потенциал был, увы!
Итоги
Игра - это, в первую очередь, погружение. Абстрагируясь от реальности, мы попадаем в мир, в котором становимся кем угодно и когда угодно. Мы хотим почувствовать себя великими королями, могучими героями, брутальными солдатами и лихими гонщиками. Игра должна давать тебе ощущение, иначе какой смысл играть?
P.S.: А во что играете вы и какие игры дарят вам ощущение?