“Современный футбол – это игра скорости и фантазии.”
Валерий Васильевич Лобановский.
Да, глаза вас не обманывают. Это действительно мой первый обзор на “большую” игру. Mas7er уже не торт, продался западным корпорациям, ест младенцев...о чем это я? Ах да. Сегодня мы поговорим об очередной игре серии FIFA от EA Sports. Кто из вас не знает EA? Думаю, таких нет. А кто не слышал о FIFA? Пожалуй, только тот, кто и о футболе не слышал. В футбольный симулятор, созданный канадцами, играют все: от маленьких детей до взрослых и даже пожилых людей, от парней “со двора” до звезд мирового футбола.
FIFA всегда была сверхпопулярной игрой, но особенного расцвета достигла в последние годы, в основном благодаря двум моментам: самоликвидации единственного конкурента-Pro Evolution Soccer и введению полюбившегося многим режима Ultimate Team, о котором чуть позже.
Что-то новенькое?
Говорить обо всех режимах, присутствующих в FIFA нет смысла, это займет несколько часов вашего времени и утомит уже на 59-й странице увлекательнейшего чтива. Скажу лишь, что всё популярное осталось на месте – карьера за тренера и игрока, онлайн-схватки, клубы-ПРО, где можно играть в одной команде с друзьями…что же появилось нового?
Во-первых, всеми уже сто раз перемусоленная тема женских команд. Да, в игре появилась возможность играть за некоторые женские мировые сборные, против, собственно, других женских национальных сборных. Игра за девушек мало чем отличается от основного геймплея, разве что чуть меньше борьбы и чуть больше комбинационного футбола. Разочек-два поиграть интересно. Дальше-нет смысла.
Далее, пожалуй, главное нововведение, и касается оно уже упомянутого режима Ultimate Team. Для тех, кто пробыл в танке последние несколько лет: FIFA Ultimate Team – это коллекционная карточная игра внутри футбольного симулятора. Вы собираете свою команду, открываете комплекты с игроками и надеетесь на удачу. Играете своим составом в различных турнирах, одиночных или онлайн, получаете игровую валюту, снова открываете комплекты…и так далее. Есть возможность покупать карточки игроков на трансферном рынке, и боеспособный состав собрать не так уж и сложно. Но если вы мечтаете заполучить в свою команду каких-нибудь суперзвезд вроде Месси или Роналду, готовьтесь отваливать несусветные реальные деньги, и даже в таком случае остается уповать только на своё нечеловеческое везение.
Чтобы хоть как-то исправить такую несправедливость, в FIFA 16 был введен режим под названием Draft, суть которого знакома любителям ККИ (например, в Hearthstone есть полный аналог – Арена). Вам случайным образом предлагают выбрать несколько схем-расстановок, а далее на каждую позицию дают выбор из пяти футболистов. Как всегда в Ultimate Team, нужно находить баланс между мастерством футболиста и его сыгранностью с другими членами команды. Вот тут-то шанс заполучить Месси, Роналду или других самых известных футболистов планеты весьма велик.
После сбора команды вы отправляетесь играть с другими такими же наспех собранными составами (или против компьютера, в зависимости от выбранного режима) серию матчей до первого поражения. Максимум может быть 4 победы.
Стоимость входа в этот режим довольно приличная, и отнюдь не всегда это окупается. Но играть в Драфте чрезвычайно интересно и увлекательно.
Врёшь, не уйдешь!
Основные изменения в FIFA 16 коснулись геймплея. Сказать, что он отличается от предыдущей части-не сказать ничего. Такие разительные отличия я, как фанат серии на протяжении уже 16 лет, вижу впервые. К предыдущим частям было очень много нареканий. Там “рулили” игроки с высокой скоростью Они могли не обладать больше никакими приличными игровыми качествами, но за счет скорости легко обходили любую защиту и спокойно раскатывали вратарей. В новой части такого нет и в помине. Скорость тут не решает ничего. Любой никому не известный защитник из низшей лиги 9 из 10 раз не пропустит Месси мимо себя. В таких условиях просто приходится много комбинировать, а учитывая изменившуюся систему пасов, где даже со включенным “ассистентом” нужно практически идеально рассчитывать направление и силу передачи, чтобы она дошла до адресата, игра становится очень вязкой и тягучей, и на первое место выходит тактика. Ребята из EA взяли и клонировали систему одного из моих (и не только моих) любимых футбольных симуляторов за всю историю – Pro Evolution Soccer 6. Очень смелый ход, браво!
Конечно, комбинировать и применять различные тактические уловки очень сложно неподготовленной аудитории, поэтому нередко встречаются игроки, пытающиеся играть просто и однообразно-смещением быстрых фланговых футболистов в центр. Штука работает довольно эффективно, но приноровившись, можно научиться легко обезвреживать таких противников, пусть первые десятки матчей вас это будет до жути раздражать.
Вторая основная жалоба на предыдущие части касалась голкиперов, которые изрядно подтупливали и привозили бешеное количество нелепых мячей. Нельзя сказать, что проблему эту EA решили полностью, но вратарских ляпов все же стало меньше. К тому же вратарям приделали совершенно бешеную реакцию и прыгучесть, что, кстати, оставляет весьма противоречивые ощущения. Порой кажется, что на воротах стоит человек-паук, а не условный Акинфеев.
Третий вал негодований шел от онлайн-игроков и касался двух вещей: стабильности серверов и так называемых “читеров” – в сообществе FIFA так называют игроков, которые каким-то образом организуют разъединение с соперником в самом начале матча. В итоге соперники получают по небольшому количеству внутриигровой валюты, но сам результат матча никак не засчитывается. Читеры таким образом набирают по зернышку деньги, а их соперники лишаются нервных клеток в поиске нормальных противников.
Итак, по порядку. В новой части проблем с серверами пока никаких не наблюдается. Даже в день релиза всё работало стабильно. Соперник находится довольно быстро (всё это касается ПК-версии, на консолях с поиском противников могут быть затруднения). Что же до читеров – проблема никуда не делась и её никак не решили. Разве что основная их масса перебралась в режим Драфта, где дают на парочку монет побольше. Очень грустно, EA, чем занимались ваши сотрудники, ответственные за онлайн целый год? Как всегда ковыряли в носу. Тут уж ничего не попишешь.
Старые/Новые песни о главном
Наверное, многих интересуют подвижки в графике. Тут всё не так радужно. Скажем так, если вы не наиграли 200+ часов в предыдущую версию, вы не заметите в графике ровным счетом никаких различий. Ну пририсовали парочку новых лиц, сделали эффект тумана на некоторых стадионах, добавили девушек (кстати, довольно деревянных в плане анимации), вот и всё отличие. Говорить тут не о чем.
Гораздо интереснее обстоят дела со звуком. Я не касаюсь всяких криков болельщиков, дикторов на стадионах и тому подобных вещей, всё это как всегда сделано добротно и качественно. Что касается музыки, в спортивных играх от EA с ней никогда не было проблем. Эта радостная тенденция продолжилась и в FIFA 16. Саундтрек как всегда отличный, и некоторые композиции идут прямиком в плейлист “Избранное”.
Ну и, наконец, то, чего так долго ждали российские фанаты серии. После многих лет несменяемой пары комментаторов Розанов-Соловьев, изрядно поднадоевшей очень многим, в серии дебютировали известные всем любителям футбола Георгий Черданцев и Константин Генич. Нельзя сказать, что дебют получился убедительным. Большая часть комментариев весьма вялая и не очень эмоциональная, к тому же, запас фраз все также не бесконечен и надоест уже через несколько часов игры. Зато все фирменные фразочки, вроде “Буффонище!”, “Пушка страшная!”, “Бляяяястяще” и т.д. на месте. Любители футбольных мемов в восторге, остальные-мимо.
рЭволюция
Итак, что же мы имеем? Произошла ли всеми так ожидаемая революция в жанре футбольных симуляторов? Безусловно, нет. И не может её быть в отсутствии конкурентов. Возможно, когда-нибудь кто-то оживит труп PES, пусть земля ему будет пухом, но пока FIFA варится в собственном соку. Отрадно лишь, что EA Sports всё же вносит какие-никакие изменения в геймплей, и большая часть из них-действительно удачные.
В общем, как всегда, любители футбола играют сутками, остальным абсолютно все равно, что там вообще происходит в мире виртуального ногомяча.
Плюсы:
+Новый интересный режим Draft
+Значительные и удачные изменения геймплея
+Как всегда отличная музыка
+Новые комментарии. “Любимый счет Фабио Капелло!”
Минусы:
-Технические огрехи, нерешенные вопросы
-Никаких графических новшеств
-Комментарии могли быть и лучше.
Итог: 4,2/5
P.S. Как всегда, обладатели версии для Xbox получили бонус в виде легенд-игроков прошлого.